Живо для платформы: PC

Игры о Второй мировой, как правило, освещают одни и те же события той брани. Самые популярные темы неизменны вот уже два десятка лет: высадка в Нормандии, Франция, Сицилия, Нордовая Африка. Чуть реже приходится отправляться на Восточный фронт или на острова Негромкого океана. Наконец, совсем редко удаётся принять участие в Голландской операции — неужели что Brothers in Arms: Hell’s Highway и аддон Market Garden для Combat Mission: Battle for Normandy целиком отданы боевым действиям в Нидерландах в сентябре 1944 года. Но «Маркет Гарден» по-прежнему негустая гостья в играх о Второй мировой: как правило, в подобных проектах ей уделено не вяще одной-двух миссий.

Разработчики Post Scriptum: The Bloody Seventh разрешили исправить эту несправедливость. Всё-таки операция «Огород» по сей день является образцом одного из самых массовых применений воздушного десанта в истории — это уж достоверно стоит того, чтобы сделать сетевой боевик собственно об этой неделе ожесточённых боёв в Западной Европе.

[embedded content]

Кровоточащий сентябрь

К концу лета 1944 года на Западном фронте уложилась благоприятная для наступления союзников ситуация. Во всяком случае, так находил главнокомандующим сухопутными войсками в Европе Бернард Монтгомери (Bernard Montgomery). Британский полководец подготовил довольно смелый план новой операции, в далёкой перспективе обещавший закончить брань уже к концу года.

Войскам союзников предлагали обойти «Черту Зигфрида» через территорию Голландии, обеспечив выход к индустриальным районам Германии. Коридор для наступающих войск должны бывальщины проложить десантники, захватив несколько мостов на протяжении почти сотни километров и удерживая их до подхода основных сил.

Операция, какая получила незамысловатое название Market Garden, началась 17 сентября 1944 года с самого массового воздушного десанта во Другой мировой войне: за первые два дня в тылу противника высадилось возле 35 тысяч солдат и офицеров, две тысячи автомобилей, пять сотен орудий и миномётов. Для бессердечных сражений той войны не такая уж и впечатляющая цифра, но неожиданное появление подобный группировки войск далеко за линией фронта стало сюрпризом для немцев.

Тем не менее фортуна в этот раз оказалась не на стороне союзников. Проблемы со связью, планированием и управлением армиями начались практически сразу. Неприятности сыпались одна за иной: где-то командование не могло связаться с подчинёнными подразделениями, в товарищем случае десант был вынужден высадиться слишком далеко от намеченной мишени, потеряв эффект внезапности, а на пути в Арнем в засаду угодила разведывательная колонна англичан.

Post Scriptum обзор игры

Лента для пулемёта закончилась в самый неловкий момент — через пару мгновений меня добьёт вражий снайпер.

Не лучше шли дела и у механизированных частей, начавших наступление с заката. Всё те же ошибки в командовании и планировании преследовали 30-й британский армейский корпус, какой был основной ударной силой союзников в этой операции. Несмотря на подавляющее перевес противника в бронетехнике и живой силе, немцы оказывали ожесточённое сопротивление, замедлив продвижение атакующих. Пора играло на них: пока удавалось сдерживать атаки союзников на черты фронта, в тылу постепенно таяли силы десанта, какие без должного снабжения не могли долго сохранять боеспособность.

Уже спустя чету дней после начала операции инициатива была целиком на стороне немцев: десант, который и так с трудом удерживал взятые позиции, практически потерял управляемость и ресурсы — не помогли даже попытки наладить снабжение по атмосфере. Надежда на помощь с запада становилась всё призрачнее с каждым днём. Ещё сквозь пару дней стало ясно, что успеха в этой операции союзникам ожидать не стоит.

Наконец, 25 сентября был получен приказ к отходу. К утру вытекающего дня последние остатки десанта переправились через Рейн, выйдя на соединение с основными мочами союзников. Операция «Огород» закончилась поражением.

Командная труд

Учитывая столь печальный для британцев и американцев исход Market Garden, неудивительно, что Голландская операция не пользуется подобный популярностью в массовой культуре, в отличие от триумфа во Франции четой месяцев ранее.

Post Scriptum обзор игры

Необходимо постоянно следить за изменением ситуации с поддержкой карты.

С другой стороны, драматическая история десантников, вырванных сражаться во вражеском тылу, может оказаться весьма увлекательной — что показал пример третьей части Brothers in Arms. Однако авторы Post Scriptum разрешили сделать акцент на другом.

Первое впечатление — перед нами Squad про Вторую всемирную. Невооружённым глазом заметно сходство даже в интерфейсе, не сообщая уже об остальном. Ничего удивительного: у этих игр один и тот же издатель, а доля разработчиков в своё время занималась созданием модификаций для Squad и её прародителя — мода для Battlefield под наименованием Project Reality.

Две стороны, максимум четыре десятка человек с любой, сражаются на довольно масштабных картах за контроль над ключевыми точками. Пока в игре лишь две фракции — британцы и немцы. В ближайшее время обещают добавить и янки — знаменитые 101-ю и 82-ю дивизии ВДВ США. У каждой стороны есть отчетливое разделение на отряды, а внутри отрядов в наличии столь же жёсткая специализация. Как обыкновенно, больше всего обычных стрелков, а вот снайперов или сапёров считаные колы.

Кроме пехоты и танкистов присутствуют специальные инженерные филиалы. Эти ребята занимаются подвозом боеприпасов к месту боёв, строят укрепления и огневые точки, и собственно от их действий зависит львиная доля успеха в сражении. Возглавляет всей этой оравой командующий, который может раздавать распоряжения командирам отделений, ставить пометки на карте и вызывать артиллерийскую и авиационную поддержку.

Post Scriptum обзор игры

Карты тут большие, а устаёшь быстро. Пара глотков из фляжки поможет скорее восстановить силы.

Те, кто провёл много времени в Squad, в Post Scriptum будут ощущать себя как дома: игровой процесс, конечно, не назвать целой копией, но основы те же. Отличия в основном обусловлены аутентичными вооружением и техникой. Подавляющее большинство бойцов воюют не машинами, а винтовками с ручной перезарядкой — понятно, как это влияет на рисунок боя.

Пулемёт, особенно если это немецкий MG42, — мощный аргумент против любой штурмы, если правильно выбрана позиция. Бронетранспортёр, а уж тем более танк, — утилитарны бесполезен без пехотной поддержки, но если экипаж наладил взаимодействие с союзниками, то можно пробежать мощным катком по позициям противника. Накладывает свой печать на геймплей и местность: Голландия — это царство бокажей. Поля, узкие полосами из кустов, небольшие деревеньки и густые леса, сравнительно плоская поверхность в цельном — всё это приводит к тому, что противника можно не заметить до самого заключительного момента.

Как и в Squad, единственный ключ к победе — это командное взаимодействие. Многое зависит как от сквад-лидеров, так и от инженеров. Если эти слоты взяли одиночки-молчуны или любители «рандома», то о победе можно забыть. Штурмовать позиции, на каких противник успел закрепиться, без артподдержки и правильной постановки точек ренессансы (не слишком близко, но и не слишком далеко) — чрезвычайно сложно. Нередки случаи, когда команда проигрывала, не захватив вообще ни одной ключевой точки, — а всё потому, что у одной сторонки нашлись опытные командиры, а другая пришла «просто пострелять».

Если разработчики желали сделать ту самую Squad про Вторую мировую, то у них это получилось. Не вышло другое.

Post Scriptum обзор игры

Из танка почти ничего не видно, поэтому без товарищей в пехоте поездки на технике обыкновенно надолго не затягиваются.

Поторопились

Не удивляйтесь неказистой графике на скриншотах — низенькие графические настройки пока что единственный способ сохранить как приемлемую частоту кадров, так и целостность своих нервов. У игры весьма большие проблемы с оптимизацией. Причём непонятно, чем это вызвано, — какими-то неземными технологиями тут и не пахнет. Графика и на максимальных настройках будет не мощно лучше, а симуляция физики весьма условна — первая же поездка на технике подаёт это понять вполне однозначно.

Да, движок Unreal Engine 4 не весьма хорошо справляется с большими локациями (а они тут действительно огромные), но картинка степени первой Red Orchestra в 2018 году говорит сама за себя.

Неплохо, попробуем согласиться с теми, кто любит твердить, что «графон не основное». Но почему нет ни разрушаемости строений, ни «расчленёнки» (в той же Red Orchestra она, напомню, была)? Дома и постройки не кривляются ни от артобстрелов, ни от бомбёжки, а какой-нибудь хлипкий заборчик имеет железобетонную стойкость. Да что там сообщать — многотонный танк не в состоянии сломать небольшое деревце. Про терраморфинг и сообщать нечего — скажите спасибо, что есть возможность строить небольшие укрепления из мешков с песком.

Наверное, таковы ограничения движка — но если чем-то приходится жертвовать, то что игрок получает взамен? А ничего — в техническом плане Post Scriptum воображает собой одну большую проблему. Ошибок, вроде проваливающихся сквозь текстуру бойцов или ужасно нервирующего застревания в деревьях, хватает. И это, напомню, релиз, а не ранний доступ! С выходом игры разработчики открыто поспешили.

Post Scriptum обзор игры

Английский Bren по сравнению с MG42 — пародия на пулемёт.

Один-единственное, за что их стоит похвалить, — это звуковое сопровождение и модели техники и оружия. Различных танков, машинок и даже артиллерийских орудий — почти полсотни; собственного оружия, в том числе и такого экзотического, как наствольный гранатомёт или ручная мортира, — тоже в достатке. Тут весьма неплохая музыка, а уж звуки взрывов и выстрелов, свист пуль и осколков — не хуже, чем в неплохом голливудском боевике. Но и тут без помарок не обошлось — например, некоторые семплы частенько чересчур резко обрываются.

Технические недоработки — далеко не единственная проблема Post Scriptum. В крышке концов, ошибки можно исправить, симуляцию физики — улучшить, а оптимизацию — подвести.

Одной из ключевых особенностей игры разработчики называют тот факт, что Голландская операция никогда прежде не становилась центральной темой подобных сетевых боевиков. Это истина, но если присмотреться, то у Periscope Games не хватило либо фантазии, либо храбрости добавить в своей проект больше оригинальности и соответствия реальным историческим событиям той военной кампании. Жёстко заданные специальности и амуниция бойцов, невозможность подобрать брошенное кем-то оружие, минимальные отличия между противниками — всё в угоду балансу, будто Post Scriptum собирается сделаться киберспортивной дисциплиной.

Почему бы не отразить те нюансы, которые имели пункт в действительности? Войска союзников были более мобильны, пользовались эффектом внезапности благодаря десантированию с атмосферы, зато противник имел превосходство в огневой мощи и технике — тут же ничего такого не найти. Асимметричный геймплей в виде «мощные немцы против слабых, но мобильных войск союзников» гляделся бы куда интереснее, чем практически одинаковые фракции.

Попытки сделать что-то подобное прослеживаются — так, возможность парашютного десанта. Но она доступна только в начале миссии на небольшом участке карты и погоды не мастерит. Создавать атмосферное окружение только за счёт неплохой озвучки и реалистичных голландских ландшафтов игре удаётся с трудом.

Post Scriptum обзор игры

С неба на землю — и в бой!

***

Говорят, что по итогам провальной для союзников Голландской операции генерал Браунинг (Frederick Browning) произнёс знаменитую фразу о перевозу через Арнем, до которой так и не удалось добраться основным мочам: «Тот мост оказался слишком далеко». В случае с Post Scriptum до полноценной игры тоже неблизко. Сравнение со Squad пока совершенно не в пользу творения Periscope Games. На данный момент The Bloody Seventh заслуживает внимание лишь благодаря оригинальному антуражу — остальное надо основательно дорабатывать.

Плюсы: звуковое сопровождение; реалистичные локации; вящая роль тактики в геймплее.

Минусы: отвратительная оптимизация; баги; отсутствие разрушаемости; пока игра не тянет на полноценный релиз.