Sony можно ругать за многое — за то, что нередко игнорирует простые и очевидные просьбы пользователей, за то, что быстро прекращает поддержку не «выпаливших» устройств. Но у корпорации как у платформодержателя есть огромное достоинство — умение взращивать внутренние студии. Supermassive Games основы с того, что делала дополнительный контент для LittleBigPlanet, а в итоге выпустила
Превью игры Horizon: Zero Dawn
Умчи, робоолень, в край робооленью
Сразу к главному. Horizon — это симулятор охоты на огромных роботизированных динозавров. Разработчики именуют сеттинг постпостапокалипсисом и рисуют мистические, загадочные картины на стыке этнических преданий и научно-фантастических боевиков.
Сотни поколений назад на Земле существовали Древние — люди, которые строили огромные города из камня, с подземными тоннелями и домами до самых облаков. Они летали по небу, погружались под воду, вбирали природные ресурсы. А потом всё это остановилось. Миру устроили перезагрузку. И человечество кончило существование.
Прошла тысяча лет. Города поросли травой, общество деградировало до первобытного состояния. Все удалились подальше в горы, а древних мегаполисов стараются избегать, изображая их лишь в своих наскальных рисунках, будто святые места. Останки рода людского укутались в шкуры и пытаются выжить в созвучия с природой.
В их образе жизни много от индейской культуры. Из оружия — лишь копья да луки. Во всём окружающем они привыкли видеть судьбину, духов, предназначение и прочие кармические символы. Каждый раз, уложив что-то живое, жители племени благодарят или просят прощения. Они никогда не устраивают идиотских геноцидов и отнимают жизнь только с какой-то целью, так ради еды или одежды. Или микросхем.
Да, племена уживаются и сосуществуют с механическими звериными: птицами, оленями, даже динозаврами, среди которых есть и натуральные тираннозавры, и более мирные стегозавры. Привычной нам органической фауны в трейлерах не видать, но мохнатые шкуры на плечах героев откуда-то всё-таки показались. Однако никакого различия между механическими и живыми созданиями люд не видят: уровень образования настолько низок, что это всё воспринимается как нечто одушевлённое.
Никакой инженерии в таких условиях нет и быть не может. Вы вечно будете бегать с луком, но в колчане могут лежать электрические и рвущиеся стрелы. Может быть, на копьё удастся нацепить наконечник, но этим арсенал немало или менее исчерпывается. Никакого огнестрельного оружия не будет, максимум — подобие арбалета.
Вы играете за рыжеволосую дикарку Aloy (читается «Айлой»). Древняя предание гласит, что именно ваше племя происходит от самых первых людей. Суровая дама под контролем игрока — это классический пример «сильного женского персонажа»; авторы желают собственную Рипли или Коннор.
На этом всё. Разработчики уклоняются от раскрытия любых деталей сценария. Ни завязки, ни конфликта, ни описания иных персонажей. Зато охотно рассказывают о сеттинге и озвучивают основные вопросы истории: почему рассказ будет вестись собственно от лица этой героини, что случилось тысячу лет назад, откуда взялись робозвери и, самое основное, почему они выглядят именно так, как они выглядят?
Методология охоты на диких железяк
Рыжеволосая охотница пригнувшись крадётся через высокий папоротник, шаг за шагом подбираясь к «грэйзеру» (здешнему робооленю). Бедняга ещё ни о чем не подозревает, глаза-сенсоры горят синим. Но вот хрустнула ветка, и он натужился: взгляд тут же окрасился в жёлтый, а по кустам побежали лучи встроенного в его башку сканера. Поняв, что дело плохо, Айлой забывает о маскировке и несётся в сторонку «животного». Тот мгновенно замечает опасность, начинает сверкать алыми огнями и готовится завопить на всю округу. Один удар копья — вопль так и остаётся лёгким скрипом.
Разработчики считают, что смогли нащупать отличный баланс между стелсом и экшеном. Эта игра не про уничтожение неприятелей — Zero Dawn хочет заставить вас учиться разумному выживанию. Перед нами экшен-RPG в отворённом мире. Чтобы вы понимали степень свободы, авторы подают ориентиры: «С одной стороны, есть просто приключения со независимостью перемещения вроде GTA. Их полная противоположность — это полноценные классические RPG со независимостью действий и выбора типа Skyrim. Наша игра есть примерно посередине». Трактуйте это как угодно.
Какой-то внятной информации о ролевой составляющей нет: ничего не удобопонятно со степенью линейности сюжета, с побочными квестами, со структурой карты. Но есть тревожные звоночки. Так, разработчик упомянул, что канистры на горбах грэйзеров — это важный ресурс, который нужно собирать по мольбе одного из персонажей. Что фактически подтверждает не слишком творческие квесты, отданные «фармингу». Может, ещё лес на районы разобьют? Вокруг других племён, так.
Охотясь на железяк, вы будете собирать с них взрывчатые вещества, кусы брони и прочее барахло, которое поможет развивать персонажа и на ходу обновлять расходники вроде боеприпасов или западней. Можно эти вещи и просто купить: был упомянут торговец, существующий в вашей деревушке.
Второй способ сделать героиню мощнее — это набор опыта и рост в уровне. Разработчики даже не намекают на присутствие разговорных навыков, харизмы и других ролевых характеристик. Упоминая о «прокачке», они разом вещают о боевой системе. Мол, в Horizon можно играть тремя способами: либо совершенно скрытно, либо делая ставку на планирование и ловушки, либо кидаясь в открытую конфронтацию. Три стиля игры — три ветки развития, куда можно вкладывать очки, разблокируя новоиспеченные умения и увеличивая эффективность старых.
Айлой владеет навыками доисторического паркура (носится по деревьям, эффектно перескакивает через камни, лазает), а опоясывающий мир полон сюрпризов и опасностей. Наверное. На самом деле ни о каких сюрпризах пока не повествовали. Но авторы хвастаются продуманной экосистемой: мир замечательно играет сам в себя, заставляя робоживотных держаться определённого распорядка дня, участвовать в пищевых цепочках и всячески основывать иллюзию жизни.
Охота на «живое» — это то, ради чего, представляется, создавалась Horizon. За восемь минут первого ролика авторы демонстрируют уйму фокусов. Героиня прячется в траве и наносит замкнутые удары, затем достаёт на бегу лук и начинает стрелять в отдельных индивидуумов из несущегося куда-то стада. Потрясающе эффектно работают западни. Повесив между камнями кучу растяжек, разработчик основывает взрыв позади стада оленей. Те, услышав шум, несутся ровно в капкан и один за одним подрываются. Да, будь звери живыми, такие трюки проворачивать было бы совестно.
Отворённый бой начинается, когда из леса выходит огромный десятиметровый тираннозавр с пулемётами на горбе. Он разносит камни, за которыми прячется героиня, пускает ракеты (мелкота, а обидно — деформации земли и травы нет) и топает. Но даже в этой ситуации рыжеволосая героиня не унывает. Разработчики упоминают японскую серию Monster Hunter, и это отлично: лучшего симулятора охоты на гигантских тварей пока не придумали. Дино накрыт почти сотней разных кусков брони, каждый из каких при должном воздействии оторвётся. Каждый ваш удар — это честное для RPG число урона, которое зависит от уровня, поэтому к концу игры, очевидно, разобрать динозавра будет куда несложнее, чем в начале.
Сняв броню, можно начать бить по немощным точкам, но и выдержать напряжённую схватку будет нелегко. Потому проще отстрелить со спины зверюги «миниган» и разнести монстра его же оружием. Да, так можно! Наконец, расслабшее животное притягивают к земле теми же тросами, которыми ловили оленей. Анимация того, как исполин рушится под тяжестью пут, так правдоподобна, что не верится. В этот момент начинаешь бешено ожидать релиза.
Несмотря на то что боевые сцены Horizon: Zero Dawn выглядят потрясающе, несмотря на выступающий стиль и интригующий сюжет, кроме «вау»-эффекта игра пока предлагает не весьма много. Мы знаем наверняка лишь одно: это экшен с «прокачкой» в отворённом мире. Но остаются вопросы: насколько хорош будет сюжет, достанет ли одного лука, чтобы не скучать всю игру, насколько насыщенным будет мир и что будет мотивировать игрока исследовать его? Потому что заявленная структура напоминает, так, inFamous: Second Son. Не самый впечатляющий ориентир.
Так или иначе, проигнорируем отдельный тревожные весточки, ведь об игре пока известно весьма мало и, возможно, в рукавах авторов скрыт ещё не один козырь. Ныне мы знаем главное: у нас будет симулятор охоты на огромных роботизированных динозавров! А что ещё необходимо?