В 2010 году компания Square Enix совместно с Cavia и создателем Drakengard Йоко Таро выпустила удивительную игру под названием Nier. Атмосферное приключение в постапокалиптическом вселенной выделялось необычной механикой, в которой соединялись элементы экшена, RPG, платформера, Bullet Hell-шутера, симулятора садовника и даже текстового квеста. Уникальная игра обладала божественным саундтреком и трогательной историей с массой неожиданных заворотов, которая раскрывалась с каждым новым перепрохождением, предлагая новоиспеченные заставки, воспоминания героев и концовки. К сожалению, тогда все внимание западной прессы было сосредоточено на Final Fantasy XIII, а проект Йоко Таро получил во многом неоправданно морозный прием, но при этом смог найти отклик в сердцах несложных пользователей, в короткие сроки став культовым. К счастью, Square Enix не позабыла о серии, в результате чего новой игре Таро дали травяной свет, и мы получили долгожданную Nier: Automata — на этот раз от искусников жанра Action — Platinum Games. Последние собрали внутри себя команду из фанатов творчества Таро, потому процесс разработки прошел довольно гладко.

Согласно фабуле, в 5012 году на Землю налетели пришельцы из далекого космоса, которые уничтожили почти все человечество с поддержкой армии боевых роботов. Те, кому посчастливилось выжить, неслись на Луну и примерно через 200 лет смогли нанести ответный удар, послав на поверхность Земли своих андроидов. Тем не менее, вытеснить противника им так и не удалось. На момент основы Nier: Automata идет 11945 год и 14-я война машин. На передовой — андроиды подразделения YorHa — самые нынешние воины, которые сражаются во славу человечества. Фанатичной организацией возглавляет командир White, которая получает указания от консула людей и с поддержкой десятка операторов направляет юнитов YorHa во время выполнения самых опасных заданий на поверхности Земли и в атмосфере.

Главными героями повествования выступают два андроида — боевой юнит 2B и ее напарник — хакер-разведчик 9S. Совместно им предстоит изучить останки древних городов, узнать о планах неприятеля и привести человечество к победе. По ходу развития событий, история становится все бездоннее и удивляет неожиданными поворотами, превращая простой на первый взор сюжет в запутанную и очень сложную драму. Куда исчезли пришельцы? Почему бездушные машины пытаются вести себя как люд? Картина мира постоянно расширяется и дополняется новыми деталями — будь то файлы, невзначай найденные на сервере во время взлома системы, или очередной побочный квест.

Nier: Automata

Необычна и структура повествования, желая этот прием знаком поклонникам Таро. Сюжет расшиблен на три составляющие — каждая со своей собственной концовкой. Только после прохождения всех веток можно получить наиболее целую картину. Для продолжения игры необходимо загрузить финальное сохранение, какое создается после получения очередной концовки. В каждой из кампаний вы играете за иного персонажа. Первая история посвящена 2B. Вторая — 9S. Это взгляд на одни и те же события, но с различных сторон. Герои по сюжету в некоторых местах разделяются, что означает не лишь новые игровые секции, но и важные заставки. Обе истории сходятся в одной точке, после чего открывается продолжение — вторая половина игры. Тут — самые сильные повороты и возможность поиграть за третьего персонажа.

Предыдущие проекты Таро можно было винить во многом, но только не в плохом сюжете. И в этот раз он не подводит, раскрывая свою историю не попросту сквозь призму ничем не стесненного насилия, а давая ему подпитку из рек различных философских течений. То, что поначалу может представляться не очень уместной отсылкой к работам и личностям Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар, Конфуция или даже библейским мотивам, приобретает совсем иной окрас, когда что-то из выше упомянутого проявляет себя в мотивации и поведении персонажа, демонстрируя, что даже в далёком будущем эти темы беспокоят жаждущие существовать умы и подталкивают их всё к тем же ошибкам, что и людей за тысячи лет до них. Но сами по себе эти темы могут показаться чересчур абстрактными для некоторых игроков, и Йоко Таро помогает им обрести плоть.

Nier: Automata

Жесткие подмостки смерти, шокирующее раскрытие предыстории мира и связь с первой долей Nier и Drakengard доводят накал страстей до максимальных смыслов, заставляя персонажей сходить с ума, а вас — нервно кусать ногти, переживая за излюбленных героев и финал этой истории. Чтобы получить истинную концовку (Е), вам придется сделать определенные выборы, но благодаря спокойной системе перепрохождения секций, которая открывается в нужный момент, не доводится начинать игру с самого начала или искать старый сейв — вы попросту выбираете нужный момент и пробуете другой вариант в диалоге. Финал, как и вся история в цельном, оставит сильное послевкусие и желание до конца во всем разобраться, построения те или иные теории с друзьями в чате и обсуждая игру на форуме.

Состоятельная история мира и лор, настоящая цель проекта YorHa, истинная суть врага, отношения персонажей и связь с предыдущими играми серии мастерят сюжет Nier: Automata одним из самых интересных, сложных и атмосферных за заключительные годы.

Nier: Automata

Кроме собственной истории, новыми противниками и боссами, кампании героев выделяются и по механике. 2B предпочитает комбинировать наборы из двух видов оружия, основывая смертельно опасные связки ударов. Platinum Games создали образцово 40 вариаций холодного оружия, куда вошли типовые и большие мечи, различные копья и боевые перчатки. Все они выделяются по наносимым повреждениям, скорости атаки и зоне покрытия и могут быть прокачаны у коваль за определенное количество материалов и деньги.

Каждый предмет выставляется на свою кнопку, и, соответственно, нажимая их в различных последовательностях, вы получаете комбинации ударов в зависимости от экипированного оружия. Так, начав цепочку с удара копьем и продолжая комбинацию огромным мечом, 2B воткнет копье в землю и начнет военное вращение на древке, задевая всех врагов огромным клинком. Длительное нажатие “треугольника” позволяет прочертить автоматическую комбинацию в стиле “эссенции” из Ninja Gaiden. А сшибив врага на пол, вы можете провести стильное добивание, нажав на кнопку “кружок”.

Nier: Automata

Система уворотов работает для всех героев и очень напоминает Bayonetta, где вовремя нажатая кнопка гарантирует стильный уход из под штурмы. Только в этот раз авторы не ограничивают вас в количестве последовательных использований и мощно расширяют окно для ввода команды. Если в нужный момент нажать на кнопку удара разом после уворота, персонажи проведут мощную контратаку, какая может подбросить врага в воздух.

Все виды оружия всеобщие для каждого героя, но 9S, будучи разведчиком, слабо владеет военными приемами. Герой может лишь отправить одно оружие в полет, используя его в качестве оригинального бумеранга. Основная функция 9S — взламывать противника, уничтожая его изнутри. Для этого вы наводитесь на необходимого неприятеля, зажимаете треугольник и ждете заполнения специального индикатора. Обыкновенно это занимает от одной до нескольких секунд в зависимости от типа мишени. После чего сознание героя переносится в компьютерную логику неприятеля — небольшой уровень виртуальной реальности, где вы выглядите как курсор, какой перемещается по ограниченной области схематичного мира. Чем сложнее неприятель — тем больше и сложнее уровень.

Nier: Automata

Обычные враги изнутри выглядят как квадратные горницы с голым ядром, уничтожение которого занимает от одной до трех секунд, даже несмотря на его попытки угодить в вас цветными снарядами. Другие противники предлагают пройти небольшие локации с опасными апельсиновыми стенами и многочисленными засадами. Отклоняя правый аналог в сторонку, вы стреляете золотыми пулями, которые при попадании уничтожают барьеры и хаки системы. Последние отличаются по виду и функционалу и пытаются вас расстрелять, атакуя в заблаговременно прописанные стороны или используя прицеливание. Оранжевые и красные снаряды можно легковесно сбить, а черные пролетают сквозь ваши пули — от них можно лишь увернуться.

Уничтожив всех обычных противников, защитный барьер основы спадает — и вы сможете его взорвать. Это автоматически завершает процесс взлома, выносит ваше сознание в материальную оболочку на поле боя и запускает детонацию “хакнутого” противника. Причем взрыв повреждает все стоящие рядышком цели, что можно использовать себе на пользу. Например, не пробовать взломать “жирную” цель, а заняться слабым миньоном, скоро “хакнув” которого можно сразу подорвать весь отряд разношерстных противников. Особо сложные неприятели требуют нескольких попыток, предлагая новую виртуальную локацию и ситуации.

Nier: Automata

Еще одной особенностью 9S очутилась возможность напрямую управлять взломанным юнитом или перенастроить ему поведение, заставляя штурмовать своих. Сделать это можно лишь в том случае, если вы начали взлом, пока неприятель не успел вас обнаружить. Я нашел это полезным лишь в некоторых сюжетных секциях. Чтобы выйти из этого порядка, вам предлагают нажать оба стика для ручной детонации.

Игра за третьего персонажа по механике напоминает первого, но с рядышком определенных особенностей. Герой может усиливать собственные штурмы, получая шанс быстрее расправляться с многочисленными врагами. Выходит это, если использовать особенный даш, дразнить врагов или включить порядок берсерка. При этом, в последних двух случаях вы понижаете свою защиту.

Nier: Automata

Доля важного функционала Platinum Games повесили на юнитов поддержки. Все персонажи странствуют с летающим дроном, который не только позволяет парить в атмосфере, но в базовом режиме способен стрелять из встроенной в корпус турели. Добавочно вы можете использовать программы — специальную способность из меню навыков. Это может быть мощная атака лазерным лучом, удар огромными молотами, полет клинков, какие вращаются в воздухе вокруг героев, создание гравитационного поля, районы замедления и многое другое. Есть даже защитные заклинания, какие создают барьеры от физических или огнестрельных атак, и программа розыска скрытых на карте предметов. Большинство этих способностей покупаются у особого торговца или выдаются в награду за прохождение побочных заданий.

Вы также можете отыскать дополнительных дронов, исследуя мир игры. Причем новые вариации имеют иные базовые атаки. Например, найденный в пустыне бот стреляет не из турели, а создает несколько самонаводящихся ракет, какие оказываются незаменимы в битвах с некоторыми боссами. А пойманный в море дрон-утопленник (в игре есть даже рыбалка) создает лазерный хлыст. Вы можете расставить им особые способности и переключаться между дронами прямо во время боя, таким манером имея несколько наборов активных навыков и атак без нужды копаться в меню. И конечно же ботов можно использовать для контратаки разом после уворота.

Nier: Automata

Что же касается самих персонажей, то они повышают степени, уничтожая противников и завершая квесты, увеличивая запас здоровья, защиту и мочь атаки. Кроме денег, аптечек и ресурсов, из врагов выпадают ценные микросхемы, какие можно экипировать в специальном меню. Каждый чип дает те или другие бонусы и способности. Среди них: регенерация здоровья, при условии, что вы не получали урон немало 6 секунд, автоматическое использование аптечек, повышение вероятности критических штурмов, добавление эффекта взрывной волны к оружию, всевозможные бусты здоровья, штурмов, защиты и опыта и многое другое. С помощью микросхем вы даже сможете задерживать время при своевременных уклонениях и парировать атаки противника.

Любой чип имеет свои габариты и занимает определенное количество пункты на плате персонажа, поэтому все выставить не получится. Вы можете покупать расширения под новоиспеченные способности у специального торговца, под конец игры увеличивая доступное пункт примерно в четыре раза.

Nier: Automata

Все это создает глубокую боевую систему и увлекательную настройку билдов персонажей, позволяя творчески подходить к процессу уничтожения противников. При этом игра не заставляет досконально осваивать возможности: немало казуальные игроки могут пройти Nier: Automata с базовым функционалом на легком или нормальном степени сложности. Но для ценителей жанра Action/RPG Platinum Games припасли рослый уровень сложности, в котором вам потребуется понимание механик и неплохая реакция.

Забавным моментом оказалась интеграция онлайна. Образцово как в Soulsborne и Nioh, вы видите мертвые тела персонажей иных игроков. Только в Nier: Automata их можно оживить и получить ценного союзника-ИИ на кой-какое время. Это особенно полезно в битвах с боссами. Как вариант, вы можете обокрасть труп и заработать денег и прочие материалы. Удивительно, что собственно на этой системе взаимопомощи между игроками концептуально завязана истинная концовка игры.

Nier: Automata

Стоит отметить, что в случае обнуления здоровья, мертвое тело персонажа с ценными микросхемами будет ожидать вас на полу в месте гибели. Добежав до него, вы можете скоро все забрать, автоматически восстановить расположение чипов и продолжить бой. Теоретически, если вас уложат до этого момента, можно потерять часть экипировки (в этом случае логичнее попросту перезагрузить раннее сохранение), но на практике у меня ни разу этого не выходило, что неудивительно с учетом внеземной скорости персонажей и открытости локаций.

Новоиспеченные модификации, ресурсы, опыт и деньги можно зарабатывать в огромных числах, выполняя многочисленные поручения от NPC, которые открываются по мере продвижения по основному сюжету. Это будет простые по структуре миссии, где вам необходимо поговорить с определенными персонажами, отыскать или уничтожить кого-то, собрать предметы или принять участие в гонках против летающего робота. Значительные для миссии объекты отображаются красными точками и специальными сферами на карте. На нормальном уровне сложности проходить их все не обязательно, но, как уже было отмечено рослее, сайдквесты расширяют историю важными деталями и милыми зарисовками из жития машин и андроидов. Причем, в отличие от Final Fantasy XV, где партия утилитарны никак не комментировала происходящее, герои Nier: Automata обсуждают судьбины персонажей побочных заданий, что только усиливает погружение в сложный мир игры.

Nier: Automata

К слову, о вселенной. Platinum Games адаптировала свой движок под нужды ролевого жанра, в итоге мы получили постепенно расширяющуюся песочницу, которая с каждым новоиспеченным сюжетным квестом открывает следующие области опустевшего вселенной. Просторные локации перетекают одна в другую бесшовно — без экрана загрузки — и воображают из себя руины человеческой цивилизации, в которых природа давным-давно забрала свое. В первом районе мы видим залитый солнцем город, сквозь разрушенные здания которого живописно прорастают огромные деревья и лианы. Дальше следует каменистый район и пустыня, в песках которой утопает цельный квартал искореженных зданий и забытых детских площадок. Авторы позаимствовали эффектное скольжение по барханам из Journey, что позволяет героям перемещаться по локации на максимальной скорости. Дальше вы посетите облюбованный машинами парк аттракционов, где роботизированные обитатели пытаются забыть о войне и пребывают в состоянии постоянного праздника. Спрятанная в лесу деревня пацифистов, древний замок и неожиданные районы во второй половине игры прекрасно дополняют общую полотно разрушенного войной мира.

Разработчики очень успешно поработали с панорамами и грамотно реализовали освещение, какое активно заливает мир светом, но не делает игру позитивно ослепительной, сохраняя мрачную стилистику и ощущение постапокалипсиса.

Nier: Automata

Отдельной похвалы заслуживают модели героев, какие смотрятся шикарно, и это неудивительно, ведь над проектом работал знаменитый художник Акихико Йосида, популярный фанатам ролевого жанра по Vagrant Story, Final Fantasy XII, Final Fantasy XIV: A Realm Reborn и Bravely Default. Собственно благодаря нему (а также любви Таро к роскошным дамам) мы получили ставшего культовым задолго до выхода игры андроида 2B.

К сожалению, 60 кадров в секунду и отворённый мир, при всех неоспоримых плюсах, наложили ограничения на качество проработки окружения. В итоге часть локаций выглядит бедно, а игра работает в 900p на обыкновенных PS4 и в 1080p на PS4 Pro. Некоторым объектам ощутимо не хватает деталей. Местами вы наблюдаете примитивные нагие стены и подгрузку текстур вдали, что особенно заметно в первом городе.

Nier: Automata

Авторы используют систему исподволь открывающих шорткатов, чтобы игрокам не приходилось бегать по одним и тем же локациям чересчур часто. Но когда это происходит (например, если вы выполняете побочные задания), на поддержка приходит телепортация через терминалы, которые обильно раскиданы по локациям. Они также выступают точками сохранения, так как в игре отсутствуют самодействующий сейвы. Причем для сохранения вам даже не обязательно подходить вплоть к терминалу — главное просто находиться где-то рядом.

Разработчики продолжают экспериментировать с механиками, предлагая разноплановые секции, в каких камера переключается на вид сбоку или улетает вверх, превращая RPG в 2D-платформер и Top-Down Action. Порой вы и вовсе садитесь внутрь летающего боевого костюма, какой может превращаться в самолет для того, чтобы уничтожить бесчисленных воздушных противников и огромных боссов в стиле японских Shoot ’em up.

[embedded content]

Битвы с боссами вечно были сильной стороной игр Platinum Games, и Nier: Automata не сделалась исключением, предложив яркие и запоминающиеся сражения с разномастными противниками (от обыкновенных до невероятно огромных), в которых камера может многократно менять перспективу, а сами боссы — конфигурацию. При этом Йоко Таро прописал их историю, заставив игроков чувствовать сочувствие к антагонистам. Но что нас особенно удивило — это то, как игра многократно углубляет динамику поединков и эмоциональное напряжение за счет божественного музыкального сопровождения от Кэйити Окабэ.

Музыка в Nier: Automata — это большенное, многослойное и интерактивное произведение. В зависимости от локации, один и тот же рисунок, обыгрывается различными инструментами. Вокал может динамически накладываться на музыку, расширяя эмоциональный диапазон эмоций во время игрового процесса. В большинстве зон солирует невероятно прекрасный и приятный женский голос, но иногда его разбавляет пронзительный мужской баритон.

[embedded content]

В моменты сражений вокал дополняют струнные и ударные инструменты или мощный хор, а в минуты изыскания музыка сбавляет темп и насыщенность. В зависимости от происходящего на экране меняется громкость и плотность звучания различных инструментов. Всё выходит плавно, как будто это не игра, а фильм и композитор отлично ведает на какой секунде нужно добавить драйва или наоборот лирики.

Кэйити Окабэ использует большенный спектр музыкальных инструментов и каждый из них может солировать или навыворот затихать в зависимости от ситуации. Композитор успешно аранжирует всё это совместно с электронными фильтрами и “примочками”. Музыкальная гармония перетекает из крышки одной композиции в начало другой, зачастую изменяя ритм и заменяя отдельный музыкальные инструменты, придавая саундтреку ощущение одного большенного сета.

[embedded content]

Стоит отметить, что специально для композиций серии авторы придумали собственный язык, а побочные квесты могут сопровождаться музыкой, написанной под момент, что углубляет атмосферу даже в казалось бы самых примитивных заданиях.

Положительное отношение дизайнеров к саундтреку заметно и по небольшим, но приятным деталям. Так, так, во время взлома ядра в виртуальной реальности, композиция, какая звучит на поле боя, приглушается, превращаясь в 8-битный аналог.

***

Nier: Automata смогла впитать в себя все лучшее, что предлагала первая доля, включая роскошную музыку, мощную и очень запутанную историю и уникальную смешение из нескольких жанров. При этом Platinum Games расширили систему настройки персонажей и неоднократно улучшили боевую механику, которая теперь должна порадовать не лишь поклонников ролевых игр, но и слешеров. Все это позволило проекту выйти на совсем новый уровень исполнения. Nier: Automata — это вне всяких сомнений одинешенек из лучших релизов на PlayStation 4 и та игра, в которую должен сразиться каждый, кому не безразличны авторские проекты, возвращающие нас в золотую эпоху PS2.