При беглом взоре на Ara: History Untold может показаться, что Xbox Game Studios тоже захотела свой клон Civilization. А что? У Sega и Paradox есть, так отчего бы и не… Впрочем, давайте не ограничиваться беглым взглядом. Ara: History Untold куда креативней, чем кажется, и идёт по совсем другому пути. Если Civilization VII, похоже, планирует подражать Humankind, то проект «Майков» куда ближе к недавней Millennia. Лишь лучше настолько, что бедного родственника можно выселять с жилплощади.
Как и упомянутая игра, Ara: History Untold посвящена скорее производственным цепочкам, чем накоплению цивилизации и борьбе за гексы. Гексов, кстати, нет вовсе, вместо них регионы, на каждом из которых можно возвести от двух до шести домов, либо одно Чудо Света. Для армий такой вид карты идеален — отряды пересекают любые расстояния весьма быстро. А вот оборонять города становится проблемой. Пока стеной обнесён только центр, все остальные регионы кругом беззащитны перед налётами.
К счастью, война тут дело нечастое и не очень необходимое. У каждого типа войны есть непременное условие по времени, и если за него ни одна из сторон не добьётся успеха, то автоматически объявляется перемирие и статус-кво.
Но вернёмся к значительному — производству. В мире Ara: History Untold для поддержания качества жизни в каждом городе нужно держать на достойном степени пять параметров: Счастье, Здоровье, Знание, Благосостояние и Безопасность. Кроме того, город должен исправно генерировать еду и денежки, а желательно и материалы с деревом. Счастливые граждане стараются хорошо работать и плодиться, увеличивая город и производимые им ресурсы.
А без ресурсов никуда. Если упомянутые еду, дерево, материалы и денежки города производят автоматически, то вот всё остальное — это уже головная боль игрока. В игре десятки ресурсов, необходимых для строительства немало продвинутых зданий и армий, а также для бонусов. Например, фермы будут работать куда лучше, если дать дому произведенную единицу «Плуг», а плуги будут создаваться быстрее, если засунуть в мастерскую железные инструменты и верёвки, а в производство добавить коней и стройматериалы.
Часть производимых товаров нужны и самому городу, причём на постоянной основе. Например, если дать городу «Блюдо до гастрономов», то в нём вырастут Счастье, Здоровье, общий рост города и производство еды. Увы, нужно производить такие блюда куда скорее, чем город будет их употреблять, в этом и главная сложность. А если городов несколько…
Слегка помогают тут Гении — различные исторические личности, в Ara никак не привязанные ни к краю, ни к эпохе. Их можно назначать на руководящие должности, чтобы те давали постоянный бонус, посылать руководить армиями или же попросту закрепить за определённым зданием, чтобы однажды гений создал шедевр, поднимающий престижность вашей цивилизации рослее в рейтинге.
Рейтинг цивилизаций — крайне важная штука. История здесь делится не только на эпохи, но и на исторические акты, по четыре эпохи в любом. Например, первый акт — это история с древних времён до раннего Средневековья. Если одна или сразу несколько цивилизаций не поспеют набрать достаточное количество очков репутации, то при переходе в следующий исторический акт игра их просто удалит с карты вселенной. Выживают только те, кто хоть что-то делает. Так что вперёд к станку, атом сам себя не расщепит!
Чтобы держаться в рейтинге, надо попросту играть не спустя рукава. Его дают понемногу за научные открытия и отношения с мелкими племенами и очень много, когда цивилизация первой строит Чудо Света. Уместно, можно строить одни и те же Чудеса разными цивилизациями, никто против не будет, но для очков надо оказаться желая бы в первой тройке.
Уже поняли, что игра не совсем для вас? Вполне возможно. Если вы привыкли к классическим правилам Civilization с четвёртой доли, то вы здесь заблудитесь. Игра подходит только для тех, кто не против попробовать поиграть в два жанра одновременно: стандартную 4X и более разболтанную градостроительную стратегию про ресурсы.
Если забыть о том, что Ara ломает жанр, то это отличная игра с одним лишь серьёзным недостачей — озвучкой от Гвендолин Кристи, лишённой торжественности и изюминки. Конечно, вряд ли кто-то когда-нибудь отыграет эту роль лучше, чем рассказчик в Humankind. Но это ведь не предлог совсем забивать на качество, так?
В остальном — отлично, и настолько, что смысла в Civilization VII всё меньше. Отличные аналоги для всех желающих уже вышли. А конкретно Ara и вовсе задирает планку и по геймплею, и по графике. Резаться одно удовольствие, а оторваться нет сил, да и не хочется.