Если бы люд, выпустившие первую в мире игру в открытом мире, запатентовали её концепцию, то сейчас, уверен, бывальщины бы долларовыми миллиардерами и получали бы свой процент с сотен последователей одновременно. Ныне разработчики тащат в «песочницу» всё подряд — аркады, экшены, платформеры, ролевые игры, адвенчуры, шутеры. Невзирая на противопоказания и собственное неумение (или отсутствие эксперимента) делать действительно интересные открытые миры. И естественно, вдали не всегда получается увлекательно — как в случае со
Интересно, кто в такой ситуации декламирует субтитры?
Всё хорошо, прекрасная маркиза?
В своём превью по бета-версии я уже обрисовал основные отличия новой части этого польского симулятора снайпера — игра, ранее отчетливо разделённая на миссии, теперь вышла в чисто поле (в этом случае — Грузии) и предлагает нам не только палить из снайперской винтовки из позы лёжа, но и исследовать большие карты, изучать «точки заинтересованности», собирать ресурсы для создания вооружения и патронов, выполнять побочные миссии и «прокачивать» персонажа.
В сражениях можно использовать разный подход — собственно «снайперить» по целой, сражаться в открытую или стараться действовать скрытно, по одиночке устраняя неприятелей. В зависимости от ваших действий быстрее «прокачивается» одна из трёх веток умений, соответственная предпочитаемому стилю прохождения. Например, снайперская специализация позволит длиннее задерживать дыхание при стрельбе, воинская — носить с собой добавочные магазины для штурмовых винтовок, а «Призрак» — тише скакать и бегать.
Добавьте сюда симпатичную картинку, более-менее беспорочную баллистику, заставляющую то и дело делать поправки на ветер и дистанция при стрельбе, поумневший ИИ, вариативность при выполнении заданий и сюжет, в каком фигурируют голубоглазые блондинки и грудастые агентши Моссада, — и вот вроде бы готовая игра мечтания для всех «кемперов».
«Но дело, видите ли, в том…»
Однако при ближайшем рассмотрении в целой версии практически на каждый плюс у игры находится собственный минус. Красивая картинка, богатая и на снежные горы, и на лесные ландшафты, омрачается ужасной оптимизацией, частыми вылетами и проседаниями fps. Неглупые противники, которые умеют маневрировать, быстро замечают вас, отправляют патрули зачищать пункт, где видели игрока, или же обстреливают его из миномёта, иногда вдруг вливаются в ступор.
В сюжете есть драматичные моменты, но они не то чтобы трогают.
Беспорочная баллистика работает только в отдельных ситуациях, когда подлинно дует сильный ветер. Чаще всего мы просто бьём в перекрестие прицела, совершенно позабыв про какие-либо поправки, — всё равновелико попадём!
Вариативность при выполнении миссий тоже условна. Можно, разумеется, выбирать разные позиции, с разных же сторон заходить на охраняемые объекты, пробовать как-то отвлекать противников, выманивать их, отключая генераторы и радиоприёмники, но до Metal Gear Solid V этой игре вдали. И по большей части проще и эффективнее отстреливать врагов с дистанции.
Клюква для Грузии
Сюжет же у нас, россиян, вызывает смесь раздражения и усмешки. Голубоглазую блондинку зовут Лидия Джорджадзе, и она, видимо, чистокровная грузинка с безупречным английским и папой по имени Авас. А воюем мы против «русскоязычного меньшинства», которое возглавляют Давид Сидамонидзе и Инна Закарян. На их сторонке также можно встретить албанца, убивавшего сербов в Косове, и члена радикального «Фронта ан-Нусра», а в эмблеме их противников, здешних ополченцев, которым нужно помогать, можно разглядеть свастику. В всеобщем, представляете, какая каша в голове у этих замечательных польских сценаристов!
Клюква тут цветёт и пахнет — русскоязычные сепаратисты гурьбами убивают мирных грузин, устраивают подпольные бои без правил со ставками, слушают рэп, где пытаются рифмовать слова «кореша» и «горькая». И почему-то спокойно пропускают на свадьбу американца, говорящего по-английски, и даже позволяют такому совершенно не подозрительному незнакомцу заночевать в доме — хотя по сюжету сами же слагают предания о неуловимом иностранном снайпере, который постоянно устраивает против них диверсии.
Сценаристы, надо признать, пытаются как-то разнообразить историю — повествуют о сложных романтических отношениях между нашим героем и Лидией, какую он когда-то бросил, а также о том, как Джон ищет своего исчезнувшего пару лет назад брата — тоже снайпера, Роберта.
Однако всё это сделано как-то примитивно, трафаретно и предсказуемо. Когда мы узнаём о том, что на этой же территории действует некий загадочный снайпер Армази, представляется, только главный герой не догадывается, кто бы это мог быть…
Для оружия можно мастерить самому или покупать разные модули.
Дивный скучный мир
Но основная беда даже не в идиотском сюжете — на Западе кто-то его достоверно оценит. Основная проблема как раз в «открытом мире». На фоне прочих игр с этой концепцией потуги авторов Sniper: Ghost Warrior 3 выглядят вымученными и плачевными. В бета-версии была доступна одна карта и пара заданий, потому теплилась надежда, что авторы действительно придумают интересные дела и как-то оживят эту «песочницу» в полной версии. Но нет, увы, она мертва, невесела и практически статична.
На каждой из больших открытых карт, куда нас заносит по сюжету, негусто встретишь чем-то занятых местных жителей — лишь где-то промелькнёт рыболов или водитель, чинящий машину. Помогаем мы ополченцам или нет, угоняя для них транспорт, спасая заложников или выведывая планы оппонентов, ничего не меняется, степень репутации не отслеживается, бонусы (кроме денег и опыта) не выдают. А по горам и долам не начинают носиться патрули сепаратистов или партизан.
Соответственно, нет и особого жажды выполнять все эти однообразные побочные миссии, зачищать «точки заинтересованности» в поисках денег и ресурсов для «крафта», а также, совсем как ведьмак Геральт, выискивать с поддержкой особого зрения следы, чтобы пройти по ним, увидеть очередной тело мирного жителя и обобрать лежащую рядом сумку (видимо, обыкновенное явление для натовских военных!). Тем более что деньги и ресурсы тут особо задевать некуда, а «крафт» по большому счёту бесполезен: за монеты, каких всегда слишком много, всё можно купить, отремонтировать и пополнить.
Какая же игра без взрывоопасных бочек?
***
Sniper: Ghost Warrior 3 — из тех игр, к каким трудно относиться как-то однозначно. Потому что, даже несмотря на всё вышеописанное, резаться и получать удовольствие можно. Просто авторам нужно было сосредоточиться на том, что у них получается лучше итого, — вместо скучных побочных добавить больше многообразных сюжетных миссий и усложнить с учётом баллистики снайперскую пальбу. Ну или придумать действительно интересный, реагирующий на наши действия отворённый мир, потому что в таком ракурсе игра сильно уступает, так, Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands, где есть всё примерно то же самое, лишь в разы лучше, больше, с нормальной оптимизацией и в кооперативе. А в Sniper: Ghost Warrior 3 мультиплеер пока и вовсе не завезли…
Плюсы: неплохо отработанная механика снайперской стрельбы; мотивирующая «прокачка» персонажа; симпатичная графика.
Минусы: невеселый открытый мир; глупый сюжет; плохая оптимизация.