Живо для платформы: PS4

Ностальгия работает. Поэтому в 2K17-м мы звоним по Nokia 3310, покупаем в машине жвачку Love is и газировку Dr. Pepper, после работы шагаем смотреть «Терминатора-2», а уже дома включаем Sonic Mania. Платформер, сделанный так, будто на дворе тысяча девятьсот девяносто какой-то год, а картридж с игрой приобретён на незабвенной «Горбушке» на честно заработанные школьными пятёрками двести тысяч рублей.

Sonic Mania обзор игры

Ты ещё не слышишь музыку, а слёзы уже льются по щекам.

Вперёд — в прошлое

После вступительного мультфильма, чересчур похожего на телесериал двадцатипятилетней давности, экрана выбора героев и небольшой виньетки родом из Sonic 3 включается… Green Hill Zone. Самый первоначальный уровень самой первой части с той самой музыкой, гонящей прямиком в младенчество. «Ностальгиметр» зашкаливает, ты зажимаешь «вперёд» и натренированной рукой освобождаешь махоньких зверушек из злобных роботов, разбиваешь телевизоры, собираешь золотые перстни и запрыгиваешь в искрящиеся нимбы бонусных уровней.

Когда же сердце начинает колотиться чуть спокойнее, а слёзы уже не мешают приземляться на головы киборгам, замечаешь, что степень как будто подменили. И деталей побольше, и бонусные локации из третьей доли, и мини-«босс» в конце. И защитные поля из Sonic & Knuckles, и канатные дорожки с линиями, которых точно раньше не было. К ощущению ностальгии примешивается эмоция новизны — и желание бежать вперёд усиливается стократно. А когда на ненавистной Chemical Plant Zone вдруг является пружинящее желе, уже не удивляешься, но только радуешься, как будто излюбленный трансформер научился превращаться не только в самолёт, но ещё и в спорткар.

И после этого — вдруг — один этап оказывается незнаком. Ну как незнаком — ты знаешь, что после серии неживых петель взмоешь вверх, а потом оттолкнёшься на пружине. И музыка весьма точно сочетается с тем, что было пять минут назад, и доктор Роботник в крышке так же изобретателен, как в Flying Battery Zone. И тогда понимаешь — младенчество можно продлить. На восемь старых зон в Sonic Mania сделаны четыре совсем новые. Вроде бы и немного, но они создают просто шикарный баланс между воспоминаниями и грядущим, которое у Соника, оказывается, есть.

Sonic Mania обзор игры

Иногда «апгрейд» зон получается совершенно неожиданным — например, нам предлагают победить злодея в Puyo Puyo.

Мастера-маньяки

И гарантируют это будущее фанаты, ведь именно им SEGA поручила оформить возвращение своего амулета. Лидер разработки, австралиец Кристиан Уайтхэд (Christian Whitehead), уже прогремел переносами ёжика на разные платформы, а маленькие студии Headcannon и PagodaWest занимались частными проектами во вселенной синего ежа. В итоге, как и полагается настоящим мастерам-маньякам, разработчики углубились в мелкоте — и не сделали ничего «для галочки». Зато, например, добавили фильтры под ЭЛТ-телевизоры, чтобы эксперимент был ну совсем аутентичным.

Плюс сотворили потрясающие гоночные степени в трёхмерной графике, похожие на Sonic CD. Здесь надо догонять летающую тарелку с Смарагдом Хаоса, ускоряясь за счёт синих шариков. Семь смарагдов, если помните, позволяют стать почти неуязвимым, реющим над землёй Суперсоником. Лисёнок Тейлз и ехидна Наклз тоже могут получить свою продвинутую конфигурацию. Но для них самое главное — возможность появиться на тех уровнях, где раньше этих героев не было. По сути, Тейлз — это облегчённый порядок, а Наклз — усложнённый, так что напарники работают ещё и на баланс.

Вдобавок помимо основной кампании и традиционных «спидранов» (Time Attack) в Sonic Mania можно носиться сам-друг. На разделённом экране, прямо как в Sonic the Hedgehog 2. Прямо по тем же поясам. Главное — найти второго ностальгирующего. Ещё героям добавили новоиспеченное движение — оно позволяет использовать крутящую атаку (Spin Dash) разом после прыжка. Снова мелочь, а приятно.

При желании за кое-какие мелкоте Sonic Mania можно и поругать. Во-первых, игра будет короткая — дюжина этапов проходится, то есть проносится, образцово за пять часов. Во-вторых, здесь всё родом из 90-х, а поэтому для геймеров эпохи Press X to win будет пунктами сложновато, особенно если собирать изумруды и проходить за Наклза. И в-третьих, концовка после подобный великолепной пробежки может и разочаровать.

Sonic Mania обзор игры

То, что в Soniс the Hedgehog 2 основной противник, здесь всего лишь «босс» уровня.

***

Резаться в Sonic Mania нужно, предварительно для настроения включив Beastie Boys, Bloodhound Gang, «Иванушек» или что там у вас звучало двадцать лет назад в плеере Walkman. Резаться в Sonic Mania нужно, если вы помните посиделки до ночи за Ultimate Mortal Kombat 3 и сломанные шестикнопочные джойстики или если ваша первая Mortal Kombat была с припиской XL, а джойстик уже именовался геймпадом. Играть в Sonic Mania нужно, если вы обожаете платформеры или если никогда не притрагивались ни к одному из них. Одним словом, резаться в Sonic Mania — нужно.

Плюсы: лучшая игра про кубового ежа со времён ламповых телевизоров и кассетных магнитофонов.

Минусы: разыскивать не позволяет совесть.