Фанаты Atlus свыклись к тому, что игры этой студии спустя какое-то время получают расширенные версии, которые ещё и выходят на новоиспеченных платформах. Релиз Shin Megami Tensei V состоялся осенью 2021 года, и тогда проект был эксклюзивом Nintendo Switch. Сейчас же его улучшенная версия с подзаголовком Vengeance доступна не только на «портативке», но и на ПК, PlayStation и Xbox. Ещё и русский перевод появился! Оригинал сам по себе был примечательной игрой, в которой было не жалко провести под сотню часов, а теперь SMTV стала ещё лучше.
Люди и демоны
Основное отличие Vengeance от обычной версии заметно в самом начале прохождения, сразу после вступительных роликов. Мы попадаем в загадочное пункт, в центре которого левитирует некая девушка. Голоса говорят нам, что взаимодействовать с ней не стоит, — дескать, она принесёт в мир хаос и разрушение. Если мы послушаемся и проигнорируем её, запустится «Канон сотворения» — оригинальная сюжетная черта без изменений. Если же мы возьмём её за руку, мы тем самым выберем «Канон возмездия», то есть обновлённую историю.
Для тех, кто играл в оригинал на Switch, выбор очевиден — не протекать же заново старую «сюжетку». А вот новую аудиторию этот момент может ввести в ступор — в Persona 5 Royal, к образцу, не нужно было ничего выбирать, поскольку там история оставалась примерно такой же, просто на один семестр длиннее и с парой новых персонажей. В случае с Vengeance «Канон возмездия» отличается от «Канона сотворения» гораздо более существенно. Если оригинал фокусировался на брани ангелов и демонов и не сильно углублялся в отношения между персонажами, то здесь у героев появляется больше возможностей раскрыться.
На немало мощных платформах игра, очевидно, выглядит и работает гораздо лучше, чем на Switch. Графика по-прежнему далеко не самая впечатляющая, но художественный манера и дизайн персонажей великолепны.
Во многом это связано с появлением нового персонажа, Ёко Хироминэ из старшей школы имени Святой Марины, в какой она научилась изгонять демонов. Мы знакомимся с ней уже в первом, пустынном, регионе, после чего Ёко присоединяется к нашей команде и почти всюду нас сопровождает. Девушка появляется и в существовавших ранее сюжетных роликах, и в новых кат-сценах, немалая часть которых мастерит историю более интересной.
К примеру, глава в захваченной демонами школе заметно улучшилась по сравнению с оригиналом — у Тао, желающей избавить свою подругу, здесь намного больше экранного времени, в том числе благодаря диалогам с Ёко. Если в обычной SMTV Тао вообще не видать до ролика с крупным демоном, то здесь она постоянно делится своими мыслями и переживаниями. Такого сильно не хватало в оригинале.
Подобных расширенных подмостков здесь полно, но в Vengeance есть и полностью изменённые эпизоды. Во многих из них принимают участие демонессы расы кадишту — четыре новоиспеченные злодейки, которые поклоняются богине хаоса Тиамат и ожидают её пробуждения. В обзоре оригинальной SMTV я жаловался на размазанную по игре сюжетную черту, здесь же история развивается более динамично благодаря этим персонажам и связанным с ним роликам. Особенно когда вместо боссов, какие были в оригинале, сражаешься с кадишту и сравниваешь сюжетные повороты в той игре и в этой. В целом история меняется не весьма существенно до попадания в Деревню фей — когда вы закончите там все дела, повествование начнёт полностью отличаться от обычной SMTV.
Зачисления у кадишту, конечно, необычные.
Какую именно версию новичкам нужно проходить первой, сказать трудно. Разработчики не сделались полностью заменять изначальную историю другой, так что ценность в «Каноне сотворения» они видят. Но «Канон возмездия» показался мне немало цельным произведением, где и персонажи раскрываются лучше, и сюжет более увлекателен. Поэтому тем, кто впервые знакомится с SMTV, я бы всё же советовал подновлённую «сюжетку». В идеале, наверное, лучше сначала пройти одно, а потом другое, но вряд ли кто-то готов потратить на это полторы сотни часов.
Комфорт+
Сюжет — вдали не единственное, ради чего стоит обратить внимание на Vengeance. Здесь также есть масса геймплейных улучшений и нововведений, доля которых доступна даже в «Каноне сотворения». Сохраняться теперь можно в любое время и в любом месте, а не лишь при взаимодействии с лей-источниками. Когда исследуешь открытые локации, можешь нажать на крестовину и переключиться на «небесное зрение» — вид сверху, позволяющий осмотреть округи и понять, как добраться до какого-то коллекционного предмета. Нарывы — огромные розовые объекты, вокруг которых собираются скопления демонов, — вяще не преграждают путь и стали опциональными, но они по-прежнему разблокируют очень полезные пассивные бонусы.
В новом регионе Синдзюку есть всё, что от него ожидаешь: немало демонов, побочных заданий, реликвий и всего остального.
Одна из главных новых «фишек» называется магацуро — это скопления внутренней силы, представляющие собой этакие рельсы, связывающие разные участки локаций. Как и было обещано, существовавшие ещё в оригинале регионы сделали чуть крупнее, и магацуро позволяют как добраться до новоиспеченных мест, так и, к примеру, быстро перемещаться с высоких зданий на землю и обратно. Некоторые магацуро видны сразу, а для розыска некоторых потребуется помощь демонов-проводников. Как и раньше, на мини-карте отмечаются секретики, при взаимодействии с которыми можно либо заполучить объект, либо вступить в бой, а теперь ещё и необычные рельсы иногда разблокируешь таким образом. В связи с этим список демонов-проводников приметно расширился — если фея Аманодзако, с которой мы знакомимся в начале, по сюжету оставит вас, можно будет найти ей замену.
Ещё одно нововведение, доступное с первого региона, — это Сады демонов: удивительная попытка добавить в SMTV щепотку «Персоны». С помощью лей-источников можно переместиться в отдельную крошечную зону, где скопятся все ваши демоны-союзники, и там вы общаетесь с ними и дарите подарки. Чем чаще вы дерётесь бок о бок со своими друзьями и чем активнее что-то им вручаете, тем рослее шанс, что они либо повысят свои характеристики, либо сами чем-то с вами поделятся — например, расходниками. Идея недурная, но телепортации и беготня от одного демона к другому занимают многовато времени, да и велика вероятность, что вы расстанетесь с этими демонами ещё до того, как разрешите посетить сады. Но от оповещений, сообщающих, что кто-то с вами хочет поговорить в Садах, не избавиться.
Ещё в Садах появляется возможность поговорить по душам с Аогами, сев на скамейку. За любую беседу дают по три очка, которые позволяют потратить на улучшение характеристик.
Для тех, кому интересны сражения, придумали симулятор боя. Он доступен в медицинской исследовательской лаборатории после прохождения первого региона. Там предлагается зачислить участие в битвах с побеждёнными ранее противниками. Можно выбрать как режим без изменений, где сила врагов остаётся какой была, а можно включить порядок испытания, где они становятся сильнее с каждой победой. На мой взгляд, в игре и так очень много возможностей с кем-то подраться, потому симулятор меня не затянул. Но если после прохождения сюжета вам захочется оттачивать навыки, то почему бы и нет?
Обо всём понемножку
Желая основа боевой системы в Vengeance никак не изменилась, на некоторых отличиях стоит заострить внимание. Во-первых, показались так называемые приглашённые персонажи, в том числе Ёко и Тао, которые сражаются вместе с вами и вашей командой демонов. Они применяют навыки, могут использовать объекты и тоже повышают уровни, но пропадают до следующего сюжетного эпизода, в котором вновь к вам присоединятся. Хотя может показаться, что демоны здоровее этих персонажей, иногда помощью людей пользуешься — у Тао, к примеру, есть пара сильных атакующих приёмов и комплект способностей поддержки.
Во-вторых, у всех демонов и приглашённых бойцов появились уникальные пассивные навыки (их называют родовыми умениями), благодаря каким процесс составления отряда стал чуть более интересным. Кто-то совершает контратаку после нападения на него и даже может разом уничтожить оппонента. Кто-то повышает шанс нанесения критического урона. Кто-то позволяет сильнее ранить неприятелей, у которых есть те или иные уязвимости. Некоторые союзники даже вмешиваются в ваши разговоры с демонами, когда вы пытаетесь тех завербовать, и снижают их заявки. В игре есть несколько десятков родовых умений, и при желании можно собирать идеальные комбинации демонов с синергиями на все случаи существования.
К слову, о комбинациях — теперь в игре есть умения магацухи (это здешняя ульта, которая копится по ходу сражений), доступные при наличии в вашем отряде определённых демонов. Сперва вы получаете соответствующий амулет, а затем выполняете обстоятельства — например, сводите вместе двух небожителей или трёх демонов-котов. Некоторые из этих приёмов действительно очень мощные, так что имеет резон держать при себе побольше демонов и разблокировать ячейки для них в мире теней.
Другие нововведения менее значительны:
-
С увеличением локаций и появлением новоиспеченного региона в Vengeance добавили десятки побочных квестов. Среди них есть и новые типы заданий: лунные квесты, какие нужно выполнить до наступления полнолуния, и задания, где управляешь демоном вместо главного героя. За их выполнение тоже подают ценные призы, в том числе новые талисманы и амулеты.
-
Появились серии битв — после победы над противниками те могут потребовать подкрепление (и не один раз), из-за чего бои затянутся. Зато получишь дополнительный опыт и другие бонусы.
-
В мире порой встречаешь демонов-магацухи, вокруг которых видна красная аура. Это сильные противники, использующие неограниченное количество мощных магацухи-умений, так что желательно устранять их как можно скорее. В кое-каких случаях за победу получаешь предметы, которые другими методами не заполучить.
-
В процессе исследования локаций можно наткнуться на оболочки Аогами, ценность каких такая же, как у сущностей демонов, — при слиянии с ними вы переносите себе выбранные умения и свойства.
-
В Vengeance показались более 40 новых демонов — как сюжетных (вроде представительниц расы кадишту), так и обычных, которых можно взять к себе в команду. Немалая их доля прибыла из прошлых игр серии Shin Megami Tensei, но есть и новые существа.
Ещё здесь добавили новый степень сложности, повысили максимальный уровень, сделали понятнее мини-карту, изменили автоматические бои и внесли массу других исправлений. Вышло то, что другие разработчики называют словосочетанием Definitive Edition, — более доступная и удобная версия отличной игры, в какую одинаково интересно будет играть и новичкам, и тем, кто проходил версию для Switch.
Отдельно стоит упомянуть перевод на русский стиль — работа проделана колоссальная. Переведены все меню, названия приёмов, имена демонов и их описания. Шрифты подобраны максимально вылитые, некоторые шутки и каламбуры адаптированы, и в целом качество впечатляет, если не считать пару диалогов, в которых перепутали пол персонажей. Наверное, уже не стоит всему этому удивляться — SEGA спустя рукава переводы не делает, и как в Persona 3 Reload, так и в Like a Dragon: Infinite Wealth тяжело было к чему-то придраться. Но в случае с Vengeance я даже проверил, действительно ли в оригинале не было перевода, — так хорошо он сюда вписался.
Новая «Персона» выйдет не скоро, а пятая часть давно пройдена, так что фанатам серии пока нечем заняться. Shin Megami Tensei V и её подновлённая версия не заменят «Персону» — здесь очень мало эпизодов из школьной жизни, не с кем сходить в кафе и не надо сдавать испытания. Однако и сходства есть, в том числе интересные пошаговые бои и масса опций при создании своего отряда. Так что новой аудитории я бы достоверно рекомендовал ознакомиться с игрой — знать, что там было в прошлых частях серии, необязательно, и проект затянет на недельку-две в любом случае. Ну а известным с SMT и объяснять ничего не надо — если понравилась пятая часть, то и Vengeance проходить нужно.
Плюсы: в основе своей — та же игра, в какой трудно было найти существенные недостатки; новая сюжетная линия («Канон возмездия») более увлекательна по сравнению с оригиналом, в том числе благодаря тому, как лучше там раскрываются персонажи; многочисленные нововведения делают игру удобнее для новичков и дают немало поводов опробовать переиздание тем, кто уже проходил оригинал; новоиспеченный регион, новые демоны, новые боевые приёмы — вместе со старым контентом развлечений хватит на много вечеров.
Минусы: визит «Садов демонов» кажется потерей времени; сюжет в «Каноне возмездия» существенно меняется далеко не сразу.