Живо для платформы:
Мафиозные разборки
Первые несколько часов Mafia III легковесно можно назвать одним из лучших вступлений среди всех игр с отворённым миром за последние годы. Возникает ощущение, будто глядишь фильм Скорсезе (Martin Scorsese) с потрясающей постановкой, отличной операторской трудом и даже актёрской игрой — анимация героев в роликах подлинно впечатляет. Иногда история подаётся в виде интервью с постаревшими участниками тех событий, порой нам демонстрируют состаренные архивные записи, и всё это здорово смонтировано.
Тема расизма начинает раскрываться почти разом — в одном из эпизодов коллега главного героя предупреждает его о том, что из-за краски кожи придётся выслушать несколько неприятных фраз от опоясывающих. Но это лишь цветочки — в открытом мире Линкольн Клэй буквально на любом шагу будет сталкиваться с неприязнью со стороны белых. Стоит, к образцу, зайти в кафе, как бармен вежливо намекнёт, что «таким тут не пункт», и после пары предупреждений начнёт злиться.
Город поделён на несколько зон с разным отношением их жителей к цвету кожи. Где-то всем на это наплевать, а где-то белоснежные считают себя высшей расой. Отличается и реакция полиции на правонарушение — если угнать машину в районе со светлокожим населением, копы отреагируют и приедут гораздо скорее, что можно понять по разным сообщениям диспетчеров.
Благодаря таким мелочам мир игры представляется проработанным и даже живым, хотя по всем остальным параметрам он проигрывает Лос-Сантосу из GTAV или даже Гонконгу из Sleeping Dogs. Кроме сюжетных и побочных заданий мастерить в нём совершенно нечего — в мини-играх не поучаствовать, в баре не посидеть, по магазинчикам не пробежаться. Кто бы что ни говорил, а такая проблема была во всех частях серии — отворённый мир нужен был лишь для того, чтобы гонять нас от одной миссии к иной.
И если ранее новое задание начиналось сразу после предыдущего, то в третьей доли формула немного изменилась. Теперь лишь игрок решает, куда ему ехать и какие задания выбирать первыми. В какой-то степени этот выбор повредил повествованию, так как вместо ровного деления на основные и побочные задания авторы сделали основными утилитарны все миссии — то, что в современных играх Ubisoft можно полностью проглядеть (к примеру, освобождение детей в Assassin’s Creed: Syndicate), тут оставить без внимания никак нельзя.
По сюжету Линкольном подвигает жажда мести — он хочет устранить всех, кто его подставил, начиная с людей с низшей ступени криминальной иерархии и заканчивая боссами. Для этого ему необходимо захватить вяще десятка районов, передав управление ими кому-то из своих союзников. У любого главаря, очевидно, есть свой бизнес, и всегда есть сумма ущерба, какой нужно нанести. Для этого приходится допрашивать коллег бандита, убивать его подручных, взрывать машины, собирать раскиданные на указанных территориях деньги, уничтожать ящики с оружием — в всеобщем, хулиганить до тех пор, пока гад не испугается.
После этого у игрока есть выбор: уложить босса и покончить с его бизнесом навсегда либо завербовать его. Разницы между этими поступками нет никакой, разве что доход вырастет на дополнительную тысячу долларов. Кроме того, вербовка невозможна, если не взломан размещённый в том же районе коммутатор, — без прослушки Линкольн моментально убивает гангстера, не подавая ему никакого шанса. Логики в этой механике нет, но приходится примиряться с такими условиями.
Наградой за эти действия становятся новые сюжетные миссии с отличными кат-сценами и увлекательными диалогами. Но то, что выходит во время захвата районов, огорчает. Добавили такие задания открыто для того, чтобы сильно растянуть прохождение, однако мастерить их обязательными в таком количестве было не совсем правильно. Спасает поза лишь то, что игрок волен сам выбирать, что ему делать для нанесения ущерба, — не необходимо пункт за пунктом выполнять всё перечисленное. Зачастую достаточно сгонять к двум подручным да взорвать несколько ящиков, после чего скоро сесть в машину и уехать куда подальше.
Выгодные предложения
Передача прав на бизнес убитого или нанятого босса тянет за собой определённые последствия. Дело в том, что у Линкольна есть три союзника (одинешенек из них — знакомый по второй части Вито Скалетта), каждый из каких предлагает разные бонусы в зависимости от числа отданных ему зон. Кто-то подарит пистолет с глушителем, кто-то может отключать телефонные сети и таким манером мешать противникам вызвать подмогу. Даже концовка зависит от того, кому игрок отдал предпочтение. Задумка увлекательная и вынуждает лишний раз подумать, какие бонусы важнее.
Да и экшен тут сделан на совесть. Ненастоящий интеллект противников иногда, конечно, удивляет своей тупоумием, но и стелс, и перестрелки выглядят занятно. В лучших традициях нынешних игр с открытым миром Линкольн умеет свистеть, что позволяет ему приманивать к себе противников и убивать их из-за угла, а получив пистолет с глушителем, герой и вовсе становится чуть ли не призраком. Если же игрок предпочитает деятельную пальбу, то и его Mafia III не разочарует. Враги реагируют на попадания по конечностям, оружие сочно звучит, а устанавливать «хедшоты» — одно удовольствие.
А вот погони выглядят немножко аркадно. Спасаясь от полиции или гангстеров, Линкольн может самодействующи навести своё оружие на колёса, двигатель или водителя преследующей его машины и угодить точно в цель. С одной стороны, это слишком «казуальная» механика, но с иной — одновременно следить за дорогой и пытаться куда-то выстрелить не очень-то попросту, а здесь это возможно.
Картинка тоже спорная — игра то выдаёт весьма красивые виды, вроде залитых солнцем улиц, то превращается в жуткую мешанину с несимпатичными цветами и уродливым небом. Выглядит Mafia III «замыленно» и на консолях, и на PC, но на компьютерах у игроков есть возможность прибрать этот эффект.
Зато критических багов, да и мелких недочётов, какие пользователи YouTube записывали всю неделю, я не заметил. Возможно, попросту повезло. Хотя с отражениями здесь действительно большая проблема — притом что в зеркале заднего облика всегда можно увидеть происходящее, обнаружить собственное отражение в туалету Линкольн не может.
Ну а к музыкальной подборке претензий вообще нет — тут можно услышать композиции и The Rolling Stones, и Beach Boys, и Джонни Кэша (Johnny Cash), и Джеймса Брауна (James Brown). Отдельный звучат по радио, другие включаются во время заставок, прочие делают погони и перестрелки более захватывающими. Но это опять же заслуга людей, занимавшихся постановкой — тем, что тут держится на очень высоком уровне.
Mafia III могла бы стать великолепным боевиком в отворённом мире, который составил бы конкуренцию хитам. Необычный сеттинг, оригинальные для видеоигр темы, восхитительный саундтрек, отличная анимация в виньетках, хорошая постановка… И первые два часа история действительно представляется чем-то невероятным. Но затянутость и необходимость выполнять рутинные поступки ради новой порции сюжетных миссий утомляют.
Плюсы: отличная история и постановка; впечатляющая лицевая анимация в роликах на движке; одинешенек из лучших саундтреков за последние годы; тема расизма крепко раскрыта; стелс, погони и перестрелки сделаны качественно и увлекают.
Минусы: то, что в иных играх — побочные и необязательные задания, здесь необходимо для сюжета; техническая реализация порой даёт сбои.