В комментариях то тут, то там можно наткнуться на людей, разочарованных покупкой PS4. Обещанные райские кущи уже два года никак не прорастут: эксклюзивы, какие должны были литься рекой, появляются редко и нередко пестрят «пикселями». Теперь, когда Microsoft полностью отказалась от консольной гонки (или вывела её на новоиспеченный уровень — это вопрос философский), будущее выглядит ещё более мглистым.
Но есть, пожалуй, одна категория людей, которым я советую хватать приставку от Sony при любых обстоятельствах, — фанаты серии Souls. И дело не лишь в
Душа японская
Припомните своё первое знакомство с игрой от From Software. Неотчетливо, куда идти, неясно, что делать, в инвентарь сыплются малопонятные предметы, любой калека убивает одним ударом, а самое ужасное — в том, что вы и сами-то не понимаете, где ошибаетесь и чего игра от вас ждёт. Это собственно те ощущения, которые дарит первая встреча с демоверсией.
Nioh — так точная копия DS, что поначалу за неё даже немного стыдно. Отсчёт вечно начинается с алтаря, где можно улучшить навыки, восстановить здоровье и вдумчиво поковыряться в доступных предметах. Как только закончите, отправитесь в опасное путешествие через весьма разветвлённый уровень, полный секретов, коротких путей, западней и падающих на голову самураев.
В большинстве случаев ваше странствие закончится смертью по той или иной причине. И последствия смерти: утрата опыта, возрождение всех врагов, возвращение к стартовому алтарю — вас не удивят. Отплатить за поруганную честь можно, только повторно прорвавшись до пункты гибели и забрав духа, оставшегося сторожить ваш труп.
Кульминацией действа сделается битва с «боссом». Но даже это обставлено с умом и некоторым изяществом. В крышке первой локации виднеется некий круг силы, активировав какой я вызывал огромное красномордое чудовище. Ходить к нему пришлось раз n-цать, а в качестве награды я получил квестовый объект. Но где же весь пафос или хотя бы огромная шкала «жизней» внизу экрана? Ответ пришагал уже в следующей локации, когда силовые пятна стали обыкновенным делом, а появление настоящего «босса» (которого я уже даже и не ожидал) сопровождалось коротким роликом. И кучей проблем.
Откуда вообще в этом вселенной взялись огромные демоны, конечно, как-то объясняется, но до деталей сюжета ещё придётся докопаться. Вот всё, что удобопонятно наверняка, — в средневековой Японии есть плохие люд с самурайскими мечами, которые грабят, воруют и убивают. А есть ещё мочи тьмы, которые занимаются в принципе тем же самым.
Повествование ведётся через местный аналог аудиодневников. Мифология игры крутится кругом некой жёлтой энергии, с которой связан почти любой геймплейный аспект. Сгустки этой субстанции вываливаются из неприятелей, её вы используете как опыт, и с её же помощью некоторые предметы начинают повествовать вам о происходивших ранее событиях, крича детскими голосами или умоляя невидимого злодея о пощаде. Тон истории — депрессивно-меланхоличный.
Атмосфера поддерживается весьма колоритным сеттингом — с узнаваемыми самурайскими шлемами, бронёй, демонами, аутентичными копьями и правдоподобными деревеньками. Эпической готики не видать, но замена как минимум любопытная для исследования. Есть все основания ожидать королевских дворцов и древних храмов.
Тем более что две доступные локации целиком соответствуют канонам Dark Souls. Сначала предстоит плутать по лесу с негустыми постройками, исследуя скрытые горные тропинки и отбиваясь от выскакивающих из кустов азиатов. Очевидный линия ведёт в ловушку — разумеется, игрок должен найти обходной маршрут. Классика.
Пояс номер два куда интереснее. На входе в пылающую рыбацкую деревеньку ожидает чудовище, совладать с которым, скорее всего, вам не под силу. И опять прямой путь неверен: единственный разумный вариант прохождения заключается в том, чтобы забраться на кровли домов и аккуратно пройти сквозь деревню узкими переулками, усердствуя не потревожить кого из «старших». И не забывая отбиваться от лучников, зомби, самураев…
В всеобщем, нагло используя чужой шаблон гейм-дизайна, разработчики реализуют его с незапятнанно японской дотошностью и осторожностью.
Японец японцу японец
Однако авторы вносят в схему довольно много нового. Начать стоит с того, что дарит те самые незабвенные моменты ненависти, — с боевой системы. Здесь также есть перекат, мощный и слабый удары, блок. Подвижность определяется шкалой выносливости, какая позволяет делать только ограниченное число выпадов. Привычно, но дальней всё по-новому.
Сражение начинается с выбора стоически. В верхней вы бьёте сильно, но достаточно неторопливо для того, чтобы противник успевал стукнуть вас два-три раза. Нижняя стойка, наоборот, самая скорая, почти не наносит урона и годится в основном для контратак. Посредственная — компромисс. Переключаться между вариациями на ходу не получится — поре на это уходит почти как на глоток местного «эстуса», так что лучше определиться заблаговременно.
Ещё интереснее битвы становятся, когда вы замечаете, что помимо показателя здоровья над любым врагом висит точно такая же, как у вас, шкала выносливости. Заблокированная штурм отнимает у компьютерных противников энергию, а её уход в ноль означает «стан» до восстановления, когда ни шевелиться, ни блокировать невозможно.
Чтобы самому не оказаться в таком положении, можно использовать дальнобойные штурмы. Благо лук в Nioh совершенно ультимативен — меткий «хедшот» нередко приводит к смерти врага и не всегда тревожит окружающих.
Но вот когда стрелы кончатся, придётся тщательно продумывать план боя. В этом поможет система комбо, узко переплетённая с древом «скиллов». Вы зарабатываете очки навыков и распределяете их по ветвям умений, чтобы отворить новые удары, усилить стойку, уменьшить расход выносливости. Как лишь приём разблокирован, можете закрепить его в собственном списке движений.
Сейчас умножьте эту систему примерно на пять видов оружия — для валяны и копья придётся собирать различные комбинации. И пока вы обдумываете нескончаемые достоинства этой системы в PvP, я подчеркну ещё раз: видов оружия немножко. Это идёт вразрез с привычной «линией партии», зато тут Nioh прячет своё самое интересное и крайне выигрышное, на мой взор, нововведение — подход к вещам, свойственный Diablo.
Любой из бесчисленных предметов гардероба, холодное оружие, лук, стрелы — всё обладает уникальными характеристиками. Мощные и слабые предметы достаются вам с разной вероятностью, качество и раритет определяется по цветам. Ходить полностью в «фиолетовом» — неплохо, потому что вы получите какие-нибудь бонусы. Что ж, если игры Souls частенько именуют «гриндилками», то это более чем логичное развитие концепции.
Камней для ремонты немного, поэтому приходится постоянно менять снаряжение, оказываясь то в немало лёгкой броне, то с новым типом оружия. Просто потому, что пригодная катана давно не выпадала, я половину «демки» пробегал с уникальным молотом, какой подобрал в каких-то кустах. Хотя не люблю я молоты, но подеваться было некуда.
Нравится вам эта система или нет — вопрос индивидуальный, но факт в том, что она трудится, здорово мотивирует перепроходить даже там, где сама Dark Souls не справлялась. Желая кажется, что «шмотизм» в симулятор фехтования по Сети не вписывается, — решающую роль должен резаться навык, а не одёжка.
Но с мультиплеером и без этого всё сложно. Есть возможность призвать дружественного призрака для кооперативного прохождения. А вот подраться с ворвавшимся невзначай гостем не получится. Тут и там расставлены могилки погибших — зрелище тоже привычное. Но если дотронуться до захоронения, покажется управляемый компьютером спарринг-партнёр, с чужим уровнем, снаряжением и комплектом движений. Неясно, как это будет работать в масштабах игры, но пока выглядит как весьма ненужная и неравноценная замена PvP. Хорошо только то, что эти духи во много раз мощнее обычных противников и здесь боевая система раскрывается по целой.
Беспорочно говоря, я рад, что не поленился скачать демоверсию Nioh. Концепция Dark Souls сохранена в этой игре гладко настолько, насколько нужно. Все нововведения вписываются органично, военная система ощущается интересно и перспективно, сеттинг выглядит пять и интригует. Багов нет уже сейчас. Целевая аудитория игры удобопонятна, и у фанатов DS нет никаких объективных причин игнорировать столь добросовестную «наследницу».