Жанр исторических глобальных стратегий давным-давно и прочно оккупирован проектами Paradox Interactive. Выбор достойный: от Античности до середины прошлого века, от чисто военных стратегий до игр, где на первом пункте – личностные качества персонажей. Благодаря шведской компании любители менять ход истории могут найти себе дело по душе, не ограничиваясь рамками одной эпохи.
Соперничать с Paradox сложно – наверное, именно поэтому подобных видеоигр сейчас утилитарны не найти. Само собой, не обходится без исключений: свежий пример – вышедшая в раннем доступе стратегия
У каждого задания есть два способа выполнения.
Мастерить это придётся с помощью хитроумных интриг, диверсий, подкупов, уговоров и ещё десятков действий, среди которых не будет банальностей вроде «Огласить войну соседу». Нет, к таким радикальным действиям можно лишь подтолкнуть и направить, а отдавать прямые приказы не выйдет – такой роскоши члены Братства себе позволить не могут. Не обошлось, правда, и без конкретного противника – им стало вражье Братство, ведущее свою игру и не стесняющееся при случае вставлять нам палки в колёса.
Перед нами стратегия непрямого контроля в высшем своём проявлении – концепция у Secret Government весьма увлекательная, но, как это часто бывает, оригинальная идея разбивается о сложности реализации.
Как управлять миром, не привлекая внимания санитаров
Содружество, как и положено любой уважающей себя секретной организации, имеет чёткую иерархию: внизу расположены неофиты, чуть рослее находится костяк тайного общества – служители, а руководство осуществляют титулованные Братья, представленные шестёркой самых многоопытных и умелых членов организации.
Каждый Брат, несмотря на всю ауру таинственности, всё-таки человек, со своими особенностями, среди каких гражданство (в своей родной стране ему будет проще действовать), лояльность (влияет на то, отречётся ли он от идей организации в кой-каких случаях) и, наконец, здоровье (Братья смертны, поэтому замену всегда стоит держать под рукой). Кроме того, у персонажей есть такие значительные характеристики, как опыт и конспирация.
Особой опасности Братья из конкурирующей организации не представляют, к тому же их достаточно легко перевербовать на свою сторонку.
Если с первым всё и так понятно, то о конспирации стоит поговорить отдельно. Именно от неё зависит успешное завершение заданий, процесс выполнения каких постепенно снижает конспирацию. Чем её меньше, тем выше шанс, что нашего агента разоблачат и отправят в тюрьму. Не стоит без остановки нарезать задачи одним и тем же Братьям – лучше дать им передохнуть и восстановить столь ценный ресурс.
Внешне управление своими подчинёнными выглядит совсем просто – перед нами фигурки на карте, какие можно перетаскивать из одной страны в другую, а выбор занятия для конкретного персонажа осуществляется с помощью радиального меню.
В этом, собственно, и заключается утилитарны весь геймплей – с помощью действий каждого отдельного Брата пытаться изменить ситуацию на карте в целом. Всё попросту: выбрали нужное задание, ознакомились с требованиями и последствиями, подождали нужное количество дней – получили желаемый эффект при успешном завершении или приготовились разгребать последствия краха.
Красиво, стильно, но с точки зрения функциональности – хуже не придумаешь.
Количество возможных действий впечатляет: их здесь несколько десятков, и у любого могут быть далекоидущие последствия. Есть задания, связанные с Братством (завербовать неофита или основать Ложу) или устремлённые на внешнюю/внутреннюю политику: изменить баланс партий в правительстве, устроить дворцовый переворот или революцию, вытянуть из казны немножко денег для Братства – это не перечисление всех вариантов, а лишь отдельные примеры того, как можно управлять государством с поддержкой непрямого контроля.
Возможности и правда весьма интересные. Хочется устроить завоевательную войну, чтобы усилить позиции конкретной края или вовсе захватить все земли противника? Отправляем пару братьев на территорию будущей жертвы, внедряемся в органы воли и начинаем заниматься разнообразным вредительством – от банального воровства до подстрекательства к беспорядкам. А в стране-агрессоре, напротив, муштруем армию, помогаем полководцам с разработкой наступательного плана и повышаем милитаристские настроения в обществе. Остаётся сущая мелочь: инцидент на границе или дипломатическое оскорбление (само собой, случившиеся не без нашего участия), и вот она, брань, которая обязательно завершится победой – и заметить не успеешь.
К сожалению, незаметность эта вовсе не следствие стремительности действий, а наследство самой большой проблемы игры – ужасного интерфейса.
Карта, несмотря на множество фильтров и режимов отображения, выглядит чересчур уж серо.
Камень преткновения
Такое ощущение, что художники интерфейса Secret Government работают отдельно от гейм-дизайнеров. Наружно всё достаточно симпатично – чувствуются и стиль Европы, и та самая секретность тайных обществ вроде масонских лож, но пользоваться всем этим неловко как чисто механически, так и с точки зрения геймплея.
Мелкие значки, одинаковые портреты персонажей, блёклая карта, кнопки, будто специально размещённые на максимальном удалении друг от друга, малоинформативные подсказки – на таком контрасте начинаешь ещё больше уважать дизайнеров Paradox, чьи стратегии тоже нередко ругают за перегруженный интерфейс. И если подобные технические ляпы ещё можно перетерпеть (а в перспективе – дождаться их исправления), то немало глубокие проблемы интерфейса, уже логического плана, способны перечеркнуть всё желание играть.
Взять ту же войну: узнать о том, что она завязалась можно лишь случайно, услышав шум сражений – повторяющийся звон сабель. Пока заметишь значок уведомления наверху, пока наведёшь на него курсор, чтобы увидеть, кто с кем воюет, – война может уже закончиться. Да, есть фигурки армий на карте, но они возникают и пропадают хаотично и не тащат никакой полезной информации. Проходит буквально несколько дней, и вот уже заключён мир, а границы двух стран изменились в ту или другую пользу. Полное же завоевание и вовсе оборачивается очередным багом – побеждённое государство пропадает из списка, но остаётся на карте.
Сводная информация об экономике раздельно взятой страны.
С внутренней политикой не легче: её проработка внушает уважение и ужасает одновременно. В каждой стране есть политические партии, сословия, пространная экономическая система, ориентированная на производство и торговлю ресурсами, законодательство… Но как же этим всем неудобно управлять! Да что там управление, обыкновенное изучение и наблюдение за изменениями – настоящие испытание. Долгие путешествия по разным окнам и меню, во время которых из башки вылетают нужные цифры и данные, постоянное возвращение на карту к фигуркам Братьев для раздачи приказов – о каком удобстве тут можно сообщать? Да, возможно, так атмосфернее и реалистичнее, но именно из-за подобного подхода в игре возникают огромные проблемы с наглядностью процессов – а ведь это основной аспект геймплея в жанре стратегий непрямого контроля.
Добивают все попытки получать хоть какое-то удовольствие от игры ужасная оптимизация и огромное число ошибок и каких-то детских недоработок вроде невозможности загрузить произвольное сохранение (всегда активна только льющаяся партия с единственным «сейвом»). Карта не «фризит» каждые несколько секунд только в режиме паузы, а обрывки кода и наименования переменных вместо их значений – обычное дело.
Различные режимы отображения карты помогут оценить ситуацию в вселенной.
***
Разработчикам из GameTrek необходимо совершить настоящий подвиг, чтобы привести своё творение в играбельный вид. Будет весьма обидно, если у них не получится, – концепция у Secret Government интересная, а идеи, положенные в основу геймплея, могут подарить немало увлекательных часов любому любителю исторических стратегий. Переработать интерфейс и одолеть баги, успев к заявленному сроку (релиз намечается уже в этом году), – задача сложная, но выполнимая. Пожелаем им счастия – чем больше конкурентов у гранд-стратегий Paradox, тем лучше для всех.