Второе пришествие киберспорта в мир российской бюрократии взбудоражило твердо всех. Зайди на любой более-менее серьезный тематический сайт в любом сегменте сети, всюду найдется как минимум заметка про то, что в России теперь официально признают прогейминг. Опять.

Невозможно не заметить, что на этот раз круги по воде разошлись повеселее. Тут, надо размышлять, подыграла и развившаяся интернет-культура, где каждый полуторный катает если не «Доту», то «Танки» уж достоверно, и подросший коммерческий потенциал движухи. Кое-какой материал про «официальный киберспорт» просочился даже на «Ленту.ру». Заключительные, правда, предпочли по старинке выставить дело очередным школьным балаганом, но факт остается фактом — даже эти положительные товарищи, которые у нас про политику, культуру и широкую усредненную по больнице аудиторию не смогли попросту пройти мимо. А прибаутки про доту для задрота — это преходящее. Особенно, если кругом этой самой доты сотоварищи начнет крутиться все вяще и больше денег и брендов.

Вон, «Шальке 04» купили команду по League of Legends, а «Манчестер Юнайтед» собирается замутить себе бригаду по Overwatch. Да, те самые «Манчестер» и «Шальке», что из АПЛ и Бундеслиги соответственно. Или подавайте опять вспомним легендарные $100млн инвестиций в Virtus.pro. Можно смеха ради стартовать отсчет, когда же общеновостные ресурсы падут совсем и начнут рассказывать про прогейминг без бородатых анекдотов.

Отдельные ресурсы отличились и опубликовали всякие ликбезы. Образа, и аудитория у киберспорта имеется, и «играют в киберспорт» не только сомкнутые школьники, и вообще. Искренне надеюсь, что посетители сайта Progamer.ru в развенчании неумных мифов не нуждаются; мы знаем, что такое киберспорт, мы это дело излюблен, мы знаем, куда оно все идет.

Вот только… только опубликованный Министерством спорта РФ распоряжение номер 42407 от третьего июня 2016 года на все это счастье и на развитие киберспорта как таковое повлияет вряд ли.

***

Итак, киберспорт вернулся в правовое поле РФ как официально признанный вид спорта. Что ж, подавайте посмотрим, что обязуется сделать наше государство в соответствии с законом «О физиологической культуре и спорте в Российской Федерации» в его актуальном состоянии.

Для основы, предлагаю сразу избавиться от обывательской иллюзии, что власть сейчас обязана что-то с этим самым киберспортом поделать. Не-а, ничего она никому не обязана. Буквальнее, некоторые обязанности властей в законе таки прописаны, но подключаться они будут только на распоследнем бюрократическом этапе, когда все сферой уже само построено, расписано и утверждено. До этого распоследнего этапа у воля предержащих кругом не обязанности, но полномочия. То есть, сначала мы сами должны скопиться в спортивную федерацию, которая напишет свой устав со всеми-всеми-всеми мелочами и затем получит аккредитацию, и лишь потом можно будет допытываться бюджетных денег и всякого административного ресурса сообразно заветной 38 статье закона, соблазнительно озаглавленной «Финансирование физиологической культуры и спорта».

Идею о том, что вот сейчас придут дяди из минспорта, начнут разгребать наши свинарники, напишут за нас регламенты, выстроят за нас работающую федерацию, предложат нам, что мастерить дальше, а потом еще и дадут на реализацию этих планов денежек, рекомендую оставить.

Вообще, в России вроде как уже существует Федерация компьютерного спорта. И вроде бы дело за небольшим, получить себе обратно ту самую аккредитацию, если дело еще не сделано. Иное дело, что эта самая ФКС РФ функционирует не как настоящая спортивная федерация, а как тупоумно организатор турниров. Так они у себя и пишут — «Турнир по киберспорту 2016», 5млн рублей призовых. Дисциплины — какие популярны (в этом году у нас играют в Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и Hearthstone), участники — кто придет. Это все без глупцов здорово, только каким именно образом оно отличается от частных лавочек, постигнуть решительно невозможно.

Вопросы навскидку: сколько у этой федерации беспрерывных членов из прогеймеров? А из команд? Что конкретно дает отдельным игрокам и проектам членство в ФКС?

Предтавим на секунду, что ФКС подпадает под дефиниция общероссийской спортивной федерации. Оное, к слову, не вот уж прямо и навороченное:

Общероссийская спортивная федерация — общероссийская социальная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и мишенями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Собственно, отчего бы ФКС и не быть такой общественной организацией. Теперь давайте взглянем на ее долги согласно все тому же закону.

За первые два пункта списка — про обеспечение развития спорта, формирование и подготовку национальной сборной к неким интернациональным соревнованиям — я уже переживаю. Кажется, все просто. За первое по факту сойдет бурливая онлайн-деятельность или даже имитация таковой плюс ну допустим одинешенек турнир в год, второе после закрытия WCG сейчас можно вообще по вящей части игнорировать. С отправкой двух с половиной игроков на какой-либо ивент a la IeSF наши справятся.

Легендарная победа M19 по Counter-Strike на WCG 2002

Легендарная победа M19 по Counter-Strike на WCG 2002

Собственно таким образом мы в свое время получили исключение компьютерного спорта из реестра. Никто ничем не занимался. Не было довольно ресурсов, не было достаточно желания. «Турнир по киберспорту 2016» — это в контексте развития киберспортивной инфраструктуры ни о чем. Даже если пожалеть ФКС и не выкидывать из списка проведенных ивентов, вывешенного на их официальном сайте, онлайн-междусобойчики и рекламные турниры, какие состоялись бы вне зависимости от существования федерации, за весь 2015 ФКС прочертили всего шесть ивентов, за 2014 — семь, а дальше у товарищей разом на первой странице идет 2013 и WCG.

Подозреваю, что это ФКС просто за сайтом своим нехорошо следит. В конце концов, на мою почту, случается, приходят анонсы от Resp.su. Иное дело, что ФКС по большей части все равно только «ловит вал» и помогает инициативам на местах.

С третьего пункта начинается значительная бюрократия, на которой, скорее всего, официальный российский киберспорт тоже прогорел. А разом на четвертом эта бюрократия становится не столько важной для галочки, сколько значительной по-настоящему, для нас самих. Пункт четыре велит нам:

Разрабатывать в введённом порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в мишенях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные заявки к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей.

Упростим задачу: приберём за скобки официоз, историю с судьями и представим, что беспомощный термин «компьютерный спорт» мы своими мочами разжевали на, скажем, ежегодно обновляемый список актуальных игр.

Желал бы я взглянуть хотя бы на проект требований к участникам того же «Турнира по киберспорту 2016» и всеобщие регламенты дисциплин. Кроме шуток. И еще посмотреть, как все написанное должным манером соблюдается.

Но это я забежал вперед. Сначала федерация должна зачислить устав о как минимум 14 оговоренных в законе пунктах. Вяще всего мне нравятся пункты 11 и 12, про источники финансирования и распорядок уплаты вступительных и членских взносов. Нравится не столько тем, что потенциальная Федерация Прогейминга Всея Руси сможет получать денежку, сколько спуском с небосводов на землю.

Хорошо, пусть мы умеем писать регламенты, устанавливать пафосные цели и рассылать онлайн-партбилеты. Но кто будет просто так хватать и платить деньги кучу цифровой макулатуры? Нужно направлять реальные контакты, организовывать регулярные соревнования, договариваться со спонсорами.

И это, реально блюсти свои статуты, регламенты и так далее.

***

К чему я, собственно, веду.

Никакое правительство никакую труд за киберспортивное сообщество делать не будет. Я, по крайней мере, не слышал ни про какие государственные инициативы и инвестиции в прогейминг. В этом резоне возвращение в реестр не дает нам ничего и не снимает ни одной престарелой задачи.

Федерации нужно строить самим, организовываться необходимо самим, следить за порядком нужно самим.

Главный плюс от вторичного включения киберспорта в официальную движуху — это, как мне видится, потенциальная возможность ловить жуликов от прогейминга за длань и карать их по закону. Отныне киберспорт — обратно не непонятная возня в подвалах, а вполне себе спорт. И если, произнесём, организаторы турнира под эгидой аккредитованной федерации не хотят платить победителю призовые — что случается — то это не Вася спрашивает с Вани бабло из-за какой-то темной недоказуемой никак ничем ерунды, это устроитель официального спортивного мероприятия не выполняет свои долги и рискует уже не только репутацией в прогеймерском кругу, но и настоящим вердиктом.

Ну, опять же, это при условии, что мы построим достаточно хорошо функционирующую, признанную организацию со своими четкими правилами.

Размышляю, многие игроки и проекты с радостью бы начали играть по этим самым правилам. Немало, впрочем, может оказаться недостаточно — напомню еще раз, в первый заход что-то как-то ничего положительного из официального признания киберспорта не выросло. Но и, опять же, наша подмостки с тех пор выросла и возможно даже окрепла.

Министерство спорта РФ дало здешнему прогеймингу возможность переэкзаменовки, но больше и не меньше. Сам же экзамен никто за здешнюю киберспортивное сообщество не сдаст.