Симуляторы выживания в отворённом мире — жанр, пользующийся большой популярностью уже немало лет. Но с начала этого года разработчики подобных проектов проявляют особую активность: за минувшие пять месяцев вышло немало игр на эту тематику, из числа которых можно вспомнить несколько достойных: например, мы уже писали про  Enshrouded,  Abiotic Factor и  Nightingale.

Ныне расскажу о  Soulmask — ещё одном выживаче, который, в отличие от большинства собратьев по жанру, уже на этапе раннего доступа может похвастать расцветай оптимизацией и большим количеством контента.

Джунгли зовут!

Первая отличительная черта Soulmask, которая бросается в очи, — это, конечно, сеттинг. Для выживачей в порядке вещей начинать с примитивных технологий уровня неолита: крафт первых объектов из палок и камней уже давно стал стандартом и встречается даже в научно-фантастических играх — взять ту же  Icarus. Но, как правило, разработчики предпочитают средневековый антураж с вкраплениями фэнтези. Тут же перед нами самый что ни на есть каменный век, да ещё и в редко встречающейся стилистике Америки доколумбовой эпохи: наиболее подходящим по духу образцом не из числа игр будет фильм Мэла Гибсона (Mel Gibson) «Апокалипто». Впрочем, намекну, что не всё так просто.

Небольшой вступительный ролик раскрывает незамысловатую предысторию: наш персонаж чудом спасается с жертвенного алтаря и оказывается в диких джунглях, предоставленный самому себе. Известные с выживачами сразу поймут, что делать: ломаем ветки, собираем камни, крафтим примитивные инструменты, ловим безобидно ходящую по округе дичь, разжигаем костёр… Дальше действие движется по типичной для жанра колее: технологии становятся всё сложнее, число доступных предметов снаряжения и строительных элементов растёт с каждой разблокированной технологией, появляется первый дом, который исподволь вырастает в целую деревню. К услугам тех, кто не знает, чем себя занять, — режим обучения: постоянно находящиеся на экране советы-задания степени «Собери такой-то предмет» подскажут, в каком направлении продолжать развитие.

Жители соседнего племени построили свою твердыня прямо на воде.

А развиваться здесь есть куда. Карта не из маленьких и открывается постепенно, что ещё больше подчёркивает её масштабы. Есть несколько биомов — от знойных джунглей до заснеженных горных верхушек. В каждой локации свои опасности, включая разнообразных хищников, агрессивных NPC и других игроков (если вы зашли на PvP-сервер). Разработчики советуют новеньким пробовать силы в режиме PvE или вовсе соло. Хороший совет, учитывая довольно хардкорные настройки PvP на официальных серверах: утрата снаряжения и лута при убийстве и возможность ограбить любую базу, пока идёт raid time, создают будет враждебную атмосферу. Впрочем, это в духе всё того же «Апокалипто»: фильм рассказывает о пленении целого племени майя немало развитыми индейцами ради жертвоприношения.

Есть чем заняться и без противостояния с людьми. Например, отдельная ветка прокачки отдана охоте — благодаря огромному бестиарию можно погрузиться именно в это занятие, чтобы открывать бонусы за каждый степень охотника или просто тешить своё эго. Подсказки ненавязчиво подталкивают к изучению карты, на которой хватает прочих противников. Есть масса мест, где можно найти как сокровища, так и их охранников: вас ждут древние руины, лагеря варваров, крепости, шахты, логова зверей… И если с звериными всё понятно — убил, разделал на мясо, собрал лут, который они охраняли, — то с людьми-NPC всё куда интереснее.

Вождь племени

Дело в том, что благодаря колдовской маске, которую носит наш герой, вы можете пленить любого неигрового персонажа — для этого достаточно опустить его здоровье до минимальных смыслов, после чего нажать кнопку обряда захвата. Обессиленная жертва рухнет на землю, а вам останется лишь насытить её и донести до укромного места (например, до своей базы). Несколько минут ожидания — и вы становитесь не одиноким выживальщиком, а главой небольшого поселения; Soulmask же превращается из обыкновенного выживача в стратегию с видом от третьего лица.

Самостоятельно действующие юниты — норма для стратегий. Но смена камеры с изометрии на способствующий погружению вид от третьего лица в корне меняет дело.

Самостоятельно действующие юниты — норма для стратегий. Но смена камеры с изометрии на содействующий погружению вид от третьего лица в корне меняет дело.

Использование NPC в качестве жителей подконтрольного игроку поселения — идея для жанра вдали не новая: множество подобных проектов так или иначе используют ботов-союзников. Но обычно такая механика работает только на антураж — обитатели создают массовку, а основную работу делает игрок.

Здесь же всё «по-настоящему»: подчинённые трудятся за станками, переносят предметы из одного хранилища в другое, рубят деревья и собирают ресурсы, охраняют других жителей и постройки, поддерживают пламя лагерного костра (главная постройка вашей деревни, которая не даёт разрушаться строениям). Причём ваше наличие для их активности не требуется: достаточно нарезать задач подчинённым и отправиться по своим делам — пойти на охоту или заняться изучением карты. Можно и вовсе покинуть сервер — они будут трудиться, пока соблюдаются необходимые для выполнения задачи условия.

Конструктору приказов не помешали бы дополнительные удобства, но в целом со своей функцией он справляется. Желая было бы куда проще, скопируй разработчики систему из стратегий а-ля  RimWorld — с возможностью выставить приоритеты трудов и составить расписание.

Простейший пример рабочего графика для соплеменника: он должен поддерживать лагерный костёр и переносить доски из хранилища к строительной мастерской.

Простейший пример рабочего графика для соплеменника: он должен поддерживать лагерный костёр и переносить доски из хранилища к строительной студии.

Да и в целом интерфейс временами раздражает, особенно во время крафта: учитывая огромное количество доступных для создания объектов и построек, приходится постоянно прокручивать длинные списки, запоминая ингредиенты. Зато, если потратить время и разобраться в управлении племенем, можно целиком переложить все рутинные задачи на рамена NPC.

От камня до железа

Ваши подчинённые — не только рабочая сила. Можно брать их с собой или даже переместить свою давлю в чужое тело, полностью взяв бота под свой контроль. Если увлечься созданием племени, то процесс отбора новоиспеченных рабов напоминает ту же охоту. Поиск жертвы с нужными параметрами — задача не из лёгких, которая к тому же постоянно повторяется: утерять жителей — плёвое дело. Зайдя на сервер после долгого отсутствия, не удивляйтесь, если обнаружите «недостачу» — дикие звериные и не менее дикие игроки (на PvP-серверах) не преминут убить попавшего под руку бота.

Благодаря модульной системе строительства можно создать уникальную деревню для всего племени. Впрочем, из соображений безопасности на PvP-серверах лучше делать однообразные, закрытые со всех сторон коробки, пока племя не прокачается до крепостной стены.

Благодаря модульной системе стройки можно создать уникальную деревню для всего племени. Впрочем, из соображений безопасности на PvP-серверах лучше делать монотонные, закрытые со всех сторон коробки, пока племя не прокачается до крепостной стены.

Не думаю, что получится обойтись без поддержки порабощённых NPC: вряд ли такой геймплей позволит комфортно себя чувствовать даже в PvE-режиме. Сражения с боссами спрашивают наличие союзников, а процесс крафта максимально затянут.

Зато сам крафт радует. Если заглянуть в окно изысканий, то глаза разбегаются от обилия предметов и построек: линейка технологий начинается с каменных инструментов и заканчивается стальными орудиями труда. Впрочем, добраться до железа выйдет не разом — для развития надо сражаться с боссами и изучать карту.

Не менее разнообразна система прокачки. Кроме уровня охотника тут есть типовая RPG-система с улучшением основных навыков, обширная ветка под ремесленные и боевые параметры персонажа, уровни для каждого облика оружия и отдельное меню развития маски — аналог классовой системы, благодаря которой ваш герой получает те или другие пассивные и активные умения.

Верховой транспорт пригодится как для перемещения, так и для переноски тяжестей.

Верховой транспорт пригодится как для перемещения, так и для переноски тяжестей.

Если разбирать элементы игры по отдельности, то Soulmask вряд ли выйдет хвалить за оригинальность. Но разработчики не просто скопировали удачные фичи, подсмотренные у конкурентов, — они позаботились и о том, чтобы игроку было комфортно и увлекательно, невзирая на ранний доступ. Я почти не встретил серьёзных багов, графика не требует топового железа, но достойно передаёт красивости древнего мира (подкачала разве что отрисовка объектов на расстоянии), а сетевой код стабилен. Пожалуй, единственный значительный минус, какой мне удалось заметить, — печальная реализация ближнего боя, особенно в PvP: дёрганые анимации и не слишком отзывчивое управление превращают свалку в хаотичную возню.

Если вы соскучились по оригинальным выживачам, но боитесь вкусить все «прелести» бета-версий, то  Soulmask точно для вас: в CampFire Studio сделали подобный ранний доступ, за который не стыдно.