Космос — заключительный рубеж. Поднимайте звездолёты в небо, чтобы исследовать странные миры, искать инопланетные цивилизации, открывать новоиспеченные формы жизни и надирать им задницу. Пускай такой подход противоречит духу вселенной Star Trek и «Распоряжению № 1» Звёздного флота, в 4Х-стратегии без войн не обойтись. Вдобавок компания Paradox, под эгидой которой вышла игра, собаку съела на неглупом жанре — достаточно вспомнить циклы Hearts of Iron и Crusader Kings, а ещё космическую  Stellaris. Только выбор сеттинга не всем фанатам придётся по душе, ведь поступок происходит в антураже сериала «Следующее поколение». Посмотрим, что вышло из этого эксперимента.

Зачем богу
звездолёт?

Новоиспеченная
стратегия, как и Stellaris, предлагает стать
властелином галактики, не привлекая внимания санитаров. Достичь цели можно топорной
силой, дипломатией со шпионскими интригами либо просто по очкам. А для дебюта
доступны четыре крупнейшие фракции — Слитая федерация планет, Клингонская Империя, Ромуланская Империя и Союз Кардашьян кардассианцев. Первая сильна
послами и учёными, клингоны ведают толк в хорошей драке, ромуланцы строят крепкое
государство, а кардассианцы представляют собой что-то среднее между вторым и
третьим вариантами.

После
выбора сторонки конфликта начинаем с малого: отправляем на разведку научные
корабли, строим добывающие станции на орбитах планет и звёзд, накапливаем ресурсы, издаём
первые законы, знакомимся с соседями и расширяем свои владения за счёт
колонизации. Временем, природно, можно управлять: замедляем, ускоряем, ставим на паузу, оцениваем ущерб. И за каждым из этих аспектов скрыта пропасть механик, призванных
лишить вас покоя и сна.

Почти как в кино: «Энтерпрайз» пролетает мимо чёрной дыры.

Тот
же научный корабль не попросту сканирует системы, выискивая пригодные для заселения
миры и залежи дейтерия, но изучает аномалии и налаживает контакты с примитивными цивилизациями. Это такие мини-квесты, позволяющие урвать
какой-нибудь бонус. Одно из заданий, например, приведёт вас на планету детей, а в итоге будет выбор — поддержать им или соблюсти «Директиву о
невмешательстве». Менеджмент миров тоже не клингоны делали — в окне видна куча
показателей от степени стабильности до производства, а ещё районы с
постройками. Аж глаза разбегаются. К счастью, развитие любой колонии можно
поставить на машина, задав ей профиль, — пусть, допустим, местные фармят
энергокредиты или грызут гранит науки. Очень уместно, когда у вас уже десятки планет,
а душа просит чего-то более глобального, чем сборка репликатора для заскучавших
фермеров.

Мощно
с экспансией не разгонишься, поскольку для неё нужны очки влияния, которые
добываются дипломатами, а ещё ресурсы на постройку космической
станции — без неё системой не завладеть. Так что поначалу доводится дружить с
соседями, делясь с ними посольствами, деньгами и заверениями в благих намерениях.
Другие сложности подбрасывает мать-природа: где-то цело ресурсов, но планеты
надо терраформировать, а где-то почти нечего добывать, зато есть мир класса M,
идеальный для заселения. Сгодится, впрочем, и L,
куда можно послать каких-нибудь вулканцев, чтобы они нюхали сероводород, жили
долго и процветали (да, расу колонистов дают выбрать). В других местах шаром
покати, но из-за важного стратегического положения их просто приходится
обживать, иначе это сделают соседи.

Интересная находка — раздельные права рас в империи.

Увлекательная находка — раздельные права рас в империи.

Прогресс
подстёгивают и политические бонусы. Можно издавать указы, дающие как
преимущества, так и штрафы, учить технологии и открывать традиции — этакие
перки общественного развития. Они разделены на взаимоисключающие ветви,
например на «Защиту» и «Завоевание», а при суммировании подают бонусы за устремления.
Имеется и «Дерево операций», где по мере роста империи открываются
важные вехи вроде создания «Энтерпрайза» или позитронного мозга мистера Дейта.
И, раз уж мы перебеги на личности, важные аспекты жизни в космическом царстве-государстве
требуют участия лидеров — персонажей с уникальными чертами. За военное дело
отвечают адмиралы с генералами, за внешнюю политику — послы, губернаторы мотивируют
работяг, диверсии не обходятся без шпионов, а для открытий необходимы учёные.

Хочешь мира —
готовься к войне

Каким
бы мирными ни было обустройство ваших владений, конфликтов всё равновелико не
миновать. Учёные свернули не туда и пали жертвами агрессивных аборигенов?
Собираем военный флот и устраиваем варварам сеанс карательной дипломатии.
Некто кому-то объявил войну? Есть смысл поддержать одну из сторон, чтобы
разделить трофеи и укрепить взаимоотношения с победителем. Бывает, союзник
посягает на одну из малых фракций — например, на бетазоидов, знакомых по
советнице капитана Пикара. Или вы сами без спроса вторгаетесь на территории,
облюбованные ромуланцами, — и тогда ситуация накаляется. Не
сообщая уже о случаях, когда вы открыто объявляете войну одному из трёх основных
соперников. А раз так, готовьте фазеры и торпеды.

Основная
ударная сила — корабли. Они строятся на верфях и объединяются во флотилии, каждой
из которых может командовать адмирал. Но армада, как и всё в игре,
не резиновая — она ограничена ресурсами вроде дейтерия, выступающего в качестве
топлива, и сплавов, ведь без них звездолёт не выстроить. На борту кто-то должен
служить — экипажи набираются из выпускников военных заведений, а их число тоже
ограниченно. Добавьте содержание, ремонты, апгрейды — бряцание
оружием влетает в копеечку.

Собирать
корабли можно по готовым проектам образа «Интрепид» или «Дефайнт», но при желании
поковыряться в конструкторе ничто не мешает составить свою схему и назвать её
как душе угодно. Вдруг вам потребовались звездолёты со слабой бронёй,
но сильными орудиями — редактор здесь не самый подробный, однако решать такие
задачи позволяет. Есть и уникальные корабли вроде «Энтерпрайза» — он мощно оснащён, может выполнять как
научные миссии, так и военные, возрождается после крахи, а командует им только
Жан-Люк Пикар.

В
общем, устроена стратегия, как и другие игры Paradox,
весьма логично. Есть всеобщие механики, которые раскрываются неожиданно широко,
когда начинаешь в них вникать. Со временем понимаешь, как устроена торговля,
осваиваешь миграционную механику и политику во пора войны. Начальные свойства
фракции — не приговор. Хотите — отыгрывайте добряков с мантрой
«Мы пришли с миром» или торговую империю, у какой энергокредитов как у
дурака махорки, а нет — укрепляйте флот и советуйте окружающим формам жизни использовать
бипедальную локомоцию для перемещения в район гонад.

Конструктор кораблей позволяет выбрать системы огня и защиты из тех, что уже открыты учёными.

Конструктор кораблей позволяет выбрать системы огня и защиты из тех, что уже открыты учёными.

Богом быть тяжело. На звёздных цезарей и наполеонов накладываются ограничения, и, как только вы сильно
вырываетесь вперёд, срабатывает уравниловка — ваши соперники получают бонусы
к развитию. Попутно, на поле территориальных споров и окучивания колоний,
разворачиваются события, не зависящие от действий игрока. Например, вторжение
дикарей с окраин вселенной, какие проносятся по мирным системам, словно
монголы по Европе XIII века. А глобальный
сюжет, обозначенный «Деревом операций», дополняет шкала глобального усилия,
наглядно показывающая, насколько близка галактика к пропасти.

И что, похоже на Stellaris?

Если
вкратце, очень похоже. Всеобщие моменты бросаются в глаза сразу — от стиля
оформления до невозможности автоматизировать некоторые рутинные задания.
Даже ограничения те же самые — невозможно просто взять и захватить владения
врага, как в «Цивилизации». Вместо этого надо стряпать претензии, намечать
мишени кампании и чётко им следовать. Шаг вправо или влево — лишняя трата сил, приводящая к возвращению статус-кво, как будто мы не за клингонов
играем, а за европейских феодалов из  Crusader Kings III. Тем не немного в  Star Trek: Infinite имеются самобытные черты, отличающие новую
космическую стратегию от Stellaris. И главная
из них — сеттинг «Астрального пути».

Поначалу интересно рассматривать битвы вблизи, но затем перестаёшь обращать на такие вещи внимание.

Поначалу интересно рассматривать битвы вблизи, но затем перестаёшь обращать на такие вещи внимание.

Фракции
получили специфические черты из сериалов, у них есть уникальные постройки,
технологии, традиции, реплики в квестах. Стартовые
бонусы более или немного соответствуют образам рас в «Следующем поколении», то
есть люди и впрямь приходят к инопланетянам с миром, а не с миром и фазером,
чем нередко грешил капитан Кирк из оригинального сериала. А вот клингоны могут
с ходу нахамить аборигенам и пригрозить вырезать всех до целого. В игру попали
некоторые объекты из Star Trek — вроде поля темпоральных искажений и банка знаний Memory
Alpha. А ещё ресурсы — так, дилитий, участвующий в реакции вещества и антивещества в двигателях
звездолётов. Но… вы уже догадываетесь, к какой проблеме это нас приводит.

Приятно,
разумеется, увидеть блеск лысины Пикара на капитанском мостике, нанять в качестве
лидеров Спока или Райкера, вверить одну из флотилий Алине Нечаевой, изучить
проект «Генезис», послать Лютера Слоана на диверсию, открыть в «Дереве
операций» события, связанные с Трой или Ла Форжем. Но как много клингонов или
ромуланцев вы ведаете в лицо и по имени? Даже если смотрели сериалы, вспомните
максимум двух или трёх. А хоть какой-то корабль этих рас без «Гугла» наименуете?
То ли дело «Энтерпрайз». А родные планеты? Земля и Вулкан-то нам известны.
Получается, что даже человеку, уважающему «Стартрек», из четырёх фракций подлинно
интересной покажется только одна — Объединённая федерация планет.

В списке лидеров Федерации настоящий парад рок-звёзд, а в Клингонской Империи широкой аудитории знаком разве что Кейлис.

В списке лидеров Федерации настоящий парад рок-звёзд, а в Клингонской Империи размашистой аудитории знаком разве что Кейлис.

Если
покопаться, можно найти и улучшения правил Stellaris.
Наконец-то нет коридоров между системами, то есть подвигаться дают прямо
от пункта А к пункту Б, а не вилять зигзагами. Вдобавок галактику пересекают
магистрали между чёрными прорехами, позволяющие быстро перебросить силы туда, куда
вам надо. Систему шпионов тоже освежили и сделали удобопонятнее. Теперь не нужны
манипуляции в меню дипломатии — вы просто нанимаете агентов, как других лидеров,
и пускаете их шкодить во владениях соседей или вести контрразведку в родимых
системах. Жаль, что таких случаев, когда сотрудники Nimble
Giant
довели до ума наследие Paradox,
раз-два и обчёлся.

Куда не
ступала нога человека

Наконец,
финальный тезис: стратегия — не самый подходящий жанр для «Астрального пути». Что
оригинальный сериал, что «Следующее поколение», что «Дискавери» — везде во главе
угла взаимоотношения героев, их поведение в критических ситуациях, а уж после
исследование космоса, войны и встречи с чужими цивилизациями. Раскрытие
персонажей придало каждому циклу особый шарм, будь то перебор с толерантностью
в новоиспеченном сериале или юмор пополам с абсурдом в старом. Кто не смотрел Original Series и не понимает, о чём
речь, пусть вспомнит «Футураму», где обыгрываются моменты первого
«Стартрека». А Зепп Бренниган — это даже не пародия, а без небольшого точная копия
Джеймса Тиберия Кирка.

Именно
такие нюансы теряются, когда смотришь на Star
Trek
с дистанции световых лет и астрономических
единиц. Вы не встретите здесь ситуаций, когда Чингисхан убивает Авраама
Линкольна, чтобы раса благоразумных камней сравнила силы добра и зла. В игре имеется
планета Эдем, но без событий третьего сезона оригинального сериала, где над
Кирком измываются хиппи, чтобы затем остаться в дураках, — это просто кусок камня
посреди пустоты. Его снабдили классом, минеральным составом, стратегическим
потенциалом, но не душой.

 Star Trek:
Infinite
выглядит как сделанный с почтением к
вселенной «Астрального пути» любительский мод для Stellaris.
Разработчики из Nimble Giant и не скрывают источников своего вдохновения.
Так что фанатам «Стартрека», особенно «Вытекающего поколения», стратегия наверняка понравится. Но не совсем ясно, зачем выкладывать свои кровные остальным ценителям
жанра, глядящим на фансервис, как капитан Кирк — на нетрезвого клингона. Куда логичнее взять комплект DLC для другой
космической игры Paradox Interactive и
получить более комплексный и многообразный опыт покорения галактики.

Плюсы: всё хорошее, что
есть в Stellaris, присутствует и здесь; добавлено несколько
самобытных решений в геймплее; ощущается эпический размах битв и миролюбивого развития;
поклонников вселенной Star Trek
ждёт
немало фансервиса; приятное музыкальное сопровождение; имеется перевод текстов
на русский, желая и сделанный кое-как — возможно, при помощи нейросети.

Минусы: всё плохое, что есть в  Stellaris, присутствует и здесь; из фракций подлинно интересна
только Федерация; много рутинных, повторяющихся миссий, особенно при контакте с
примитивными цивилизациями; в Интернете плачутся на испорченные сейвы, но я с
подобным не сталкивался.

Оценка игры