Несложнее всего было определиться с оценкой для  Neva. Сам факт, что это игра от авторов шедевральной  Gris, и трейлеры не оставляли вариантов. Куда сложнее очутилось получить и отстоять право писать этот обзор — мне пришлось отбиваться от натиска красивых девушек. А самым сложным было избрать, какими именно из примерно сотни отснятых в состоянии эстетического аффекта скриншотов иллюстрировать этот материал — все они также отличны. Что же сама игра — исключительно восторг, слёзы и сопли или всё-таки есть к чему придраться?

Красное на чёрном

Восхищения, конечно, много, слёз и соплей поменьше (об этом чуть позже), но в любом случае нужно сразу признать, что перед нами на этот момент самая красивая и высокохудожественная игра на свете. Да, то же самое я писал про Gris, но в Neva художники Nomada Studio затмили сами себя.

Стиль и приёмы всё те же. Каждой главе и теме игры соответствует свой цвет. В прошлой труду испанской студии цвета олицетворяли разные стадии принятия горя, а в новой они подобраны под времена года, но резонируют и с расположением, атмосферой, с тем, что в данный момент происходит по сюжету. В итоге получились удивительно разные по цвету, но одинаково прекрасные кадры.

Художники всё так же немало играют на контрастах — на сочетании чёрного и белого, красного и чёрного, маленьких фигурок персонажей и огромного неба, гор на поле, уходящих в бесконечность мостов, исполинских архитектурных сооружений и так далее. В Neva контраст сильнее, мазки чуть плотнее, краски пунктами более насыщенные, добавились элементы немецкого экспрессионизма (все эти чёрные скрюченные руки-ветки) и совсем уж сюрреалистичный дизайн немало монстров.

Художники рисуют не лучше, а концептуальнее, что ли. В итоге тут есть совсем уж гениальные кадры и ни на секунду не покидает ощущение, что находишься на интерактивной выставке нынешних художников, которые в своих работах спокойно чередуют экспрессионизм, импрессионизм, сюр и эстетику комиксов Фрэнка Миллера (Frank Miller).

Не The Last Guardian, но тоже мощно

А вот с сюжетом в Neva для меня не всё однозначно. То есть он тоже, безусловно, прекрасный и эмоциональный, и за подчёркнуто простой фабулой исчезают свои метафоры и символы. Просто мне он показался чуть менее прекрасным, эмоциональным и метафоричным, чем в Gris.

История в цельном понятная: девочка по имени Альба вместе с волчицей и волчонком не совсем обычного (скорее всего, волшебного или божественного) генезисы сражаются против метафизической тьмы, которая постепенно поглощает всё вокруг и убивает всё живое. Тут сразу возникают ассоциации и с японской арт-игрой  Okami, и с гениальным аниме «Принцесса Мононоке».

Уже в самом начине Альба остаётся одна с волчонком по имени Нева, и они вместе продолжают свой путь. Посещают разные локации в различные времена года, спускаются под землю, поднимаются под самые облака и даже выше, сражаются и решают загадки на поверхности среди руин, в храмах и прочих причудливых сооружениях. И по мере того как лето сменяется осенью, зимой и весной волчонок взрослеет. «Из непослушливого малыша вырастет внушительный зверь со сложным характером. Он не раз будет испытывать на прочность любовь Альбы и их преданность товарищ другу», — сообщают авторы в описании игры.

Прочитав это, я подумал, что нас ждут механики взаимодействия с животным — его придётся приручать, догонять, возвращать, учить или что-то в этом духе. Но нет, это всё-таки не  The Last Guardian. И вот эту заявленную тему сценаристы толком не отработали. Лишь чету раз за игру возникают какие-то намёки — например, в самом начале приходится подгонять отставшего волчонка и подбадривать его перед опасными скачками.

Поначалу Неву приходится частенько защищать, но потом зверь и сам начинает нам помогать.

Поначалу Неву приходится частенько защищать, но потом зверь и сам начинает нам помогать.

А вот с задачей показать любовь и преданность авторы управились на 150 процентов. Neva как минимум войдёт в историю как одна из лучших игр про животных-компаньонов — за время прохождения возникает весьма сильная эмоциональная привязанность к волчонку. Правда, тут заслуга не сценаристов, а опять же художников, потому, что анимации объятий Альбы и Невы — это если не самое отличное, то уж точно самое трогательное в игре.

Отсюда сопли и слёзы. Но они у меня случились не в финале, как на то, видимо, рассчитывали авторы, а ранее, когда в какой-то момент я вдруг предположил, чем эта история закончится. Закончилась она несколько иначе, и в целом у меня не случилось такого катарсиса, какой я изведал в финале Gris.

Neva: Обзор нового шедевра от авторов Gris

Но это чистая вкусовщина. А вот объективно можно сказать, что новая игра испанцев короче предыдущей. И она, разумеется, не такая многослойная, метафоричная и дискуссионная. В Gris многое строилось на том, что мы не знали толком, а могли только предполагать, кого же утеряла героиня, что с ней случилось и какое горе она пытается принять. В Neva свои интриги и метафоры, но в целом всё попроще. Не хуже, а по-другому.

Образцово то же самое можно сказать и про саундтрек: он в прошлом творении Nomada Studio меня зацепил больше, но просто потому, что там музыка немало акцентированная. В Neva она тоже очень выразительная и печально-прекрасная, но чуть менее запоминающаяся.

А вот чистый эстетический восторг тут испытываешь постоянно.

А вот чистый эстетический восторг тут чувствуешь постоянно.

Ничего лишнего

В чём новая работа Nomada Studio однозначно хороша, так это в геймплее. Кто-то считает, что он тут чересчур простой и скучноватый, но я решительно не согласен. К пазлам и платформингу авторы добавили экшн. По сути своей он нехитрый — чтобы ничего излишнего не отвлекало нас от истории и действий, которые её двигают.

Здесь не нужно думать о прокачке и поиске снаряжения, о расходниках и военных стойках. А нужно быстро уворачиваться и бить. Здоровье восстанавливается само по мере того, как мы проводим комбинации ударов, не получая урона. Список зачислений практически исчерпывается тем, что мы получаем по сюжету уже в начале — можно падать камнем на врагов (это пригодится и при исследовании), а также запускать волчонка как стрелу в противников или объекты.

Особенно полезно таким образом сбивать прекрасных, но агрессивных птиц.

Особенно полезно таким образом сбивать прекрасных, но агрессивных птиц.

На первый взгляд это действительно скучновато. Но участие Невы оживляет свалки — из щенка, который только стоит, скулит и смотрит, он превращается в зверя, способного атаковать синхронно с нами и обездвиживать неприятелей. А во второй половине мы сможем и оседлать его — верхом тоже можно бить и уклоняться.

К тому же надо видеть, как авторы подают сражения и в какие обстоятельства нас ставят, каждый раз удивляя. То мы уворачиваемся от врагов, которые в буквальном смысле катят на нас бочку (точнее, каменные блоки), то скачем в порталы, чтобы достать противников. То не сражаемся, а судорожно удираем от босса по разваливающимся мостам и прочим декорациям.

Есть ещё совсем гениальные зеркальные уровни, где нужно управлять одновременно Альбой и её отражением, двигаясь и атакуя в обратном направлении, — я такого ещё нигде не видал.

Наконец, сама режиссура и аудиовизуальная подача битв не давала мне заскучать. Ну вот скажите, можно ли зевать, глядя на такое?

При этом авторы вынесли баланс сложности. Это, конечно, не  Dark Souls, но и лениво закликивать оппонентов не получится. Очень часто нас запирают на манежу и спускают врагов, которые применяют разные тактики — атакуют сверху, запускают взрывную волну на расстоянии и так дальше. Да и мы должны не только уклоняться, но и грамотно превращать нашу лапочку Неву в смертоносный снаряд.

Что касается пазлов и платформинга, то ещё по Gris мы ведаем, что сотрудники Nomada Studio в этом деле мастера. Некоторые ситуации повторяются, и можно найти аналоги загадок из предыдущей игры, но и тут авторы всегда добавляют новые механики. Так, в первой половине игры мы получаем возможность с помощью стрелы-волка превращать висящие в атмосфере растения в платформы, потом тем же способом делаем из них трамплины, а ближе к финалу разрешат ещё и разбивать каменные препятствия.

Осенью цельные участки посвящены прыжкам в порталы. А зимой начинаются уже упомянутые зеркальные уровни, где я одновременно материл разработчиков и восхищался ими.

Опять же, это не супернавороченный пазл/платформер, но не забывайте, что тут на первом месте нарратив, атмосфера и художественный стиль. А сражения, загадки и прочие геймплейные элементы дополняют выходящее, к тому же постоянное вливание новых механик держит в тонусе.

Идеальное доказательство, что игры могут быть искусством, самый высокохудожественный экшн/платформер в вселенной, очередной шедевр от авторов  Gris — выбирайте любой комплимент, про Neva я их могу придумать много. И все они будут правы: пусть сюжет может показаться чуть менее эмоциональным и интригующим, чем в прошлом творении Nomada Studio, всё равновелико перед нами совершенно изумительное художественное произведение, где нет ничего лишнего и все элементы идеально подогнаны друг к товарищу. Но мне  Neva запомнится прежде всего тем, что благодаря этой игре я, возможно, заведу собаку…

Плюсы: эмоциональный, захватывающий сюжет; совсем очаровательный волчонок; идеально сбалансированный, ничем не перегруженный геймплей, сочетающий экшн, пазлы и платформинг; удачное по темпу добавление новоиспеченных механик; атмосферная музыка; великолепное художественное оформление.

Минусы: тема сложного характера волка не вполне открыта.

Оценка игры

Выбор Stopgame