После недавних ремейков Resident Evil и Final Fantasy VII как-то по-иному, с меньшим размахом, переосмысливать классические игры, конечно, можно, но многие этого просто не поймут и не оценят. Студия Frogwares в ремейке Sherlock Holmes: The Awakened пошла по немало сложному пути и в целом преуспела.
Было, да прошло
Оригинальная игра, известная у нас как «Шерлок Холмс и секрет Ктулху», вышла в 2007 году и сделалась во многом прорывной для Frogwares и её серии о приключениях знаменитого сыщика с Бейкер Стрит. Две предыдущие части ( Mystery of the Mummy и Secret of the Silver Earring) воображали собой по большей части классические point & click квесты.
А вот в «Секрете Ктулху» был опробован новый формат, какой впоследствии взяли за основу во всех новых выпусках серии и в The Sinking City — полное 3D, управление как в экшенах, ещё немало чёткий фокус на свободное исследование открытых локаций вроде лондонского порта и улиц Нового Орлеана. Плюс включение элементов экшена, когда мы носимся за воришкой по городу или стреляем по трупам в болотах Луизианы, чтобы отвлечь крокодилов.
Безумная молодость Холмса
В 2008 году вышел ремастер Awakened с подновлённой графикой, возможностью включить вид от третьего лица и улучшенными подсказками. И вот спустя 15 лет мы увидели уже не ремастер, а полноценный ремейк.
Сама история осталась той же — расследуя удивительные исчезновения людей в Лондоне, Шерлок Холмс и доктор Ватсон нападают на след зловещего культа. Мы всё так же исследуем лондонский порт, оттуда попадаем вначале в швейцарскую психушку, больше похожую на нацистский концлагерь, а потом — на улицы Нового Орлеана и в болота Луизианы.
Но при этом добавились или поменялись значительные детали и нюансы. Первое и самое главное — Шерлок здесь не тот умудрённый опытом детектив в годах из оригинала, а совершенно ещё молодой, прямиком из Chapter One. Ватсон, соответственно, тоже выглядит моложе. И это не просто смена текстур лица.
Шерлок немало иронично и вычурно говорит, а ещё он предстаёт более эмоциональным, ходит почти всё время с красными глазами и периодически попадает то ли в свои видения, то ли в иной мир. В какой-то момент он и вовсе оказывается на грани безумия. Поэтому и финал выглядит мощнее.
Ватсон тоже представляется более живым и человечным — однажды, например, со слезами на глазах признаётся, что повёл себя на войне как трус. Тут его успокаивает Шерлок, а доктор, в свою очередь, то и дело приходит другу на помощь (иногда морально, а иногда и в бою). То есть взаимоотношения между Шерлоком и доктором в ремейке показаны куда интереснее.
Больше жизни, деталей и простора
Второстепенных персонажей в ремейке тоже сделали правдоподобными и живыми. Оригинал начинается с того, что мы попросту посещаем книготорговца Барнса в поисках нужной нам информации. А в новой игре вокруг него выстраивается целое дело, где мы вначале подозреваем Барнса, а потом помогаем в его амурных делах. При последующих встречах и отношение к этому персонажу более собственное, сочувственное. Или взять девочку Герду из швейцарской психушки — в оригинале она общается со своей куклой Хайди, а в ремейке уже кукла чревовещает, и это выглядит немало зловеще.
Все эти и тому подобные изменения в образах и нюансах (у некоторых персонажей поменялись даже пол и причина смерти) не воздействуют на сюжет, но придают игре глубины.
На это работают и более просторные, насыщенные открытые локации. В нашем интервью по предлогу Sherlock Holmes: Chapter One авторы говорили, что хотят сделать миры в своих играх живее и детальнее. В ремейке Awakened это приметно.
Например, пробегая по сюжетным делам по лондонским трущобам, можно заметить копошащихся у воды иммигрантов, которые что-то разыскивают или добывают, стремясь заработать на еду. И потом мы узнаём, что один из них отравился неизвестным веществом, попавшим в воду, — можно минуть мимо, а можно заняться этим совершенно необязательным делом и вывести на чистую воду (как иронично!) местную химическую компанию. И таких добавочных, но интересных дел в ремейке не одно и не два.
В некоторых случаях даже есть моральный выбор. Конечно, по сравнению с главными играми от Frogwares, побочных дел и ситуаций выбора меньше, но для ремейка квеста 16-летней давности и этого довольно. К тому же здесь такие ситуации логично вплетены в мир и работают на атмосферу.
Омолаживающие процедуры для геймплея
В игровом процессе изменения немало ожидаемые и понятные. Несмотря на полное 3D, шутерное управление, свободное исследование просторных локаций и рудиментарные экшен-элементы, оригинальная игра была классическим квестом со сбором и союзом предметов.
В ремейк же авторы перенесли механики из тех игр, которые вышли после «Секрета Ктулху». Поэтому здесь нет классического инвентаря, равновелико как и довольно муторной возни в лаборатории, где нужно было определять состав веществ или ковырять частички чешуи, чтобы постигнуть, какому виду рыб они принадлежат.
Зато есть чертоги разума, где мы анализируем предметы и свидетельства и выстраиваем из них правильные логические цепочки, пытаясь отозваться на вопросы. Нередко приходится прикреплять (то есть делать активной) нужную улику и опрашивать людей.
Сам процесс розыска информации и осмотра мест тоже другой — сканируем активные точки или включаем режим особого зрения, позволяющий гениальному Шерлоку приметить то, чему другие бы не придали значения. И он сразу методом дедукции делает точные выводы: вот здесь, например, открыто кто-то сидел на одной коленке, чего-то ждал или за кем-то наблюдал, причём долго, потому что рядом немало жевательного табака.
На месте и система «Воображение», позволяющая Холмсу на основе замеченных деталей представить, что именно и в какой последовательности выходило. Точнее, мы сами должны это верно определить — пытался ли, например, заложник сам выбраться, или верёвку на руках разрезали похитители.
Кроме того, установив параметры поиска, мы ищем нужную информацию в архиве. И, наконец, имея все доказательства на руках, бросаем вызов ключевым персонажам — пытаемся их своими аргументами принудить признаться в том, что они врут или скрывают информацию. Это куда интереснее, чем складировать в инвентаре лестницы и другие крупные предметы.
Да, некто скажет, что в ремейке практически нет навороченных головоломок и мудрёных упражнений с предметами. Показательный пример: в оригинале, чтобы отворить вход в тайное логово на складе лондонского порта, Шерлок проводит хитрую операцию с участием крюка и котла, а в новоиспеченной игре он просто находит нужную деталь для подъёмного механизма и активирует его.
Даже взлом замков теперь выглядит не как пазл, а как мини-игра в духе «Скайрима», какую к тому же можно пропустить. Но я считаю, что авторы поступили верно, сосредоточившись именно на умозаключениях знаменитого детектива, а не на архаичных квестовых экзерсисах.
Кроме того, в видениях Холмса показались ловушки и новый тип загадок, связанных в том числе с оптическими иллюзиями. А элементы экшена ожидаемо стали более внятными: в кой-каких ситуациях Ватсону нужно выстрелить (например, в труп, свисающий с дерева над крокодилами), и это сделать не так то просто — прицел предательски смещается. В оригинале мы попросту выбирали ружьё в инвентаре и кликали по трупу. Приходится Ватсону и лодкой по-настоящему управлять, а не делать вид.
Доктору в ремейке уделено приметно больше игрового времени — иногда он даже проводит практически полноценные расследования, опрашивая людей и изучая пункты преступлений.
Frogwares сделала почти идеальный ремейк по современным стандартам — заменила старые игровые механики новоиспеченными (точнее, более свежими и актуальными в рамках самой серии), а мир, сюжет и персонажей сделала более живыми, детальными и многогранными. Всем охотникам именно таких приключений от Frogwares играть в новую версию Sherlock Holmes The Awakened обязательно.
Плюсы: в сюжете и персонажах сделалось больше интересных, живых деталей; открытые локации стали более просторными и проработанными; геймплей перенял все живые для серии механики; красивая современная графика; очень английская и выразительная озвучка главных героев.
Минусы: пунктами не хватает масштаба; игра довольно короткая по меркам серии; хотелось бы больше дополнительных заданий и ситуаций выбора.