Авторы  Sons of the Forest незадолго до выхода игры решились на значительные изменения: чтобы не переносить премьеру (а такое случалось уже не раз), они сменили статус проекта с релизного на ранний доступ. Подобные шаги разом снижают планку ожиданий: я вообще думал, что старт продолжения будет на уровне оригинальной  The Forest, которую мне пришлось кинуть спустя час знакомства. В итоге первую часть дилогии я пропустил — и, наверное, зря: в конце концов игра получилась недурная.

А каким получился старт у продолжения: можно смело начинать прямо сейчас или лучше снова ждать выхода целой версии?

Остаться в живых

Сразу скажу, что чуда ждать не стоит: разработчики не зря решили отложить релиз — перед нами типическая бета-версия. Будьте готовы к низкой производительности, ошибкам, вылетам и прочим недоработкам. Впрочем, об этом мы ещё поговорим, а пока стоит рассказать о том, чем проекты Endnight Games выгодно выделяются от других выживачей, — о сюжете.

Структурно история второй части почти полностью копирует оригинал: основной герой попадает в авиакатастрофу и теперь должен выживать на необитаемом, казалось бы, острове, изучая окрестности и сталкиваясь с весьма странными особенностями мира. Если в первой части протагонист летел по своим делам и ничто не предвещало беды, то в продолжении мы играем за бойца спецназа, посланного на поиски миллиардера и его семьи, пропавших где-то на далёком острове среди океана. Кажется, на этом все различия в сюжете заканчиваются, да и не лишь в нём: Sons of the Forest не стесняется копировать оригинал даже в мелочах и во многом выглядит его прокачанной версией.

На острове открыто произошло что-то нехорошее. Но что именно?

После вступительного ролика всё идёт по накатанной: точно так же игрока (или игроков — есть кооперативный порядок) ждут катастрофа и чудесное спасение, первая встреча с недружелюбными аборигенами, пещеры с монстрами, постепенное движение по сюжету и тот самый увлекательный процесс выживания в дикой натуре, который, кажется, должен определять жанровую принадлежность проекта.

Однако разработчики немного лукавят, называя игру open-world survival horror simulator. Находить проект чистым выживачом точно не стоит: при желании можно пробежать кампанию не срубив ни одно дерево, не скрафтив ни одной койки из палок и питаясь не дарами природы, а нормальной пищей. Введение конкретной истории — отличный ход, учитывая ненавязчивую подачу сюжета сквозь исследование острова.

Даже если вам скучны все эти строительство шалашей из веток, капканы, силки, путешествия в поисках еды и прочие типичные особенности жанра, дайте игре шанс — у неё есть особый шарм в изучении открытого вселенной.

В пещерах темно, сыро и очень неуютно. А ещё там можно встретить местных обитателей, которые будут очень рады свежему мясу.

Сказки беспросветного леса

Даже самая обычная прогулка по лесу без чёткой цели вроде «Пойду проверю ту точку, отмеченную на навигаторе» может подарить немало эмоций. Остров огромен и многообразен: есть песчаные пляжи и заснеженные горы, густые чащобы и уютные луга, реки и озёра. Пожалуй, в Sons of the Forest лучшая реализация натуры, что я встречал в видеоиграх, за исключением разве что  Red Dead Redemption 2. Добавьте к этому смену погодных условий и наличие пор года — получится неповторимый в своей достоверности и красоте симулятор. Особенно это заметно при смене сезона — например, осеннее буйство стихии выглядит так реалистично, что охота поскорее забраться в построенный из брёвен домик, чтобы согреться и наблюдать за бурей из окна, а не мокнуть в лесу среди раскачивающихся под ударами ветра деревьев.

Зимой остров не менее красив, чем летом.

Для тех, кто равнодушен к красотам дикой природы, сценаристы приберегли кое-что иное. На острове достаточно случайных находок, которые потихоньку раскрывают сюжет или просто работают на создание атмосферы: размышляю, вы не раз вспомните сериал Lost, а знатоки первой части получат немало информации к размышлению.

Осмелюсь дать небольшой рекомендация: лучше по минимуму смотреть в сторону гайдов, прохождений и прочих подсказок. Sons of the Forest хороша именно процессом познания. Приметил я это совершенно случайно — в первый день после выхода посоветоваться было не с кем, поэтому приходилось думать самостоятельно, строить гипотезы и догадки, по-настоящему исследовать мир, а не бежать к подсмотренной на YouTube точке на карте. И это было по-настоящему интересно: чем-то напомнило младенчество, где подобным образом приходилось превозмогать каждую игру — доступа в Сеть с готовым решением любой проблемы тогда не было.

В первые часы после выхода весь играющий в Sons of the Forest народ искал… лопату, без которой не получится продвинуться по сюжету.

В первые часы после выхода тяни играющий в Sons of the Forest народ искал… лопату, без которой не получится продвинуться по сюжету.

Поэтому не портите себе впечатление: сами учите остров, сюжет и геймплейные возможности. Здесь не мультиплеерный PvP-выживач вроде  Rust, где знание тонкостей необходимо для конкуренции с противниками. Позабудьте хотя бы на время про эффективность и скорость: куда интереснее найти ту же лопату самостоятельно.

Если с другом вышел в линия…

Тут, впрочем, нужно быть осторожным: повторю ещё раз — перед нами всего лишь бета-версия со всеми вытекающими. И вяще всего от недоделок пострадала именно сюжетная часть. Диалогов почти нет, кат-сцены, включая стартовую, явно неполные, потому окончательно разобраться в происходящем вряд ли выйдет. При этом разработчики дают возможность пройти кампанию до конца, но в льющемся состоянии непонятно, насколько сильно пострадал сюжет из-за раннего доступа. Как мне кажется — очень и очень всерьез. Поэтому снова влезу с советом на правах прошедшего игру и пожалевшего об этом — если вам интересен сюжет, то лучше дождаться релиза.

Что прикасается именно «выживательной» части геймплея, то с ним всё на удивление неплохо. Впрочем, почему «на удивление»? Sons of the Forest во многом повторяет первую доля, которую многие полюбили именно за геймплей, а не за сюжет.

Построили базу? Будьте готовы отбивать атаки автохтонов, которым не придётся по душе такое соседство.

Всё работает на атмосферу выживания: даже инвентарь — не меню с табличками, а отдельная подмостки с видом от первого лица. Любые действия снабжены подробной анимацией, а интерфейс старается лишний раз не напоминать о себе.

Не забывайте и о кооперативном порядке. С ним, как известно, любая игра становится лучше, а уж Sons of the Forest и подавно. Строить лесное убежище и отбиваться от штурмов каннибалов или зачищать тёмные пещеры от жутких монстров всегда веселее с друзьями. Мне кажется, игра отлично подходит в качестве совместного забавы со своей второй половинкой, учитывая специфику геймплея. Впрочем, разработчики позаботились и об одиноких сердцах — главного героя могут сопутствовать NPC, которые помогут не только в бою, но и при строительстве базы.

Со старта у вас есть NPC-соратник из числа выживших пассажиров вертолёта — Кельвин. Выполняя приказы, он частенько увлекается, что приводит к печальным последствиям. Старательный, но немного бестолковый товарищ сразу стал ходячим мемом: уронить срубленное дерево на только что построенную хижину, устроить поджог или сбежать в решающий момент боя — типичное поведение напарника.

Со старта у вас есть NPC-соратник из числа выживших пассажиров вертолёта — Кельвин. Выполняя распоряжения, он частенько увлекается, что приводит к печальным последствиям. Старательный, но немного бестолковый товарищ сразу стал ходячим мемом: выронить срубленное дерево на только что построенную хижину, устроить поджог или сбежать в решающий момент боя — типичное поведение напарника.

Раздельно упомяну управление соратниками. Авторы соорудили интересную систему приказов, которая тоже работает на поддержание атмосферы: так, Кельвину, потерявшему слух при падении вертолёта, можно отдавать команды с помощью записок в блокноте. Получилось спокойно, наглядно и логично. Непонятно одно: молчание почти всех персонажей — это задумка, баг или недоделка бета-версии?

Подобный проблема («баг или фича?») возникал у меня не раз, пока я пытался выживать в лесах затерянного в океане острова. Иногда это помешивало получать удовольствие от геймплея, иногда — нет, но то, что проекту требуется полировка, а кое-где — и серьёзная работа над ошибками, сомнению не подлежит.

Ожидать релиза? Однозначно. А вот ответ на вопрос, покупать ли  Sons of the Forest прямо сейчас, зависит от того, что именно вы желаете получить. Если у вас в приоритете выживание и есть компания из пары-тройки друзей, готовых вместе отправиться на поиски приключений, то работайте — в этом плане проект вряд ли сильно изменится. А вот одиночным игрокам и тем, кто хочет посвятить больше времени сюжету и изысканию, лучше подождать — здесь ещё есть куда расти.