Живо для платформы: входят 24 игры, но так как у некоторых по две версии — аркадная и консольная, всего набегает аж 32 произведения. Они охватывают в основном 80-е: лишь одинешенек релиз состоялся в 1979-м, а ещё один — в 1990-м. Но что важнее, они почти неизвестны у нас — разве что заставшие эпоху Dendy должны помнить Guerrilla War с Че Геварой на виньетке, жутко тормозной боевик про двойников Джона Рэмбо Ikari Warriors, приключенческую «бродилку» Crystalis и платформер Athena о девочке в доспехах. Для меня, собственно, они и воображали главную ценность.

Остальная пачка не предлагает сильного разнообразия или каких-то прорывов. В лихих аркадах того поре люди рубились в шутеры — чаще всего космические или «беги-стреляй» с видом сверху. Ни одного чистого платформера, кроме Athena, и ни одной сложной, многообразной «бродилки», кроме Crystalis, сюда не положили. Есть интересные образчики использования двух стиков: симулятор тенниса Paddle Mania, симулятор машины с дланями (и ртом) Munch Mobile. Есть файтинги — но далёкие по качеству от того, что SNK делала в 90-e. Есть даже интерактивный тир про зомби, каким нелегко управлять с геймпада.

Лучшими из неизвестных мне оказались всё же те игры, где надо стрелять. Это очень красивые даже сейчас Prehistoric Isle и Bermuda Triangle, а также соединяющая боевик и платформер Psycho Soldier с вокальным саундтреком.

Правда, даже в тех играх, что мне понравились, была нехилая ложка дёгтя в облике нечеловеческой сложности. Я честно проникся примитивным шутером Ozma Wars 1979 года. Он в чём-то скопирован с моей излюбленной Space Invaders и предлагает просто отстреливать орды инопланетян, приближающихся сверху. Но уже к третьему этапу стало четко, что без дополнительных «улучшайзеров» пройти его просто невозможно. Противники атаковали таким роем снарядов, что продвигаться получалось лишь за счёт моментального сохранения и перемотки (об этих функциях запоздалее). Не прошло и часа, как приятная игра превратилась в пытку. Это, наверное, самый жёсткий пример — в более современных проектах хардкор несколько немощнее. Но я всё-таки эксперт в ретро, проходящий десяток старых игр в год, а обычные современные геймеры не всегда будут готовы к сложности, устремлённой на вытряхивание монет из посетителей аркад.

Добро пожаловать в 80-е. Здесь вас будут убивать.

Музей работает круглосуточно

Зато подводка ко всем этим престарелым забавам сделана ну попросту гениально. В меню 40th Anniversary Collection есть пункт Museum, где можно узнать о каждой игре, выпущенной компанией с 1978-го по 1990-й годы. Как о тех, что взошли в сборник, так и о многих других. Например, о Mechanized Attack, рельсовом тире с похожим на Шварценеггера человеком на обложке, — её вы тоже можете помнить по версии для Dendy. Или про Satomi Hakkenden, безотносительно нетипичную для компании RPG в стиле Dragon Quest, не выходившую на Западе. Или про необычный гибрид маджонга и «арканоида» Jongbou, где за победу открывались картинки с девицами во фривольных позах.

Подача материала простая: снимки экрана, фотографии автоматов и рекламных плакатов дополнены увлекательными и содержательными комментариями. Нам расскажут, что такого особенного в каждом мелком проекте, даже если этих особенностей напасётся на пять пикселей. Только изучая эти семь десятков презентаций, можно провести несколько очень увлекательных часов — вяще, чем обычно проводишь в настоящем музее. И такая экскурсия делает своё дело — узнав больше о том, как SNK пришла к Fantasy или Vanguard, а также об уникальности этих релизов, желаешь с ними познакомиться.

Кроме истории каждой игры в «Музее» много графических материалов — от гайдбуков к Athena до официального журнала SNK с нехитрым наименованием Video Game Land (одна российская компания явно им вдохновлялась). Есть даже секция, посвящённая Tangram Q, утерянной игре, автомат с которой так и не добрался до залов. А ещё тут можно послушать все композиции из включённых в сборник игр. Качество и глубина проработки попросту шикарные. Недавно я был в берлинском Музее компьютерных игр, и виртуальная экспозиция на PS4 в разы аккуратнее и интереснее.

SNK 40th Anniversary Collection обзор игры

Оказывается, ещё 30 с излишним лет назад видеоигры часто обращались ко взрослой аудитории.

Пожалуйста, перемотайте

Вообще, при всей слабости исходного материала, Digital Eclipse сделала всё, чтобы поколение Fortnite смогло вникнуть в дела давным-давно минувших дней. И если быстрым сохранением, фильтрами под ЭЛТ-телевизоры или мониторы и тематической рамкой вокруг экрана никого не удивить, то чета возможностей в здешнем эмуляторе порадует даже тех мсье, которые знают толк. Самая крутая «фича» — уже упомянутая перемотка назад. Она не нова для эмуляторов вообще, но повстречать её в официальном релизе можно лишь по большим праздникам. В условиях постоянного bullet hell это порой единственный способ не загружать точку сохранения, а покойно проверить свою реакцию ещё раз.

Другая деталь порадует тех, кто привык проходить всё на YouTube. Многие из игр здесь можно для основы посмотреть минут 20 (действовать за вас будет компьютер, причём почти без ошибок), а потом в любой момент включиться в события. Это отличный способ вначале разобраться, заметить приёмы и тактики, чтобы не гибнуть лишнюю сотню раз. Ну и, конечно, такая «мелочь», как полная настройка клавиш управления крепко поможет тем, кто привык стрелять курком, а не доисторическим «крестом».

Во всём исполнении сложно найти недостатки. Эмуляция совсем шикарна. Если вы найдёте «Денди» с Guerrilla War, подключите к старому ТВ и поставите это дело рядом с PlayStation 4, то отличий не будет — все замедления, мигания спрайтов и прочие прелести сохранены в первозданном облике. Музыка в меню здорово контрастирует с напряжённым геймплеем. Вот разве что система трофеев слабовата — их дают лишь за прохождение небольшого числа игр, а платинового приза тут нет вообще.

SNK 40th Anniversary Collection обзор игры

Guerrilla War не была моей любимицей на «восьмибитках», но ностальгическую слезу вышибла.

***

SNK 40th Anniversary Collection — прекрасный музей с не лучшими экспонатами. Экскурс в прошлое обставлен с такой нежностью и таким числом мелких приятностей, что производителям ретроконсолей стоит закупить себе по копии и учиться, учиться, учиться. Но когда ходишь по виртуальным залам, пытаешься приобщиться и полюбить престарелые ламповые игрушки, почти всегда понимаешь, что они слишком сложны, скучны или вторичны.

Если вы хотите окунуться в историю интерактивных забав, интересуетесь тем, что представляла собой SNK в 80-х, или не можете жить без официальных версий любимых Guerrilla War или Athena для восьмибитных консолей, — билет в этот музей обелит покупку (хотя часть игр продаётся по отдельности в рамках Arcade Archives). Но если винтажные видеоигры для вас не главный экспонат выставки, а прежде итого развлечение, то помните, что сорок лет обычно не отмечают, а оценку смело снижайте до проходной.

Плюсы: 32 игры для аркад и консолей сэмулированы на 10/10; системы перемотки и сохранения подают шанс всё пройти и не поседеть; огромный виртуальный музей и многочисленные примочки типа фильтров и рамок.

Минусы: небольшое разнообразность жанров; почти все игры из подборки представляют исключительно историческую ценность; невероятная сложность заставит вас психовать уже на первых степенях.