Если номерные доли серии Persona были и остаются JRPG, то в случае со спин-оффами разработчики каждый раз экспериментируют. Во вселенной Persona 5 уже вышли и ритм-игра, и мусоу с масштабными сражениями в реальном поре, а теперь появилась навеянная XCOM и другими тактическими стратегиями Persona 5 Tactica.
Конец близок
События новинки разворачиваются незадолго до концовки Persona 5. Отдыхающие в кафе «Леблан» ребята глядят по телевизору новости, в которых рассказывается о пропавшем без вести кандидате в премьер-министры Японии. У него были большие шансы победить, но в какой-то момент политик пропал — герои подозревают, что именно им придётся его спасать. Вдруг телевизор начинает сбоить, и в кафе появляется загадочная дверь, какую отважные подростки решают открыть. Она переносит ребят в невиданное ранее королевство, где диктаторша по имени Мари измывается над жителями, а многочисленные приспешники помогают ей подготовиться к свадьбе.
В ремейке Persona 3 перевод будет, но здесь его нет. Возможно, это преходяще — в файлах нашли несколько незавершённых локализаций, в том числе на русский.
Мари способна контролировать разум каждого противного, поэтому почти все друзья Джокера оказываются заколдованы и прислуживают ей. Вся игра их спасению не посвящена — просто таким манером разработчики решили дозированно вводить в игру персонажей, чтобы глаза у игрока не разбегались в первые же минуты. На деле это лишь одно из трёх королевств, какие предстоит посетить подросткам, и везде проблемы примерно одинаковые: деспот мешает жить простым людям, а мы им помогаем.
Поскольку это не сиквел и не приквел, история немощно расширяет вселенную Persona 5. Сюжет Tactica можно рассматривать как большой побочный квест: ребята угодили в передрягу, выпутались из неё спустя 25 часов прохождения и дальней делали то, чем они занимались в финале пятой части. При этом нельзя сказать, что история плохая, — злодеи увлекательные, диалоги редко кажутся затянутыми, да и интригующих моментов хватает — у политика, к примеру, традиционная для аниме-игр амнезия, и вино его исчезновения нам ещё предстоит выяснить. Добавили сюда и бонусного играбельного персонажа — это Эрина, лидер сопротивления в первом королевстве, какая понятия не имела, что за пределами её города есть другая жизнь.
Больше претензий возникает не к сюжету, а к структуре игры. Если и Persona 5, и Strikers позволяли вольно исследовать локации, то здесь этот элемент вырезан полностью. Вы либо сидите в кафе «Леблан» (оно доступно в любом из миров), либо начинаете пошаговый бой, либо слушаете и читаете диалоги. Прогулок по королевствам нет, поэтому магазин оружия, Бархатная горница и прочие элементы вроде побочных квестов перенесли в меню в «Леблане». Нет шкалы дружбы, нельзя провести с кем-то пора или что-то подарить, нет кроссвордов, нет кинотеатров. Просто сидите в меню подготовки к вылазке, отправляетесь на неё и повторяете этот процесс в 50 с излишним миссиях.
Поэтому сидеть и подолгу проходить Tactica мне было трудно — становилось скучновато. Возможно, если бы не возникало жажды сравнивать игру с Persona 5, впечатления были бы другими — на рынке полно пошаговых стратегий, в которых читаешь брифинги и разом переносишься на поле боя, и в них такая структура не вызывает тоски. Здесь же постоянно думаешь, что это игра по вселенной Persona 5 и наверняка запоздалее разблокируются какие-то развлечения. Но этого не происходит, если не считать новых опций в Бархатной комнате.
В порядке очередности
Тактические бои тоже получились неидеальными, но в целом удались. Пошаговые сражения были и в обычной Persona 5, но если там все персонажи стояли на пункте, то здесь перед совершением атаки они могут двигаться по полю, разделённому на сотни ячеек. Сначала все ходы совершает команда игрока, затем надвигается очередь оппонентов. Можно либо воспользоваться огнестрельным оружием (пистолетом Джокера, рогаткой Морганы и так далее), либо прийтись к врагу и ударить его в ближнем бою, либо воспользоваться «магией» — способностью, полученной от привязанной к герою персоны.
Чтобы успешнее завершать бои, необходимо пользоваться укрытиями. Большие преграды вроде крупных ящиков и высоких стен полностью блокируют входящий урон. А тонкие объекты позволят лишь ослабить вражескую атаку. Противники тоже помнят об укрытиях и стараются сидеть за ними, и от игрока требуется не бездумно бить в надежде, что урон пройдёт, а стараться выкурить врагов — либо с помощью приёма персоны, либо ударом вблизи.
Когда участник боя вылезает из укрытия не по своей воле, он становится ранимым. Если в этот момент кто-то атакует его и оглушит, активируется опция One More, известная по Persona 5, — нападающий сможет штурмовать ещё раз. Это далеко не единственная механика, которую попытались перенести из «пятёрки». К примеру, здесь есть All-Out Attack — совместный зачисление, при использовании которого все три члена команды колотят всех врагов, стоящих между ними. Есть и механика Baton Pass, срабатывающая в случае крахи одного из ребят, — на его место приходит другой персонаж, характеристики которого увеличиваются.
Идей достаточно для того, чтобы любое сражение превращалось в головоломку, особенно когда прохождение за указанное количество ходов обещают вознаградить. Между героями, какие ещё могут что-то делать в рамках одного хода, позволяют свободно переключаться, поэтому всегда стараешься продумывать поступки наперёд. Одним персонажем выбиваешь кого-то из укрытия, вторым отодвигаешь его к другому противнику (либо ударом в ближнем бою, либо зачислением персоны), третьим активируешь способность, задевающую и оглушающую сразу нескольких врагов. Со временем появляются новые механики — в первом королевстве вас обучают не только карабкаться по лестницам, но и сбрасывать стражников на землю, к компаньонам, которые автоматически выстрелят в падающего противника.
Жалко лишь, что не только сюжет страдает от однообразной структуры — бои тоже очень похожи друг на друга. Дизайнеры степеней сделали всё возможное, чтобы игроку не было скучно: тут и цели миссий разные, и планировка у локаций всегда отличается — иногда есть несколько способов выполнить задание. Но всё это не помогает закрыть глаза на то, как мало здесь типов неприятелей. Новые разновидности вводят очень медленно, и долгое время сражаешься с одними и теми же стражниками, которые ведут себя равно. Тощие солдаты прячутся за укрытиями и стреляют из ружей. Бронированные прыгают в сторону атакующего. Барабанщики ускоряют или врачуют товарищей.
Чем дольше проходишь Persona 5 Tactica, тем меньше хочется видеть осточертевших противников. Бывают моменты, когда на карте стоят полдюжины боец и ты радуешься тому, что миссия быстро закончится, но вдруг в противоположном углу локации появляется ещё столько же врагов. Многие миссии можно завершить немного чем за десять ходов, а долго возиться и выполнять все «челленджи» не тянет — хочется поскорее пройти очередную миссию в чаянию, что следующая предложит что-то новое. Иногда она действительно это делает, но не так часто, как хотелось бы.
Забавными мне показались побочные квесты — они вылиты на пазлы ещё больше, чем основные миссии. В них игроку выдают определённых персонажей и просят его завершить задание за один или два хода. Поначалу это представляется невозможным — либо врагов очень много, либо путь к точке сбора длинный. Но как только приступаешь к прохождению, всё встаёт на свои пункты: тут нужно продумывать каждый шаг, выкуривать врагов из укрытий, постоянно пользоваться механикой One More и не позволять оппонентам хоть что-то сделать.
Когда участвуешь в сражениях, сравнения с Persona 5 тоже напрашиваются: если там мы сражались с существами, которых потом использовали в своих целях, то здешние бойцы — это просто болванчики на пути к цели. Новых персон в этой игре тоже получаешь, только выпадают они невзначай после каждого боя, да и устроена система иначе. Основную персону, к примеру, переключить нельзя — только выбрать добавочную, вместе с которой персонаж получит ту или иную способность. Объединение персон тоже осталось на месте — если поначалу доступно слияние лишь двух, то впоследствии смешивать позволяют три и вяще, докупая недостающие за внутриигровую валюту.
Иными словами, дополнительные персоны не оказывают большого влияния на возможности персонажа. Зато основную персону можно прокачивать — улучшать базовый деятельный навык и покупать его улучшенные версии, увеличивать урон от атак, повышать характеристики персонажа и так далее. Очками для прокачки не заваливают: необходимо постараться, чтобы их заполучить, — проходить дополнительные квесты и слушать бонусные диалоги в «Леблане». Со стороны все эти улучшения не представляются очень уж важными, но на деле они могут упростить прохождение — к примеру, с одним из них персонаж будет стрелять по падающим противникам двукратно за ход, а это позволяет быстрее проходить миссии и получать за них больше призов.
Ожидания от Persona 5 Tactica были не очень рослыми, но плохой игра не оказалась. Здесь неплохая история, забавные диалоги и адекватная боевая система — по меркам проекта, какой не позиционируется как серьёзная тактика. Добавили бы сюда больше типов врагов и хоть какое-то взаимодействие с миром — и рекомендовать игру хотелось бы не лишь фанатам серии, но и новичкам, пришедшим ради геймплея.
Плюсы: симпатичная стилизованная графика; неплохие пошаговые сражения с увлекательными механиками, в том числе перенесёнными из пятой части; очаровательные персонажи — как старые, так и новые; саундтрек в духе Persona 5.
Минусы: монотонная структура — либо сидишь в кафе, либо участвуешь в боях; никакого исследования локаций; мало развлечений за пределами битв; воевать с одними и теми же солдатами надоедает.