Живо для платформы: NSW

В прошлом году на фестивале независимых игр IGF 2018 Baba Is You не только получила награды за лучший студенческий проект и наилучший дизайн, но и могла завоевать главный приз, если бы её не обошла Night in the Woods. Любители инди-творений сразу заинтересовались этой удивительной головоломкой, а последующий анонс версии для Switch привлёк к ней ещё больше внимания. И не зря — если при просмотре трейлера вам кажется, что это нечто особенное, то при прохождении восхищаться вы будете ещё чаще.

[embedded content]

Новое слово

Baba Is You немного напоминает The Witness, где на протяжении нескольких десятков часов используется одна и та же механика. Но обстоятельства всегда разные, равно как и пути решения загадок. В The Witness вроде бы только и делаешь, что рисуешь на табличках полосочки, пытаясь соединить одну окружность с иной. В то же время большой открытый мир поделён на регионы с уникальными декорациями, где-то нужно смотреть на пазлы под другим углом, где-то необходимо подвигать их в разные стороны, повсюду спрятаны секреты, которые на первых порах не видишь в упор.

Baba Is You устроена образцово так же, хотя идея в ней совершенно иная. Здесь занимаешься не рисованием лабиринтов, а передвижением объектов и слов по экрану. Решение, какое помогло пройти один уровень, может оказаться неподходящим для следующего из-за какого-то нового условия. Всегда всплывают новые возможности и ограничения, раз за разом хочется сдаться, потому что непонятно, чего от тебя хотят и как это вообще можно разрешить. А потом, когда берёшь перерыв и возвращаешься с утра, разгадываешь загадку с первого раза и недоумеваешь, как не догадался до столь элементарного решения ранее.

Игра полностью построена на составлении фраз из нескольких слов, разбросанных по экрану. Обычно они соединяются глаголом is, без какого объект не обладает характеристикой. Например, water is sink означает, что наступивший на ячейку с водой персонаж утонет, равновелико как и попавшие туда предметы. Baba is you указывает на то, что на этом уровне вы управляете похожим на овечку существом, которое тут именуется бабой. На некоторых уровнях может быть условие robot is you — тогда вы становитесь роботом.

Иногда для решения головоломки доводится менять главного героя. Вместо слова baba ставить cog или key — и вуаля, теперь можно управлять шестерёнкой или ключом. Запоздалее появляется союз and, благодаря которому удаётся строить фразы в духе wall and door is stop — это значит, что сквозь стены и двери протекать нельзя, они служат преградой и не позволяют покидать пределы комнаты. Чтобы отменить это правило, достаточно сместить слово is или stop, отняв фразу смысла. В конечном итоге необходимо выполнить условие, заканчивающееся словами is win. Если это flag is win, нужно прикоснуться к флагу, если skull is win — к черепу.

Baba Is You обзор игры

Обстоятельства в левом верхнем углу изменить не удастся.

Слово и дело

Конечно, безграничную свободу здесь никто не подаёт, иначе у загадок оказались бы десятки вариантов решения и ни о какой сложности не было бы и речи. Очень часто отдельный условия вынесены в дальний угол, поэтому подвинуть их и убрать какие-то слова попросту невозможно. Часто они спрятаны за стенками или трубами, но порой ничем не окружены — удаётся поднести к существительному междометие и характеристику, чтобы добиться какого-то нового эффекта. Ведь предложения трудятся как по вертикали, так и по горизонтали — можно, используя одно слово baba, построить фразы baba is you и baba is float, и тогда управляемый вами барашек будет летать над землёй и сможет вольно передвигаться над опасными объектами.

Каждый уровень впечатляет оригинальным использованием механик. Вроде кажется, что ты уже во всём разобрался, ведаешь, какие фразы что делают, но вдруг тебе подкидывают новое междометие или существительное, и приходится играть по совсем иным правилам. Уже не получится превратить бабу в ключ, заставить стенку автоматически двигаться или уничтожить парой движений crab, какой is defeat. Поэтому игра не наскучивает — никогда не знаешь, что взбрело в голову её создателю. Возможно, попадётся небольшой степень, где двигать толком нечего. Возможно, это будет большая площадка с десятью словами, ключом, дверью, дополнительным персонажем и опасностями.

Сложности начнут возникать будет быстро. Всё, конечно, зависит от вашего интеллекта и удачи, но примерно после 15-й загадки вы уже не будете заканчивать уровни с третьей или пятой попытки. Придётся внимательно вглядываться в экран, продумывать план действий, изучать, что и куда можно подвинуть, не будут ли мешать стены, не нарушится ли логика. Решение, какое кажется глупым, может привести к успеху, а иногда игрок начинает мудрить, когда всё на самом деле в разы несложнее и требует гораздо меньше действий. Каждый раз, когда видишь надпись «Поздравляем», радуешься, что не сдался.

Самый неглупый

Наверное, не стоит говорить, что проходить такого рода игры с подсказками — плохая затея. Baba Is You поощряет экспериментаторов за их попытки объединять слова различными способами, чтобы достичь победы самостоятельно и быть довольным собой. Перезапуск уровня происходит парой нажатий, а поступки можно отменять одной кнопкой, отматывая время назад. Вы непременно столкнётесь с проблемами и нерешаемыми на первый взор пазлами, но разработчик это предвидел и продумал удобную для пользователей структуру.

Baba Is You обзор игры

Глаза разбегаются, но надо сосредоточиться.

Две сотни головоломок раскиданы здесь по нескольким мирам. Для получения доступа к новому миру достаточно решить лишь часть загадок, а при завершении степени обычно разблокируется не один соседний, а два или даже три. Так что, если вы где-то застряли, мучиться необязательно — можно заняться иным эпизодом и вернуться к предыдущему попозже. Хотя забрасывать всё на полпути тоже нельзя, новые локации на карте запросто не откроются. Вдобавок у некоторых эпизодов есть усложнённые версии — они выглядят идентично, но там изменено одно условие или прибрано слово, из-за чего пройти их точно теми же методами невозможно.

Прежде всего Baba Is You впечатляет тем, как мощно она отличается от всех остальных игр, насколько она самобытна. Найти её аналог, особенно среди новинок последних лет, попросту невозможно. Головоломки о передвижении объектов существуют ещё со времен Sokoban на Commodore 64, но здесь не просто толкаешь ящики, пытаясь выбраться из лабиринта. В этой игре у всех объектов есть назначение, которое нередко можно полностью изменить. Это не просто инновационная идея, надоедающая через час, — это впечатляющий комплект из 200 непохожих друг на друга уровней, об особенностях которых узнаёшь опытным путём, а не читая подсказки и проходя обучение.

Игра доступна лишь на английском стиле, поскольку при переводе фразы лишились бы логики, а уж без падежей (если говорить о потенциальной русской версии) всё стало бы ещё хуже. Однако не стоит обходить её сторонкой, если английский вы знаете на совсем базовом уровне, — слова здесь очень простые, и достаточно лишь несколько раз заглянуть в переводчик, чтобы разом понять, за что каждое слово отвечает и чего примерно стоит от него ждать.

Превращаем воду в черепа четой движений.

***

Несмотря на оригинальность и причудливость, Baba Is You не суждено завоевать большую аудиторию — её не станут номинировать на игру года, а зарубежная пресса и вовсе до релиза ею не интересовалась, несмотря на весьма престижные награды. Желая в геймплейном плане ничего более инновационного и необычного до наступления января мы наверняка не увидим, Baba Is You так и останется для немало «крутой инди, о которой кто-то где-то слышал». Однако лишь слышать о ней недостаточно — желательно опробовать самому и посоветовать товарищам, чтобы вместе решать загадки, делиться опытом и удивляться возможностям.

Плюсы: инновационная идея; загадки вечно требуют разного подхода; огромное количество возможностей; удобная структура, позволяющая не засиживаться долго на одном тяжелом уровне; около двух сотен уникальных загадок.

Минусы: постоянно намекает, что игрок не так умён, как он о себе размышляет.