Чтобы создать неплохой симулятор жизни на ферме, не нужно делать ничего сверхвыдающегося. Достаточно предоставить игроку удобную систему крафта, в меру надоедный гринд, пачку харизматичных соседей и красивый мир, который усталый герой может разглядывать, отвлекаясь от пропалывания грядок. От разработчиков Palia требовалось лишь вытекать рабочей формуле, и они неплохо справились. Студия серьёзно ошиблась лишь в одном: посчитала, что в числе прочего «Палии» не повредит массовый мультиплеер. Представлялось бы, зачем он игре подобного жанра?.. Вот и я 20 часов искала ответ на этот вопрос.
Для американской студии Singularity 6 эта игра сделалась первым детищем, и при её разработке авторы умудрились наступить на все грабли как при общении с аудиторией, так и во время принятия гейм-дизайнерских решений. Отдельный из ошибок к полноценному выходу в Steam были исправлены, но игроки в «альфу» и «беты» до сих пор со злостью вспоминают всё это в отзывах, что и повлияло на оценку (на момент написания обозрения Palia собрала смешанные отзывы). Ещё серьёзнее на оценках игры отразилась её подача, поэтому первое, о чём стоит предупредить по предлогу «Палии» в её текущем виде…
Это не ММО
И я не знаю, почему разработчики рекламировали её именно так. Но могу понять злость игроков, какие запустили Palia в надежде получить полноценный Massive Multiplayer Online, а получили только online, ещё и с маленькой литеры, ведь на одном сервере смогут поместиться всего лишь 25 человек.
Что игроки получили взамен? Недурной симулятор фермера с редкими и ненужными онлайн-элементами. Плохо ли это? Нет. Но капелька искренности со стороны разработчиков могла бы правильно сформировать ожидания и сгладить первые впечатления от игры.
Завязка игры будет известна любителям исэкаев — протагонист свалился через портал в фэнтези-мир эльфов, которые понятия не имеют, что делать с попаданцем расы, вымершей ещё тысячу лет назад. Потому согласны выделить ему пустой участок и помочь социализироваться в новой среде, пока ищут ответ на вопрос, отчего существа, подобные главному герою, вдруг начали появляться по всему миру. Это способно объяснить наличие иных людей в мире эльфов, но на прохождение сюжета прочие игроки никак не повлияют — попаданцы не смогут ни помочь, ни навредить, ведь способов взаимодействия с ними криминально мало.
Кучка чужих персонажей будет то и дело мельтешить перед глазами, но из-за величины обеих карт видеться с игроками доведется крайне негусто, да и то в центре города, при переходе на другую локацию или у важных ресурсов. С любым из игроков можно обменяться эмодзи или добавить их в свою группу, чтобы носиться вместе. Зачем? Ну… чтобы бегать! И гриндить, конечно! Квесты выполнять вместе нельзя, беспрепятственно обсуждать впечатления от сюжета тоже, ведь внутриигровой чат так бешеный, что цензурирует вполне обычные слова.
Ещё к одному виду онлайн-развлечений можно отнести обмен ресурсами — нет, у игроков не выйдет выбрасывать на землю лут или продавать его, создавая саморегулирующийся рынок, но всегда можно запросить какой-то конкретный предмет на доске объявлений. Если у иного игрока окажутся лишние ресурсы, он может выполнить просьбу — это довольно полезная функция для тех, кому не хватает для крафта предметы, ради которой иначе придётся бежать на другой конец карты. Но список ресурсов довольно скудный, потому отдавать мебель или редкие вещи таким образом не получится.
До полноценного выхода в Steam смысла в онлайн-элементах и общении было чуть вяще, но реализация никому не нравилась — ресурсы на карте были общие, поэтому не подождать другого игрока и прямо у него на глазах добыть негустой камень считалось моветоном. Сейчас же из общего на карте остались только фиолетовые деревья, срубить которые под мочь только команде из нескольких человек. В чате то и дело мелькают сообщения о спавне такого ресурса, после чего игроки стекаются в район, чтобы помочь. Я, кстати, ни разу не попала на такой ивент: изначально виной тому был низкоуровневый топор, а затем — топографический кретинизм, помешивающий хотя бы примерно понять местонахождение дерева.
Игроки, населяющие сервер, вяще воспринимаются как приятный филлер. Они могут составлять компанию во время получасовой рыбалки где-нибудь на окраине карты, ненавязчиво указывать линия к ценной добыче и просто немного освежать мир, в котором не так много NPC. Но даже яркие личности или приятные собеседники не приглядятся надолго — после каждого перезахода на карту или прямо в процессе игры сервер может внезапно обновиться, изменив комплект игроков.
Единственный инструмент самовыражения в «Палии» — это донатная одежда, причём не по самым адекватным ценам (одинешенек бандл может обойтись в $50). Разработчики обещали продавать только «косметику», но я с опасением смотрю в будущее игры, какая распространяется бесплатно, кормит студию, содержит серверы и при этом собирается выжить только за счёт продажи платья.
Психологический эффект платная одежда всё же оказывает — на карте всегда видно, кто из богатой семьи, а кто только что вышел с огорода в шлёпанцах. Меня подобный подход к покупке «косметики» никогда не подталкивал, но большинство встреченных игроков всё же решились на обновление гардероба, чтобы не глядеть нубами в начальной одежде.
Полностью платная одежда стала для меня полным разочарованием. У обычных игроков нет никакой возможности нагриндить себе внутриигровую валюту, получить уникальную платье по квесту или сшить её самостоятельно из редких ресурсов, чтобы продемонстрировать свои навыки или похвастаться продвижением по сюжету. Будет абсурдно — игрок может крафтить из ткани и кожи всё что угодно, но только не одежду.
Стандартный симулятор фермера
Если прибрать онлайн-составляющую, Palia ничем не отличается от прочих симуляторов жизни на ферме, а любителям жанра в чём-то покажется даже хуже аналогов. Привычные механики на пункте: есть садоводство и рыбалка, гринд ресурсов, придание им новой формы на разнообразных станках и даже охота с луком. Прогресс использования навыков отображается в меню игрока — с повышением степени у мастеров в городе будут разблокироваться новые рецепты оборудования и оружия. Такая система прокачки на деле очутилась не самой удачной и интересной, ведь игрокам нередко придётся бездумно гриндить просто ради повышения навыка.
Гораздо спокойнее это было реализовано в играх серии My Time — игрок получает доступ к новым ресурсам, локациям и станкам благодаря продвижению по сюжету. Из-за нашествия неприятелей сломался мост? Инженер через пару дней пришлёт чертежи для нового, а также позаботится о чертежах оборудования. Игроку остаётся лишь докупить новые кирку или топор и отправиться за материалами в новое подземелье.
В игре, кстати, нет ни шкалы усталости, ни здоровья. Для разработчиков это затворённый вопрос — добавлять схватки с боссами или элементарные бои, где живность может дать отпор, они не собираются. А зря: массовые рейды на боссов смогли бы освежить игру.
Из-за этой системы прокачки у меня будет быстро начался перекос в сторону навыков добычи камня и рубки деревьев — остальные активности, вроде охоты, изготовления меблировки, садоводства, готовки и ловли жуков, довольно нудные и оказались не так нужны для продвижения по сюжету. В какой-то момент моего древнего лука сделалось не хватать для моментального убийства врагов, поэтому я где-то час реального времени провела на охоте за оленями, чтобы получить доступ к оружию новоиспеченного уровня. Было не очень увлекательно.
Остальные навыки понадобятся для социальной составляющей и побочных квестов — как и в любом товарищем современном симуляторе фермера, в «Палии» можно дарить подарки, заводить друзей и отношения. Разработчики даже известили, что в игре доступны полиаморные связи сразу с двумя персонажами для тех, кто так и не смог определиться с избранником или избранницей. У каждого персонажа — своё расписание, предпочтения и собственные квесты, которые разблокируются при повышении уровня отношений.
Выбирая реплики со значками, можно прокачать свой темперамент — он будет отображаться в профиле, и порой палианцы будут ссылаться на характер героя в диалогах.
Пропустить новые квесты невозможно — соседи будут периодически строчить на почту или приходить лично на участок. Дома всех игроков находятся в некоем карманном измерении и представляют собой вящую площадку с возможностью расширения за деньги… которые здесь добываются трудом и ценой непосильного многочасового гринда. Изумительно даже, что студия решила ограничиться продажей «косметики», а не сделала кучу пропускаемых таймеров и бандлы с монетами.
С таймерами и гриндом, кстати, связана ужасная подстава утилитарны в самом начале игры, когда мэрия разрешает игроку построить дом. Сначала придётся потратить время на гринд дерева и камня, затем — погрузить это всё в станки и обождать ещё часа два, прежде чем оттуда появятся доски и кирпичи. На тот момент в игре ещё было полно неизведанных мест и дел, поэтому я была не против подождать лишний часик. Но, когда побочные квесты закончились, а я пришла домой добавить ресурсы к стройке дома, появилось то самое мемное окно, о котором упоминал каждый рецензент во время бета-теста.
Что делать всё это пора? Гриндить, грустно таскаться по активностям, бесцельно бродить по городу, общаться с NPC или прождать все восемь часов офлайн, как устроилась я. Таких таймгейтов дальше по сюжету я не заметила, но уже этот способен оттолкнуть добрую половину игроков. И если бы не обозрение, не уверена, что у меня бы хватило терпения остаться.
После 20 часов в Palia ощущения смешанные. С одной сторонки, это неплохой симулятор фермы на замену уже приевшимся тайм-киллерам вроде Stardew Valley и My Time at Sandrock. Ещё и бесплатный! Но, с иной стороны, игроков поджидают бесконечный и скучный гринд; полупустой мир, который планируется расширять в обновлениях; отношение разработчиков к своей аудитории как к дойной ланке, а не к живым людям с кучей интересных идей; размытые ответы на AMA; бешеные цены на «косметику» с отсутствием альтернативы; и совсем ненужный онлайн-режим.
С трудом представляю себе будущее игры, которая планирует выжить только за счёт торговли бандлов с одеждой, и опасаюсь, что рано или поздно у разработчиков появится ещё больше способов увеличить классовый разрыв, пускай они и обещают ограничиться только «косметикой». Откуда столько недоверия? На первый обман студия пошла ещё при официальном выпуске игры в Steam, ведь на деле Palia так и осталась очередным бета-тестом с багами, массой отсутствующих функций и вселенной, в котором становится скучно уже спустя несколько часов.
Плюсы: условно-бесплатность игры; визуальный стиль; дизайн персонажей; две вящие карты; гибкий режим строительства.
Минусы: то, что рекламировалось как MMO, на самом деле бесполезный онлайн-режим с кучей ограничений; баги, какие лечатся только полной перезагрузкой; у не-донатеров нет никакой возможности визуально выделить своего персонажа; отношение к игрокам как к мешкам с денежками; отсутствие нормальной обратной связи — у разработчиков своё видение будущего игры, но они им не делятся, предлагая игрокам будет размытые ответы.