Морозный постапокалипсис — штука, немного представленная в видеоиграх. Однако в отличие от уничтожающих планету зомби или демонов холод-то может представить себе кто угодно. Попросту температура ещё ниже, чем вы вспомните за всю свою жизнь. Примерно в два-три раза ниже. И вот эта самая разница делает привычную житье совершенно невозможной. Быстрое обморожение, пневмония, отказ техники и электрических приборов, тонны снега, стирающие все пути, и льды, меняющие ландшафты — всё изменится. К худшему. Frostpunk — игра про то, как всё плохо, и про то, что надежда имеет непомерную цену, какую не каждый способен ни представить, ни заплатить. Теперь и с сиквелом, заполненным политикой.

В центре повествования Frostpunk 2 находится город Нью-Лондон, у какого погиб его глава — Капитан. Он оставил вам, наместнику, тысячи проблем и отсутствие рук для их решения. Вам предстоит отстраивать город утилитарны с нуля и, как обычно, заниматься сложными законотворческими делами.

Первое, что бросается в глаза — пространство. Теперь вы ведёте застройку не домами, а целыми районами, пользуясь обширными пространствами вокруг генератора на гексовых клетках. Каждый район можно расширять и улучшать за счёт точечной застройки особыми домами, но предварительно необходимо очистить территорию ото льда. На всё строительство постоянно нужна рабочая сила: сначала плодится народонаселение, и только потом из него выходят способные держать молоток в руках и закидывать уголь в печь. Иногда они не сходят вовсе, ведь не каждый хочет получать обморожение ради какого-то там общего дела.

Запасы угля тоже скоро подойдут к концу, и хорошему правителю нужно будет найти новый ресурс — нефть. Рядом с городом такого нет, так что подавайте отодвинем камеру немного назад и поймём, что территория вокруг города куда больше, чем казалось вначале. Огромное пространство кругом можно разведать, найти там ресурсы и построить в морозных пустошах не только аванпосты, но и дополнительные города, где тоже можно строить жилые, производственные и промышляющие районы. Так что в этот раз вам придётся управлять целой страной, пусть первый город и не перестанет быть основным.

А раз управление сделалось таким глобальным, то вам потребуется масса новых противоречивых законов, среди которых и контроль за институтом семьи, и легализация наркотиков, и бессердечная миграционная политика. Не думайте только, что мораль — это единственное, что помешает вам принять важный указ. Вы — всего лишь наместник, а быть или не быть закону, разрешит ваша палата представителей. В ней собраны люди из четырёх разных по мировоззрению фракций, которые вовсю конфликтуют между собой. Одним предложенный вами закон может понравиться, иных же придётся убежать, подкупать и заваливать обещаниями, чтобы они проголосовали так, как вам хочется.

Но однажды всё это всё равно пойдет прахом, потому что невозможно сидеть на четырёх стульях одновременно. Две фракции останутся в балансе, а две непременно передерутся, устроив гражданскую войну буквально у вас под окнами. Можно показать силу, можно попросить разойтись миролюбиво, но город чистить всё равно придётся, а потом снова балансировать на правилах и законах. Например, если дать стражам распорядка возможность использовать автоматоны для задержания преступников, то параметр преступности снизится, но автоматоны начнут ломать районы, неминуемо повысив общую разруху. Каждый закон будет давать как положительные последствия, так и разрушительные. В этом плане Frostpunk 2 неизменен оригиналу, пусть и слегка менее жесток.

Менее жесток, потому что ощущения безысходности и неминуемого конца для человечества вяще нет. Да, от погодного конца света игра перекинулась в социальный, но это отнюдь не одно и то же. Если люди передерутся, то это вина людей, а не неодолимой стихии, против которой воевать было практически невозможно. Сейчас же приходится утихомиривать идиотов, которые усердствуют покончить с собой, а потом ещё и весь оставшийся мир за собой забрать. Ну как тут проникаться фатализмом происходящего? Это скорее раздражает и возбуждает гнев, а, следовательно, любой сложный с моральной точки зрения закон принимается куда проще. В этом, пожалуй, основной недостаток сиквела по сравнению с оригиналом.

Второй — технический. «Накушавшись», игра может начать фризить, а то и вовсе зависнуть. Ресурсы частенько подсчитываются некорректно. Зоны могут отказаться чиниться или заселяться. В общем, много всего неприятного, что требуется лечить, лечить и ещё раз лечить.

Если починят, то Frostpunk 2 сделается ещё одной отличной игрой отличного года. Самое приятное в ней: она настолько отличается от оригинала, что обе игры можно резаться с разным, но всегда большим удовольствием.