Когда разработчики пытаются коряво запихнуть в игру идеологию, усердствуя попасть в информационный поток или продемонстрировать свою политическую ориентацию, проект, призванный занимать, скатывается в бездну разочарования. Студия из Бухареста Sand Sailor разрешила иносказательно рассказать о румынской революции 1989 года, увязнув в комплекте пропагандистских штампов и клише, не стыдясь воровать целые кусы идей или дизайнерских решений у своих более успешных коллег.

Black — The Fall начинается с ровного цитирования одного из эпизодов “Черного зеркала” с бесконечными линиями велосипедов и крутящими педалями людьми. И если в сериале выговор шла об обществе потребления, капитализме и корпорациях, то в версии от румын изнеможенные работники нескончаемой фабрики превращаются в несчастных жертв коммунистического режима.

Дальнейшее странствие по разрушенным заводам и городам, украшенным серпом и молотом, фрагментами антиамериканской пропаганды, а запоздалее постановочные сцены расстрелов, пыток и разливной клюквы с тоталитарными роботизированными карателями зовут в красное шапито. Зачем-то приплетенная сцена с разрушением дверей православного святилища и нарочно зомбированными людьми внутри лишь подтверждает думы об основных намерениях авторов.

Было бы еще понятно, если бы Sand Sailor Studio, заменив символику, попытались бы рассказать об оккупации Румынией Бессарабии, покаявшись в делах своих предков, но, видимо, коммерческого запроса на такие проекты в беднейшей краю Евросоюза просто не существует.

Если отбросить в сторону идейные одеяния, то Black — The Fall напрямую копирует основные идеи прошлогоднего INSIDE и классического Oddworld: Abe’s Oddysee, цитируя визуальные и дизайнерские решения или используя напрямую цельные куски уровней.

Вы управляете одним из представителей серой угнетенной массы с фонариком-антенной на башке, который стремится сбежать из страшного коммунизма в райские кущи капитализма. На линии у него стоят боевые красногвардейские роботы, пушки, лазерные решетки и ленинцы-надсмотрщики порядка.

Персонаж не может атаковать или обороняться, концентрируясь на использовании стелса, элементов окружения и скромного инструментария. В начине игры вы можете только прятаться и прыгать по платформам, но с получением прибора с дальнобойным излучателем у вас является умение манипулировать другими людьми, механизмами и роботизированной собакой, какая становится вашим основным помощником во второй половине истории.

Стоит признать, что головоломки у Sand Sailor Studio вышли разнообразными с практически не повторяющейся механикой и творческим подходом к их решению, но при этом они все невообразимо простые. Практически сразу вы понимаете, что и как сделать, и остаются лишь детали или цепочка поступков для выполнения нужного набора последовательностей.

Вы используете безвольных невольников, отвлекая чувствительные турели или несокрушимую собаку, способную застопорить многотонный пресс или целый рой управляемых ракет. Некоторые задания используют физику, заставляя применять познания из школьной программы или самые элементарные решения. При всей разнообразности головоломок авторы не вон утянуть пару идей из лохматого Another World.

Платформенные элементы предлагают определенные ограничения и проблемы, специфические для бюджетных проектов. Персонаж часто не допрыгивает, попадает в пояс видимости камеры, там, где не должен был попасть, не умеет спускаться нормально книзу, а трехмерная структура уровней исключительно обманчива. Там, где вы могли бы обогнуть проблему по уходящей в перспективу трубе, вам доводится искать сложные решения.

***

Основная проблема Black — The Fall кроется не в политической ангажированности, на какую при желании можно не обращать внимания (что мы и делали при выставлении финальной оценки), а в безотносительной вторичности всего проекта. Вырвав кучу дизайнерских решений и механик у немало успешных коллег, авторы так и не смогли превратить их в цепляющую за давлю историю или сложную пазл-игру. Перед нами очень куцый по времени микс из чужих цитат и идей со вторичной стилизацией, являющийся лишь блеклой снимкой сверкающих оригиналов. И это печально.

Игра пройдена на:

  • Intel Core [email protected] 3.40 Ghz
  • 16 GB RAM
  • ASUS ROG STRIX GTX1080 O8G GAMING
  • LG OLED 65C6V