Живо для платформы: не даёт героине погибнуть и не ставит перед геймером сложных задач: вместо проверки рефлексов в ней медитация, вместо дизайна степеней — красота, вместо «боссов» — жители глубин вроде черепах, дельфинов, ламантинов и китов, за каких можно цепляться, как за буксировщик. Надоело шевелить ластами? Присядьте на обелиск для медитации: за вас поплывут иные — скажем, толстоголовые губаны. А ещё так проще разглядеть пропущенные секреты. За исключением спринтов в водяных вихрях, ритм у игры таков, каким его мастерите вы.
Зато сложностей — кит наплакал. Головоломки сводятся к открыванию ворот, взаимодействию с дронами-помощниками или розыску ракушек, а чтобы никто не заблудился, океан поделён на локации. Для завершения очередного этапа странствия достаточно проплыть сквозь руины, оставленные на дне древней цивилизацией (лишь ленивый не увидит намёка на Атлантиду). Загадочности добавляет и то, что руины на манер сообщающихся сосудов связаны с миром духов, плодящим конфигурации жизни от контакта с героиней. Поначалу следы культуры — раритет, но по мере продвижения к ей одной известной цели девушка попадает в подводный город с залами, галерками и украшенными в подражание воротам Иштар стенами. Здесь полива на кирпичной кладке повествует о жизни некоей расы и её связи с вселенной игры.
Но роспись — не единственная отсылка к мифологии Междуречья. Древние шумеры веровали, что под землёй есть океан, питающий все водоёмы на поверхности. Они наименовали его Апсу — именно так, как озаглавлена игра. Поскольку Мэтт Нава не лишь разработчик, но и заядлый дайвер, он стремится показать океан как манер, а не конкретное место. Вселенная Abzu будто вне времени и биологических условностей. То мы среди персонажей мультфильма «В розысках Немо», то попадаем в меловой период, где клацают челюстями дунклеостеи, шевелят щупальцами аммониты и неторопливо перемещают свои многотонные туши эласмозавры. Для Навы океан не попросту место на карте или в истории, и этим переживанием он успешно делится с нами.
Существование начинает и выигрывает
Ещё один аспект философии Giant Squid — конфликт натуры и технологий, будь они хоть сто раз полезными и фантастическими. Во вселенной Abzu уживаются два начала: прекрасное связано с флорой и фауной, а безобразное — с покинутыми в пучине механизмами. Даже самая жуткая акула всё равновелико великолепнее машины, бьющей хищника током. Вот почему история с большенный белой акулой намеренно сделана такой же трогательной, какими случаются разве что мультфильмы Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki). В установленный момент понимаешь, что занят если не спасением здешней существования, то как минимум её поддержкой. И это, пожалуй, единственная суть происходящего.
Abzu раскрывает себя без текста и внятного сюжета, но при поддержки красок, движения, звука. Это больше произведение искусства, чем собственно игра. Ведь тут нет ни сражений, ни сложных задач, ни даже угроз — лишь пропасть спокойствия на пёстрой палитре. И хорошо, что в индустрии, чаще мастерящей ставку на соревнование, экшен и агрессию, нашлось место для подобный красивой диковины, где для вызова бури эмоций достаточно плыть по течению. Но если разыскиваете не только эстетику, но ещё и геймплей — проплывайте мимо.
Плюсы: потрясающая передача красок и существования океана; приятные дизайн и музыка; способ отдохнуть от суетни; добро побеждает.
Минусы: здесь больше созерцаешь, чем играешь; предыстория вселенной не раскрыта; сюжет рудиментарен; путешествие оказывается до обидного куцым.