Отчего современные телевизоры всё ещё уступают мониторам в играх?
Я играю на PC вот уже 30 лет, но до недавнего поре никогда всерьёз не думал использовать для этого телевизор. Наверное, потому что вырос во времена, когда телевизоры были совсем несравнимы с мониторами и сильно отставали от них в разрешении и общем качестве картинки. Даже с изобретением плоских и жидкокристаллических дисплеев ЭЛТ-мониторы превосходили обыкновенные телевизоры.
Современные телевизоры могут куда больше, чем кинескопные модели 20-летней давности. Как и компьютеры, они оснащаются HDMI, поддерживают популярные позволения (720p, 1080p и 4K) и часто хвалятся частотой обновления 120-240 Гц. Да и модели с частотой 60 Гц существенно превосходят престарелые 60-герцовые дисплеи. В теории, 4K-телевизор должен отлично подходить для игр. В реальности всё намного сложнее.
Во-первых, есть такая предмет, как входная задержка. Это задержка между нажатием кнопки на контроллере, мыши и клавиатуре и итогом действия на экране. Часто эта проблема упоминается консольными игроками, но сталкиваются с ней и те, кто пробует подключать телевизор к компьютеру. Входная заминка лучших HD-телевизоров сегодня выше задержки лучших мониторов – распорядка 17-18 мс против 9-10 мс.
Честно говоря, 17-18 мс – не так уж и много (по официальной оценке DisplayLag.com это «Excellent»), и если не резаться в динамичные FPS или RTS, вы её и вовсе не заметите. Та же Civilization не предполагает никаких острых движений. Однако, многие телевизоры не проходят и отметку в 40 мс, что DisplayLag характеризует как «Great». В кое-каких случаях входную задержку можно сократить с помощью настроек в меню телевизора, но это зависит от производителя и модели. Большинство производителей не делятся информацией о входной заминке – такие вещи обычно проверяются на сторонних сайтах вроде вышеупомянутого.
Вторая проблема связана с вылетами развёртки – когда не вся доля картинки отображается в пределах экрана. Это пережиток кинескопной эпохи, когда никто не мог гарантировать, что на любом телевизоре изображение будет идентичным. Проблему разрешили увеличением полученного сигнала, чтобы возможные искажения оставались «за экраном». Нынешним ЖК-дисплеям вылеты развёртки уже не нужны, но их поддержка может быть включена по умолчанию. Возможность отключения функции зависит от модели – в престарелых дисплеях её могут и не предлагать. Видеокарты AMD и Nvidia компенсируют вылеты развёртки на программном степени, однако это может сказаться на отображении текста и шрифтов.
И наконец, желая и есть телевизоры, действительно способные выдать частоту обновления 120 Гц, рекламируемый показатель зависит от производителя. В этой статье на CNET объясняется, как установить настоящую частоту конкретной модели.
Отсутствие поддержки Adaptive Sync/FreeSync/G-Sync
Тут всё каждый решает для себя, но если вы когда-нибудь сидели за монитором, поддерживающим Adaptive Sync (официальное наименование технологии FreeSync от AMD по терминологии VESA) или G-Sync, то наверняка соображаете, насколько здорово он проявляет себя в играх, даже в 60 fps. Чем ниже фреймрейт, тем вяще пользы от FreeSync/Adaptive Sync, поскольку плавность подачи кадров становится всё значительнее с увеличением задержки между ними. Например, в играх с 30 fps новоиспеченный кадр отображается каждые 33,3 мс, а в играх с 60 fps – любые 16,6 (при условии неизменного фреймрейта).
Я упомянул G-Sync, потому что это версия той же самой технологии от Nvidia, но эта компания не проявляет заинтересованности к сотрудничеству с производителями телевизоров по внедрению поддержки G-Sync в нынешние панели. Стандартизированная VESA Adaptive Sync теоретически может показаться в телевизорах – но только, если её добавят к спецификации HDMI. HDMI 2.0 (льющаяся версия) Adaptive Sync не поддерживает. HDMI 2.1 всё ещё на этапе планирования, так что телевизоры с таким стандартом в лучшем случае покажутся лишь через несколько лет.
Конечно, поддержка Adaptive Sync в HDMI 2.1 не разрешит проблему входной задержки и вылетов развёртки, но играть на телевизоре сделается несколько приятнее. Выиграют от этого и компьютеры, и консоли, вероятно, даже текущего поколения – зависит от способа реализации Adaptive Sync и поддержки этой технологии видеокартами Xbox One и PlayStation 4.
Если вы планируете резаться на большом телевизионном экране, рекомендуем поискать соответствующие отзывы игроков о избранных вами моделях. Надеемся, в будущем мы увидим телевизоры с поддержкой технологий наподобие Adaptive Sync, да и вообще наведённое движение производителей в сторону PC-игроков. Учитывая, что мы уже наблюдаем поддержку HDR и в телевизорах, и мониторах, было бы недурно и в будущем видеть между ними больше общего.