Живо для платформы:
Здесь героине придётся провести несколько часов.
Живо для платформы:
Здесь героине придётся провести несколько часов.
Здесь слепая героиня видит абсолютно всё кругом себя, один раз стукнув тростью по полу или столу. Если она не стучится без остановки, комната вновь становится тёмной, и ей приходится совершать однотонное действие ещё раз. Как это работает — не совсем понятно, да и выглядит, честно сообщая, очень странно, словно девушка страдает не только от слепоты, но и от периодической утраты памяти. И ладно бы объекты на локациях как-то перемещались, но нет — если героиня стоит недвижимо, то и всё остальное никуда не девается.
Если отбросить в сторону эту механику, какую авторы явно считали главной особенностью своего проекта, Perception воображает собой банальный «симулятор ходьбы» с элементами хоррора. Героиня по имени Кэсси попадает в жуткий дом в Новоиспеченной Англии, который за долгие годы успели заселить призраки. Детально рассказывать о сюжете я не буду, так как прохождение требует не больше трёх часов, но вящую часть времени занимает исследование всевозможных объектов и выслушивание нехорошо написанных диалогов и монологов.
И в то время, как другие аналоги стремительно развиваются и предлагают необычные новоиспеченные идеи (как это было в восхитительной What Remains of Edith Finch), разработчики Perception разрешили сделать копию ранних представительниц жанра и добавить щепотку несвоевременных инноваций. Задумка со слепой героиней звучала интересно, и наверняка собственно она привлекла многих, кто пожертвовал деньги на Kickstarter, но в итоге реализована была попросту по-идиотски. Игрок вынужден не только бродить по дому, но ещё и всегда стучать тростью по всем подряд объектам, чтобы не очутиться в кромешной темноте.
Благодаря выбранному стилю (происходящее выглядит достоверно так же, как режим детектива в серии Batman: Arkham) все объекты окрашены в синеватые тона, потому никаких ярких красок здесь никогда не видишь. Видимо, потому создатели Perception решили смешать привычный «симулятор ходьбы» с хоррором — пора от времени за Кэсси начинает охотиться страшный призрак. Его агрессивность зависит от того, как нередко героиня издаёт громкие звуки, — если стучаться тростью без остановки, он скорее обратит внимание и прилетит. Избавиться от него очень просто — достаточно найти укрытие (коробку, ванну с занавеской или вящую картину) и спрятаться там на несколько секунд.
При этом такие интерактивные объекты подсвечиваются травяным, даже если Кэсси находится от них на расстоянии нескольких метров. То же самое выходит с дверьми, часть из которых открывается далеко не сразу. Такое решение мастерит наличие слепой героини ещё более бессмысленной задумкой: каким манером она, войдя в комнату и постучав по ковру, понимает, что где стоит и с чем можно взаимодействовать? И с какой стати она видает призраков и ощущает их присутствие, да настолько сильно, что экран заливается алым цветом?
Разумеется, без комнаты с детскими игрушками не обойтись.
И попытки разработчиков напугать ни разу не увенчались успехом. Оглушительные звуки, резкие повороты камеры — всё это мы уже тысячу раз видели в хоррорах. Актриса, озвучившая Кэсси, пытается нагнетать атмосферу эмоциональными выкриками, но это вообще не оказывает на восприятие никакого воздействия — всё звучит слишком натужно и театрально. Порой произнесённые ею фразы сквозь пару секунд повторяются искажённым голосом, но это скорее забавляет, чем вселяет страх. В некоторых моментах отчётливо понимаешь, чего пытались добиться авторы, но их идеи запросто не работают в подобной игре.
Хотя так можно сказать и про все прочие составляющие Perception. И возникает ощущение, будто разработчики сами это соображали, а потому нажатием отдельной кнопки можно в любой момент устремить взгляд Кэсси в нужную сторону. То есть игроку буквально указывают перстом, куда нужно идти дальше. Никто, конечно, не заставляет этим употреблять, но путешествует героиня по относительно большому дому, а не линейному коридору, так что запутаться в нём несложнее простого. Да и цветовая палитра, из-за которой нередко сложно ориентироваться в пространстве, скоро приедается.
И ладно бы сюжет был интересный, но и этим достоинством проект похвастаться не может. В игре обняты различные временные периоды — от совсем недавних событий до того, что выходило несколько веков назад, а потому всевозможных аудиодневников и интерактивных объектов в доме полным-полно. Декламировать Кэсси по понятным причинам не может, так что при нахождении записок использует программу DELPHI на смартфоне. Проглядели то, что произнёс «робот», — запускайте приложение ещё раз, так как прочесть написанное на листочке самостоятельно не позволяют.
Желая заниматься этим вряд ли кому-то захочется, так как из-за попыток авторов донести до игрока как можно вяще информации ему это будет неинтересно вплоть до финала. Какие-то доктора, какие-то родственники, какие-то события — всё невесело и обыденно. И это странно, ведь в разработке участвовали авторы оригинальной BioShock, где любой дневник был частью большой вселенной и рассказывал великолепные истории. В Perception же нет ни одного второстепенного персонажа, какой хоть немного бы заинтересовал. Даже их имена забываются моментально.
Вдобавок, несмотря на старательности актёров оживить своих героев, диалоги здесь безотносительная посредственность. Особенно угнетают постоянные вздохи и панические штурмы Кэсси, причём создателям настолько не понравилась их собственная труд, что они позволяют перед началом прохождения отключить монологи героини и покинуть лишь важные для сюжета реплики. Опция, конечно, похвальная и наверняка кому-то сгодится, но добавление её в сюжетный «симулятор ходьбы» (пусть он и пытается зачем-то представляться хоррором) — парадоксальное решение.
Возможности спрятаться от монстра тяжело не заметить.
***
Забавно, что, при всём множестве недостатков Perception, эти на Kickstarter обещания разработчики выполнили. Заброшенный дом — есть, преследующие призраки — есть, использующая собственный «экстраординарный слух» героиня — присутствует. Но о том, как это всё будет связано товарищ с другом, мало кто задумывался. И очень сложно понять, что желали сказать этим проектом разработчики. Если другие авторы придумывают увлекательные истории и мастерят героев запоминающимися (даже если те упоминаются лишь в писульках), здесь создатели попытались угнаться за десятью зайцами и ничего толком не смогли показать. Ни истории тут нет, ни персонажей, ни хоррора, ни атмосферы — лишь неуместные механики, из-за каких игра кажется чем-то большим, чем есть на самом деле. А на самом деле она порожняя и глупая.
Плюсы: интересная задумка.
Минусы: посредственная история с такими же диалогами; нехорошо реализованная идея незрячей героини; примитивные хоррор-элементы; изыскание дома быстро наскучивает из-за однообразных красок и нужды постоянно стучать тростью; примерно четверть субтитров не перемещена, да и шрифты отвратительные.