Живо для платформы:
Обзор игры Final Fantasy XV
Король помер, да здравствует бойз-бенд
Смена режиссёра — самое важное, что случилось с проектом. Номура оставил после себя концепцию «фантазии, какая основана на реальности», большой открытый мир и основу для персонажей. Сюжет, его подачу и раскрытие героев доделывал уже Табата. Так Final Fantasy XV сделалась историей про четырёх друзей и восхождение на трон. Восходить будет принц Ноктис, наследник страны Люцис, единственный, кем управляет игрок. Его товарищи — Гладиолус, Игнис и Промпто — оригинальные телохранители, их первая цель — помочь принцу добраться до островного города Альтиссия, где он должен жениться на подруге младенчества, Лунафрейе.
В пути товарищи узнают, что на столицу Люциса — Инсомнию налетела империя Нифльхейм, отец, похоже убит. История скоро окрашивается в тёмные тона. И постепенно становится мрачнее и мрачнее. Сюжет трагичен, но трагичность не передаётся по эту сторонку экрана. Сценарий Final Fantasy XV создан как будто не для инородных. Вы окажетесь в центре событий почти сразу — и никто не будет повествовать в подробностях, что к чему.
С одной стороны, это правдоподобно — было бы удивительно, если бы принца, главное действующее лицо, вели за ручку. С иной — сюжет не создаёт целостной картины. Вставленные патчем первого дня видео из кинофильма Kingsglaive не помогают, даже немного сбивают с толку, так как не совершенно похожи по стилю на те ролики, что сделаны на движке. Добавляются к этому нелогичность кое-каких действий героев и подача заданий в стиле «принеси-подай». Такие квесты наша четвёрка выполняет для всех сряду — автомехаников и журналистов, ювелиров и детей.
Более того, во другой половине лёгкий сумбур сменяется неожиданными поворотами сюжета буквально в любой главе. И повороты эти иногда безумны и ничем не оправданы. Не вклиниваясь в спойлеры, скажу, что любимый приём господина Табаты — уложить кого-нибудь, желательно за кадром. А когда товарищи доберутся до Альтиссии, вас попросту «отключат» от открытого мира, позволив возвращаться туда лишь в воспоминаниях Ноктиса. Получается неумно: сюжет — отдельно, открытый мир — отдельно.
Немного спасает ситуацию наш «бойз-бенд». Нравы парней проработали, они выглядят настоящими давними друзьями и развиваются по ходу сценария. Соображаешь, почему в компании нет ни одной девушки. Не хочется раскрывать, что случится с каждым из четвёрки, но не только Ноктис окажется в сложной ситуации — все минут через определённые испытания.
«Что могут короли?»
Игра-путешествие просто обязана привлекать отличным миром. И здесь перед Square Enix стояла сложная задача: японские RPG вечно отличались условностями — настолько, что они стали частью жанра. И мечами тут размахивают трёхметровыми, и летающие корабли стоят в паре километров от первобытных деревень, и монстры за любым поворотом не мешают развитию технологий. Это нормально воспринимается, когда герои заключаются из разноцветных квадратиков, лишены носов и одеты в смешные балахоны. Но когда перед тобой «фантазия, основанная на реальности», надо объяснять и приближать всё к натуральному миру. Здесь Табата и его команда постарались, но справились не со всем.
То, что связано с предметами глобальными, продуманно и логично. Дикие звери живут вдали от людей, и днём их отыскать непросто. За пределами крепостных стен Инсомнии городки невелики и негусты. День плавно сменяется ночью, на дороги выходят огромные демоны, Игнис отрекается садиться за руль. На континенте нет резких переходов из пустынь в джунгли, желая непроходимых гор многовато. Подземелья очень здорово вписаны в рельеф места. Особо приятно углубиться в какой-нибудь лес и обнаружить руины с мощными противниками и артефактом в глубине.
В открытом мире Эоса можно зависнуть на десяток часов, прежде чем нестись дальше по сюжету. Гонки на страусах чокобо, поиск королевского оружия в усыпальницах, охота на диких зверей и фотографирование впечатляющих ландшафтов. Можно ехать неспешно, слушая песни из старых «финалок» по радио, либо скоро перемещаться к нужной точке за символическую плату.
Но в мелочах и наполненности уже есть проблемы. Людей, подающих побочные задания, очень мало. Сами поручения монотонны и ограничиваются в основном охотой да поисками вещей. Вокруг цело мест, куда просто напрашивается какой-то контент, но его нет. К образцу, рядом с маяком на юге, откуда отходят корабли в Альтиссию, есть спуск к воде. Туда весьма хочется пойти, но дорожка кончается обрывом, и монстры рядышком не обитают. Пустоту заполняют разве что имперские транспорты с роботами-пехотинцами, ключи магической энергии и ценные растения с грибами.
Король и суп
Флора и фауна тут играют значительную роль. Ноктис и его друзья становятся сильнее не сразу после получения очков эксперимента, а лишь после того, как обсудят итоги дня и лягут почивать. Перед сном Игнис готовит из собранных и купленных ингредиентов ужин, какой повлияет на характеристики четвёрки на следующий день. Хороший шашлык или суп сделают штурмы мощнее, а запас жизненной энергии могут увеличить раза в два.
Промпто вечерком показывает всем фотографии, и вы можете выбрать, какие из них сохранить. Гладио предлагает прочертить тренировочный бой, за который дадут баллы для развития умений. Ну а Ноктис не лишь пользуется умениями друзей, но ещё и рыбак со стажем. Рыбалка тут тянет на самостоятельную игру — пунктов для ловли, видов приманок и самой рыбы очень немало. При этом для мобильных устройств отдельно вышел здешний пинбол — Justice Monsters Five. В нём тоже нетрудно прочертить пару часов подряд, тем более что за прохождение дают объекты типа снадобий. Впрочем, их и так легко купить: деньги скоро набираются за счёт «лута», остающегося от монстров, а экипировка и расходные объекты стоят совсем недорого.
Королевский приём с магией и мечом
Перечисленные предметы нужны прежде всего в боях. Сражения получились гладко такими, какими я уже описывал их в двухпревью, — простыми и яростными. Зажимаем одну кнопку для штурмы, другую для защиты — дело сделано. Иногда стоит использовать особый приём из арсенала друзей. Иногда — лечащее или усиливающее оружие. Потому что сами по себе компаньоны сражаются не очень неплохо. А когда закончатся очки магии, отвечающие за уклонение от штурмов, лучше телепортироваться на какой-нибудь столб — там Ноктис быстро восстановит мочи.
Магия при этом работает как оружие. Сначала нужно сделать заклинание из отысканной магической энергии и, если хочется, добавить к нему статусный эффект. После отправляем чары в слот для оружия. У вас будет всего три выстрела, но они так мощны, что решают исход большинства рядовых поединков. Беда в том, что неуправляемые товарищи так и норовят подставиться под «Огонь-2». Заклинания с призываемыми «богами», популярные в сериале как Summon, выполнить можно, лишь когда битва заволоклась, и обычно одна такая атака убивает всех неприятелей сразу.
Ничего особенного изобретать Square Enix не сделалась. Поэтому фанаты системы материй из Final Fantasy VII или гамбитов из двенадцатой доли будут разочарованы. Но FFXV не кажется «однокнопочным» слэшером. Скорее итого, потому, что схватки стремительны и простота боевой системы весьма хорошо сочетается с высокой динамикой.
Король красоты
Ещё свалки справляются с задачей создать «вау»-эффект, опустить вашу челюсть на пол. На то же самое трудятся и превосходные заставки, и гигантские животные, и потрясающие пейзажи, и треки из классических долей серии. Способ очень простой, но с любителями жанра он сработает. Любая из вящих «Фантазий», кроме, пожалуй, тринадцатой, прежде всего захватывала объёмом и авангардным техническим исполнением. Вы словно попадали в прекрасный, неизведанный, малопонятный мир — и целью было узнавать его, восхищаться красотами.
В этом резоне Табата и его команда сделали всё как надо. Местами качество графики мучается от недоработанного освещения — видно, что проект родом с PlayStation 3. Но в большинстве случаев игра света и тени безупречна — получается красивость неописуемая. Даже хочется поблагодарить авторов за то, что скриншоты мастерят за нас. Из прочих проблем я заметил разве что редкие проседания частоты кадров и низенькую дальность прорисовки теней во время езды, но это мелочи.
Final Fantasy XV и повезло, и не повезло от перемены руководства. Повезло потому, что она вышла и вышла достойной своих предшественниц. Не повезло потому, что вышла лоскутным одеялом, а не цельным созданием. Где-то лоскутки отлично сочетаются друг с другом, где-то совсем не подходят.
На открывающем экране написано, что делалась игра для новеньких и давних фанатов. Те, кто не слишком знаком с жанром и сериалом, должны полюбить большенный мир, яркие битвы и четвёрку героев. Поклонникам JRPG будет сложнее: они свыклись к более качественным историям, более навороченным механикам и нелегко выносят линейные сегменты повествования. Но для всех верно одно: это одинешенек из главных релизов года, который очаровывает чаще, чем разочаровывает.
Плюсы: запоминающаяся четвёрка героев; качественная графика; большенный, впечатляющий открытый мир, где есть чем заняться; увлекательные битвы; игра магическим манером создаёт «вау»-эффект.
Минусы: странная подача и нелогичность сюжета; побочные задания и наполнение вселенной могли бы быть разнообразнее; первая и вторая половины вышли очень разными.