Живо для платформы:
Страна снов
В Silence мы снова повстречаемся с мальчиком по имени Ной, но теперь это не грустный клоун Сэдвик, а 16-летний подросток. В The Whispered World он и его забавный помощник, гусеница Спот, странствовали по Безмолвному миру и пытались не дать злодеям остановить пора. На самом деле это был сон — Сэдвик лежал в коме после аварии и таким манером боролся за собственную жизнь.
В Silence он вырос, но снова очутился запертым в Безмолвном мире — на этот раз вместе с маленькой сестрой Рени. Случилось это после того, как в бункер, где они укрылись от авианалёта, попала бомба. Сестра Ноя исчезла, и мальчик отправляется на её поиски в страну собственных грёз, какой грозит новая опасность. Судьба Безмолвного мира и его фантастических обитателей оказывается в дланях брата и сестры.
Или это уже не его сон? В Silence внимание переключается на малышку Рени — собственно ей предстоит сделать решающий выбор. И сказать, что это выбор между житием и смертью, между фантазией и реальностью, было бы слишком умозрительно — на самом деле там всё несколько сложнее.
Сокращение объёмов
Иное дело, что теперь мы изначально знаем про саму необходимость и подоплёку этого финального выбора, про то, чем героям угрожает пребывание в Безмолвном мире. И поэтому в Silence уже нет того эффекта сюрпризы, который был в The Whispered World и производил столь сильное впечатление в крышке. Отчасти из-за этого и сюжет выглядит несколько несложнее. В нём уже нет той философии, метафор и символизма — лишь намёки на них да актуальный подтекст про погибающих на войне детей.
Нет ни тех же масштабов, ни большенного количества интересных персонажей. А те, что есть, например повстанцы, какие в Безмолвном мире сражаются против некоей Королевы лжи и запрятываются от чудовищных безликих Искателей, так по большому счёту до конца и не открыты.
Зато появился моральный выбор. Периодически мы решаем, как вести себя в диалогах, стоит ли раскрывать все карты или лучше смолчать, как успокоить Рени, проскользнуть мимо Искателей или разозлить их, и так дальше. Но ни на что серьёзное это практически не влияет. Ближе к финалу будет немало важная дилемма, от которой зависит судьба повстанцев и нашей гусеницы-помощника, но каких-то внятных последствий зачисленного решения вы не увидите.
Модно, молодёжно…
Да, в каких-то моментах сценаристы открыто недожали. Но на самом деле всё это вполне укладывается в изначальное жажда Daedalic Entertainment (и они его ни от кого не скрывали!) сделать приключение немало компактным, лаконичным, сосредоточенным именно на истории, от которой ничто не надлежит отвлекать нас надолго.
Адвенчура такой и получилась — более легковесной, модной, молодёжной и кинематографичной, с полностью трёхмерными персонажами (двухмерные задники, как и в первой доли, прекрасны), с большим количеством роликов, крупными планами, нелинейностью и аркадными элементами.
Соответственно, тут всё проще, понятнее и доступнее. «Пиксельхантинга» в Silence в разы меньше, забегов по локациям тоже, инвентарь пропал вовсе, а вместе с ним — и загадки на перебор предметов, пришитые к повествованию белоснежными нитками и лишь отвлекающие от основного сюжета. Логика в оставшихся пазлах немало очевидная, снабжённая к тому же очень гибкой, удобной системой подсказок и подсветки.
Многие головоломки и вовсе можно проглядеть, а вот ситуации, тестирующие нашу реакцию и ловкость рук, напротив, непременны к исполнению. Мы стараемся удержать курсор в центре круга, чтобы персонаж не утерял равновесие, пытаемся поймать Каплем (так зовут Спота в русской версии) верёвку, летающую из сторонки в сторону, двигаем тяжёлые предметы, удерживая мышь в необходимом направлении. А ближе к финалу появляются даже элементы аркадного лётного симулятора, когда мы летаем в облаках.
Соображаем на троих
В общем, Silence уже стиль не поворачивается назвать таким же классическим квестом, каким была The Whispered World. Кого-то это разогорчит, кого-то, наоборот, обрадует — немцев ведь частенько ругали за переизбыток загадок и чересчур причудливую логику.
Но в любом случае их новое творение невозможно назвать примитивным или обвинить его в отсутствии выдумки. Тут есть забавные персонажи вроде сладкоежек-луми и увлекательные, необычные ситуации. Например, мы в образе Капля (он по-прежнему может принимать различные формы) прыгаем из ноздри в ноздрю огромного дракона, а в роли Ноя мастерим лестницу из живых ехидна или реанимируем симпатичную предводительницу повстанцев, используя в качестве дефибриллятора щупальца Королевы пчёл.
В кой-каких ситуациях всё-таки приходится поднапрячь серое вещество, а при жажде можно и вовсе отключить все подсказки и подсветку. К тому же изначально нас вынуждают переключаться между несколькими персонажами, что мастерит даже простенькие вроде бы задания более разнообразными. Так, чтобы добраться до порта и отплыть на встречу с Королевой лжи, нам доводится переключаться между Каплем, Ноем и Рени, решая груду задач: сначала наш помощник сбегает от луми, потом уже Рени гоняется за ними, а в это пора её брат пытается умаслить вредных девчонок, которые не обнаруживают ему ворота, но тем как раз нужны луми, а для этого их надо как-то передать по сломанной водосточной трубе…
Девочка решает
На пункте и фирменный юмор. Здесь можно встретить летающих крабов, подоить мох и послушать, как забавно поругиваются и поют песни наши старые знакомые — сообщающие братья-камни Ральф и Унго: «Я впервые в жизни хочу владеть руки. — Чтобы показать, где находится лево, а где право? — Нет, чтобы придушить тебя. — Учти, у меня нет глотки».
Жаль, что порой чувство меры и вкуса изменяет авторам и они допускают чересчур уж туалетный юмор («Хочешь, я пропукаю тебе песню?», «Добросердечно пожаловать в моё подсознание, а значит, нас ждёт пердёж экстра-класса!») или заставляют детей чувствовать откровенно наркотические видения. Это было бы ещё уместно в такой немало хулиганской и отвязной игре, как Deponia, а тут только разрушает атмосферу.
Но всё искупает Рени. Это так трогательная, забавная и смешная девочка, что она одна на своих махоньких плечах вытаскивает и вытягивает всё то, что недотянули сценаристы. Срочно охота её обнять, защитить и успокоить. Хотя Рени и сама способна за себя постоять — может прийтись к безликому чудовищу и крикнуть: «Ты кого-то ищешь? А давай ты поищешь это вон в той лаве?» Рени случается смешной и серьёзной, пугливой и смелой. Она обнимается с Каплем, спрашивает сказку, забавно бегает с луми под мышкой, а потом мило командует взрослыми или же храбро спасает их от Искателей.
Чувствуется, что в этот манер авторы вложили очень много тепла и эмоций. Оттого финальный тяжкий выбор и его последствия и вызывают столь сильные чувства — в чём-то даже немало сильные, чем в The Whispered World.
Разумеется, немцы что в The Whispered World, что в Silence бьют ниже пояски — заставляют играть за детей, оказавшихся на грани гибели. Но спекулируют они на этой теме, надо признать, весьма талантливо, причём ещё и с юмором, фантазией и душевным теплом. Silence очутилась приключением более современным, лаконичным и доступным: авторы открыто пытались найти правильный баланс между классической квестовой механикой и живыми трендами. В чём-то они преуспели, в чём-то нет. Но в главном игра не изменилась — это одновременно печальная и светлая, смешная и серьёзная сказка про непростой выбор между суровой реальностью и фантазией, между существованием и смертью. В ней есть забавные персонажи, нетривиальные ситуации и загадки и одна весьма трогательная девочка, к судьбе которой просто невозможно оставаться безразличным — особенно если у тебя примерно такая же дочка или меньшая сестра.
Плюсы: эмоциональный сюжет; яркие персонажи; немало забавных ситуаций и нетривиальных загадок; одновременно грустная, развеселая и сказочная атмосфера; удобное управление; настраиваемая система подсказок; чудесная картинка; великолепные музыка и озвучивание.
Минусы: по сравнению с первой долей игра более короткая и простая.