Живо для платформы:
«Маска, кто ты?»
Masquerada: Songs and Shadows — партийная тактическая RPG, вдохновлённая историей и цивилизацией Италии эпохи Возрождения. Авторы придумали очень состоятельный, подробно проработанный мир, похожий на устройство какого-нибудь флорентийского или венецианского общества, — масса гильдий, фракций, каких-то организаций с собственными полномочиями и титулами, учёных, торговцев. И всё это связано в клубок сложных взаимоотношений, в каких неизбежны вышеупомянутые скандалы, интриги, расследования, политические игры и война за власть.
Разница в том, что в этом мире есть магия. Ключом её является явление под названием The Mascherines, а инструментом — те самые личины. Типичные и очень красивые венецианские маски, в которых ходили на маскарады, тут придают своим владельцам не только пикантную таинственность, но и особые магические умения. Природно, доступ к ним имеют только представители высших классов и особо привилегированные люд, которые все вместе составляют ту самую Masquerada. Обделённые низшие пласты называются Contadani. В какой-то момент между ними, природно, началась гражданская война.
Политика занимается тобой
Поступок разворачивается в городе Citte della Ombre, а играем мы за молодого человека по имени Cicero Gavar. Он также имеет право ходить магические маски, ведь он один из лучших inspettore города — это подобный отдельный класс сыщиков и прокуроров в одном лице, какие подчиняются вышестоящим товарищам, но при этом обладают очень вящими полномочиями, чтобы расследовать самые разные дела, в том числе и государственной важности. Потому их все уважают и, чуть что случится, бегут к ним за помощью.
Проблема в том, что пять лет назад брат Сисеро участвовал в попытке госпереворота в Ombre и был уложен, поэтому нашего героя отправили в ссылку. И вот вдруг мэр города (какого и хотел свергнуть брат) вызывает опального инспектора назад, возвращает все полномочия и просит заняться очень важным делом — отыскать пропавшего учёного, который изучал происхождение этой самой магии личин.
Несмотря на всю, удобопонятную в данном случае, нелюбовь к властителю, Сисеро соглашается — ему необходимы деньги. Только просит не втягивать его ни в какую политику. Наивный. С этого момента начинается захватывающий политический детектив, в каком найдётся место и коварным заговорам, и магическим артефактам, и скрытым операциям в тылу криминальных группировок, и закулисным играм.
Домашнее чтение
Masquerada: Songs and Shadows мастерит ставку именно на сюжет — никаких побочных заданий, независимого исследования мира и прочих вольностей. Причём авторы повествуют подчёркнуто линейную историю. В игре масса диалогов, но мы в них участия не принимаем — слушаем, декламируем или пропускаем. Но делать последнее строго не рекомендуется — отсутствие независимости и выбора авторы с лихвой компенсируют именно увлекательностью самой истории, глубиной проработки и вселенной в целом, и каждого персонажа в частности.
Фактически перед нами захватывающая интерактивная книжка — богато иллюстрированная (посмотрите на скриншоты), снабжённая стильными комиксовыми вставками, великолепно озвученная профессиональными артистами, дополненная красивой оркестровой музыкой и даже проникновенными оперными партиями.
В игре есть встроенный кодекс, куда заносится информация обо всех аспектах существования, о гильдиях, фракциях, титулах, персонажах. Там просто горы текста. И если всё это прочесть, то перед вами откроется дивный мир — со своей историей, с грудой разнообразных деталей и нюансов. В таком случае всё происходящее воспринимается весьма цельно — здесь можно раствориться, а потом ещё требовать продолжения и натуральнее книги по мотивам.
Про людей
Особенно много записей про персонажей, какие окружают нашего героя. Каждый второй встречный так или по-иному знаком с Сисеро, и с ним связана какая-то интересная история. Так, зайдя по делам в Зал поющих деревьев (да, есть здесь и подобный), мы встречаем трогательную слепую девушку с платком на лице, таящим глаза. Обнялись, обмолвились парой слов, пошли дальней. А в кодексе появилась целая история, из которой мы узнаём, как эта девица однажды спасла нам жизнь и почему она ослепла. И так тут во всём…
Особый акцент авторы делают на взаимоотношениях с ближайшими напарниками героя. По мере прохождения к нему присоединяются весьма разные личности. Тут и импульсивный моряк, брат пропавшего учёного, и суровая девушка с мечом, приставленная к нам в качестве этакого наблюдателя и шпиона, и обаятельный представитель одного криминального веса, к которому мы вынуждены обратиться за информацией.
У каждого свой нрав — персонажи могут поссориться, исчезнуть куда-то на время, после вернуться или, невзирая на наши окрики, вдруг кинуться в бой, чуть не сорвав всю конспирацию. Самое основное, с каждым из них связана своя история, а у некоторых обнаруживаются весьма неожиданные секреты. Поэтому отношения с напарниками постоянно развиваются, а в кодексе являются всё новые и новые записи про них.
Ну и вообще в истории многие предметы связаны именно с тенями и тайнами прошлого, в том числе, удобопонятно, с прошлым нашего героя. Тот же моряк сначала пытается поддержать нам справиться с личными демонами, потом уже руку помощи протягиваем мы ему… Куцей, следить за всем этим страшно интересно.
Маской по лбу
Развивают всю эту великолепную историю в Masquerada: Songs and Shadows не лишь диалоги и тексты, но и сражения. В целом они достаточно типичны для партийных RPG — персонажи атакуют и используют умения в реальном поре, но в любой момент можно поставить всё это дело на паузу и собственно раздать указания.
Способности связаны с магией стихий — пламени, воды, земли или воздуха. В самом начале вы выбираете стихию для своего героя, а у его напарников специализации установлены заранее. То есть кто-то будет метать огненные шары и воздвигать огненные же стены, а некто — бросаться грязью и пылью или сдувать противников ветром. У любого персонажа по четыре таких «скилла», которые вы развиваете по мере получения новоиспеченных уровней и очков способностей.
Однако, учитывая необычность самого сеттинга, тут, удобопонятно, есть и свои нюансы. Каждому также доступна одна Ultimate-способность, связанная с теми самыми личинами. На неё тратится особая энергия, накапливающаяся в бою, — Mask Charge. Изначально есть лишь одна такая маска — например, если выбрали стихию воды, то сможете периодически замораживать всех противников кругом. Потом будут попадаться и другие, причём в любой момент вы можете менять их, подбирая способность под льющуюся ситуацию. Но пользоваться можно только своими стихийными личинами — перераспределить разрешают очки обычных способностей, а вот сменить специализацию невозможно.
Броуновское движение
Кроме того, важную роль в сражениях играют стоически — они не только позволяют быстро атаковать в ближнем бою, уходить в защиту или использовать дальнобойное оружие, но и генерируют различные пассивные умения, а также влияют на скорость накопления Mask Charge. Есть и зачаточный «крафтинг», позволяющий основывать руны с пассивными бонусами.
В целом сражения получились увлекательными и напряжёнными и напоминают то, что мы видели в Aarklash: Legacy, — здесь, так, точно так же нужно постоянно следить за направлением атак, уводя своих бойцов из-под массированных ударов и магических «артобстрелов».
Однако есть одно но, и в этом собственно у меня заключается единственная претензия к Masquerada: Songs and Shadows. Выговор об интеллекте наших напарников. Оставленные без присмотра, они ведут себя как слетевшие с катушек берсерки и истерички — хаотично носятся от одного врага к другому, бьют кого попало и карабкаются на рожон с усердием заслуженного камикадзе республики Ombre.
Можно отдать распоряжение держать позицию, чтобы эта истеричка, наконец, встала на одном пункте и била только тех, кто оказался в шаговой доступности. Но как только вы указываете использовать умение, боец опять переходит в режим хаотичного перемещения. Соответственно, настройка ситуаций, на кого и когда персонаж будет применять ту или другую способность, не шибко помогает — в перерывах он всё равно будет носиться с оружием от одного к другому.
То есть тут очень не хватает кнопок «Штурмовать мою цель» или «Защищать главного героя». В итоге приходится мастерить много лишних телодвижений, постоянно включая паузу и собственно тыкая каждого носом. Или отключать ИИ у персонажа, что в разы усложняет микроменеджмент партии в бою. А то и вовсе шагать на публичное унижение и снижать сложность.Masquerada: Songs and Shadows — это два в одном. Великолепная интерактивная книжка в красивой упаковке — с увлекательной историей, венецианскими масками и оперной музыкой. И суровая тактическая RPG со своими особенностями — и, к сожалению, с проблемами в поведении напарников. Если авторы разберутся с заключительными (а в патчах они особую ставку делают именно на полировку ИИ), то получат от нас все высшие баллы — такие отработанные в литературном плане ролевые игры сегодня делает лишь Obsidian Entertainment. Ну а пока — заслуженное «похвально». И да, читатели, обучаете английский — многое теряете…
Плюсы: увлекательный сюжет, целый интриг, заговоров и тайн; отлично проработанный мир; великолепно прописанные персонажи и диалоги; динамично развивающиеся взаимоотношения с напарниками; сложные тактические сражения; интересная механика стихийной магии; стильная картинка; атмосферный оркестровый саундтрек и выразительное озвучивание любого диалога.
Минусы: тотальная линейность понравится не всем; ИИ напарников в бою чистосердечно хромает; нет экипировки и «лута»; сохраняться можно только по «чекпоинтам».