Живо для платформы: — поле для экспериментов, дают понять утилитарны сразу. Хотя разработчики традиционно дотошны в плане географии, личностей и дат, ход событий не вырублен ими в граните. Франкисты в Испании то побеждают, то проигрывают республиканцам, дирижабль «Гинденбург» то терпит крушение, то нет, а Меркадер убивает Троцкого с переменным успехом — начиная партию, невозможно заранее предсказать, какое коленце выкинет сценарий на сей раз. Вогнать помянутую Маяковским клячу дают и нам. Что будет, если Даладье отправит Чемберлена куда подальше и заступится за чехов в 1938-м году, а СССР откажется подписывать пакт Молотова — Риббентропа? Как ввергнуть США в пучину штатской войны и превратить Францию с Англией в советские республики? Скрутите историю в бараний рог, впустив её по альтернативному руслу.
Но не забывайте, что альтернативы взяты из тех же учебников, потому делать всё, что придёт в голову, не получится. Пнуть Клио под зад можно, но лишь под правильным углом. Чтобы напасть на соседа, надо сперва обосновать притязание на его территории. А из курсов внешней политики придётся выбрать лишь один. Например, организовать малую Антанту под эгидой Франции или работать в союзе с Англией. Даже Германия и СССР либо враждуют, либо дружат: немногие ведали в конце 30-х годов, чем закончатся совместные парады РККА и вермахта, зато англичанка пачкала от души — «Правда» не даст соврать. Hearts of Iron IV — стратегия для тех, кому увлекательно прошлое, для других же её смыслы рискуют остаться недооценёнными. А ведь от этого зависит, принесёт ли игра наслаждение или заставит попусту страдать. Совсем же без страданий, увы, никак.
Оттого, что в кузнице не было гвоздя
Обожаешь кататься — люби и саночки возить, как намекают нам разработчики. Чтобы изменить мир, одного жажды мало — сперва спустимся с небес на землю и выкуем победу у станков. Оборона начинается с фабрик, без каких не построить ни железных дорог, ни бункеров, ни военных заводов, а ведь они — ключ оснащения армии. Технику надо улучшать, открывая всё новоиспеченные технологии: вчера выпускали танк T-35, сегодня — КВ-1, грузовики уступают пункт бронетранспорту. Но развитие возвращает к проблеме ресурсов: где взять сталь, вольфрам, резину и нефть? Тут правит бал планирование, а геймплей несложнее выразить формулой, чем эпитетом.
На фронтах одной техникой сыт не будешь: кроме подвоза припасов, необходимо обучение дивизии. Для защиты неплоха рота разведки, в наступлении пригодится поддержка артиллерии, а для надёжности стоит добавить несколько полков к уже имеющимся. В противном случае увидите, как шесть вражьих дивизий без паники отражают атаку шестидесяти ваших. Но не размышляйте, что полки разрешат тасовать бесплатно: улучшения стоят очков эксперимента, которые даются либо в бою, либо на плацу. То есть в миролюбивое время с этим не особо разгонишься.
Пока молчат пушки, разговаривают политики. Тут многое зависит от очков политической власти и путей развития (или фокусов). Первые — ключ бонусов и валюта, идущая на покупку советников, дружбы народов и агентов воздействия. С фокусами же всё не так однозначно: некоторые действительно подстёгивают производство и помогают в подготовке армий, но есть и такие, что просто определяют ход событий. «Большая чистка» в СССР, аншлюс Австрии, территориальные притязания — словом, хроника. С другой стороны, из древа растут ветки-антагонисты. Произнесём, Франция выбирает между обороной и нападением, а Италия либо дружит с Югославией, либо бранится с ней. Война соткана из дьявольских мелочей, и никто не доказывает эту истину с подобный же убедительностью, как разработчики из Paradox.
Клубок расчётов уложен не только на бумаге, но и внешне. Самое простое в нём — проверить, сколько винтовок надо поставить в армии. А вот понять, почему японские солдаты гибнут от голода на сопках Маньчжурии, желая инфраструктура там развита максимально, уже сложнее. Впрочем, полностью подготовиться к военным действиям — всё равно что прыгнуть выше головы. Чего-то непременно будет не хватать: там остались недостроенными укрепления, здесь из-за дефицита систем ПВО раздолье для вражьих самолётов, а в тылу застопорилось обучение дивизий пехоты. Отчего? Потому что в их составе теперь средние танки, которые выпускаются по колесу в неделю — заводы разбомбили. Тогда где наши асы-перехватчики? Об этом надо было размышлять, делая упор на тактику пехоты.
Нам напоминают об ошибках задним числом, нездорово щёлкая по носу даже через несколько часов после основы партии. Постепенно учишься планировать всё чуть ли не по минутам и метрам: выстраивать очередность фокусов, технологий, построек, решать, где наступать, а где держать оборону, когда, с кем и зачем дружить. По-иному говоря, хороший пример игры, которая не даётся с наскока. Чету вершков к порогу вхождения добавляет интерфейс, заставляющий мастерить лишние действия либо просто вгоняющий в ступор. Даже в Stellaris — пока что самой несложный из стратегий Paradox — он оставляет желать лучшего, а тут доводит до белоснежного каления. Хотя по сравнению с третьей частью здесь многое упростили и наконец-то разрешили мыслить фронтами, а не отдельными подразделениями, интерфейс по-прежнему остаётся ахиллесовой пятой сериала.
Пора, прощай
Как и всякая красота, Hearts of Iron IV требует жертв. Прежде итого жертвовать придётся временем: сначала — ради постижения основ, затем — ради пробы различных сценариев. От логичных, таких как раздел мира между Германией и СССР или Японией, как в романе Филипа Дика (Philip Dick) «Человек в рослом замке», до романтических — например, вдарить французами по немцам в 1938-м году. Какой вариант ни избери, лёгких путей всё равно нет. Игра напоминает Dark Souls от вселенной стратегий, только вместо инфернальных монстров — Манштейн и Гудериан, а взамен щита с мечом — индустрия и армия. Но эйфория от побед — та же. Как давным-давно у вас потели ладони от условных обозначений и чисел?
«Сердца» — из тех забав, за которыми незаметно пролетает ночь. И ради чего? Чтобы наутро человек с нездоровым сиянием в глазах воскликнул: «Свершилось чудо — Франция выдержала удар в 1940-м году!» Разумеется, эта стратегия подойдёт не всем, да и не вы её выбираете, а, наоборот, она — вас. Но выбрав, вцепится медвежьим капканом и выпустит очень нескоро. Мы предупредили.
Плюсы: самая дотошная и бездонная стратегия о Второй мировой на данный момент; контента достанет на сотни часов; можно изменить историю, даже не сходя из дома.
Минусы: убийца времени; высокий порог вхождения; неловкий интерфейс.