У серии SteamWorld давнишняя и богатая на эксперименты история: есть метроидвании, пошаговая тактика, ролевая карточная игра, а начиналось всё с незамысловатой tower defense для Nintendo DSi. Новоиспеченный проект шведской студии The Station под названием SteamWorld Build отлично вписывается в эту пёструю компанию: перед нами опять яркая и стильная игра в антураже стимпанкового Дикого Запада, в главных ролях по-прежнему милые человекообразные роботы, однако жанр новоиспеченный — градостроительный симулятор.
Населена роботами
Пароботы, обитающие на этой некогда цветущей, а теперь доживающей последние дни планете, желают поскорее с неё убраться. Звёзд на небе много, а места в космосе хватит всем. Дело за малым — построить необходимый для странствия летательный аппарат. Для этого придётся потрудиться — хотя будущие звездоплаватели находят шахту, в глубине которой скрыты детали ракеты, до них ещё необходимо добраться, чтобы раскопать, привезти на поверхность и собрать из этого хлама хоть что-нибудь похожее на космический корабль. В этом и заключается главная мишень кампании (впрочем, можно играть и после её достижения) — найти и выкопать шесть частей древней ракеты, забрать её топливом и убраться с умирающей планеты.
В отличие от прошлых частей, сюжету в SteamWorld Build отведена совсем второстепенная роль — оно и удобопонятно, учитывая жанр. Собственно, всё повествование здесь замыкается на пару роликов, сценки с диалогами между несколькими персонажами во пора ключевых событий и подсказки обучающего режима. В целом уровень повествования откровенно детский, даром что сценаристы попытались удивить твистом.
Здешние роботы не прочь употребить бутылочку-другую на досуге.
Копаем
На первый взгляд кажется, что геймплей здесь под стать сюжету — несложный, если не сказать примитивный. Но впечатление это обманчиво: чем больше развивается город, тем больше внимания требуют те процессы, за счёт каких он живёт. Пугаться, впрочем, не стоит, ведь проиграть здесь невозможно: максимум, что случится с вашим поселением, — это остановка в развитии.
Игровой процесс типовой: строим домики для жителей, расставляем здания, добывающие и перерабатывающие ресурсы, чтобы удовлетворять потребности наших подопечных. У пароботов есть классовая сегрегация, от какой зависит набор этих самых потребностей: если обычным рабочим достаточно воды, угля, ремонта, лавки по соседству и доступа к железнодорожной станции (она выступает центром города и местом для торговли ресурсами), то у инженеров, аристоботов и учёных комплект «хотелок» шире и разнообразнее. Зато и квалификация у них выше — без инженеров не запустить, например, самогонный завод. Это влияет на планирование застройки — являются отдельные кварталы под жильё каждого типа роботов, а при расстановке обрабатывающих ресурсы строений приходится учитывать и путевую сеть. В целом система простая и понятная.
Превратить дом рабочих в жилище инженеров можно лишь тогда, когда надобности жителей этого дома будут полностью удовлетворены.
На этом описание геймплея можно было бы закончить, если бы не присутствие подземного уровня — вы же помните, что за ракетой роботам пришлось лезть под землю? В подземном царстве свои законы, потому и игровой процесс здесь кардинально отличается от происходящего на поверхности. На самом деле, кроме непосредственно частей космического корабля, внизу немало интересного и полезного, в частности ценные ресурсы, которые роботы могут найти только здесь: железный лом, золотые самородки, рубины, нефть, вода, газ и многое иное. Их добыча происходит совершенно другим способом: их можно просто выкопать из горной породы («кубик» земли при этом пропадает, освобождая пункт), а для некоторых видов доступны жилы с бесконечным запасом. Рабочие под землёй тоже разделены по классам: шахтёры роют, старатели добывают ресурсы, инженеры строят и чинят механизмы, а охранники воюют с жуками и злыми роботами, какие выполняют здесь роль врагов.
Действовать здесь надо совсем по-другому: происходящее чем-то напоминает Dungeon Keeper, неужели что огромной руки вместо курсора нет. А в остальном очень похоже: кубическая разметка карты, непрямое управление пролетариями, постройка турелей и ловушек…
В шахтах кипит работа: скоро будем ломать блоки с враждебными роботами, и к сражению надо заблаговременно подготовиться.
Всего подземных уровней три. Чем ниже, тем сильнее враги, больше и запутаннее локация. Переключаться между слоями можно нажатием кнопки безо всяких загрузок — вышло довольно удобно, и дискомфорта эта необходимость (а без скачков с уровня на уровень не обойтись) не доставляет.
Больше не значит лучше
Что в первую очередность ждут от градостроительной стратегии? Ответ, на мой взгляд, будет вращаться вокруг следующих понятий: производственные цепочки, доступная для понимания логика событий, спокойный интерфейс и внешняя привлекательность.
Производственные цепочки в SteamWorld Build есть (хотя при первом знакомстве кажется, что это не так), но пространными их назвать никак нельзя. Большинство из них появляются ближе к завершающим этапам прохождения и, на самом деле, ломать башку над оптимизацией не заставляют — у вас наверняка и так к этому времени будет переизбыток ресурсов, поэтому можно смело лепить заводы и прочие дома как душа пожелает.
Будущий квартал для роботов-учёных — ничего лишнего, только здания, поставляющие услуги высокого степени.
Что касается понимания происходящего и интерфейса (а эти понятия всегда тесно связаны), то тут всё в порядке — в отдельном меню можно в любой момент посмотреть динамику прихода и расхода ресурсов и на основе этих этих заняться устранением недостатков, если таковые возникли. Да и в целом интерфейс здесь очень удобный что на подземных степенях, что наверху.
Не придраться и к стилистике: пусть наблюдать за жизнью горожан нет особого смысла, ибо вся беготня роботов по городу — лишь декорация, выглядит стратегия весьма мило и уютно. Не обошлось и без толики юмора, который больше всего заметен в мелких деталях.
Но есть за что и поругать разработчиков. Не буду акцентировать внимание на небольших изъянах, вроде удивительной расстановки приоритетов рабочих в шахтах — они предпочитают убирать камни с пола в последнюю очередь, что немного тормозит планирование грядущей стройки. Одна из основных проблем — желание авторов затянуть прохождение.
Ракета почти готова к запуску — осталось обождать каких-то полчаса, занимаясь ничегонеделаньем.
Город развивается по мере достижения неких рубежей, которые, как правило, завязаны на число пароботов определённого класса. Если сначала этого не замечаешь — всегда появляются новые занятия, — то ближней к концу, когда старт ракеты, кажется, уже не за горами, приходится тупо накапливать роботов-учёных для разблокировки нужной технологии, желая сами по себе эти учёные годятся лишь для пары полезных работ, а в остальном просто сидят дома и спрашивают больше и больше высокоуровневых развлечений. Этап перед запуском ракеты занял у меня едва ли не столько же поре, сколько всё остальное прохождение. Я просто включил максимальную скорость, свернул игру и открывал её раз в пару минут, когда можно было «повысить» чету домов аристоботов до жилищ учёных. Концовка и вовсе не требует никаких действий: сидим и ждём, когда пароботы заберут ракету.
Я помню, что перед нами казуальный градостроительный симулятор, но не настолько же!
На двух последних уровнях жуки и роботы будут периодически нападать на ваших шахтёров — «спавн» у них нескончаемый, поэтому лучше застроить всё ловушками и турелями, чтобы лишний раз не отвлекаться на сражения.
Что самое печальное, после первого прохождения в SteamWorld Build утилитарны нечего делать. Да, можно запустить новую игру на другой карте, но и там всё будет прежним: снова лезем в недра шахты за деталями ракеты, пока наверху вырастает огромный город. Беспорочно говоря, вторую попытку я не осилил — хватило и первой.
Тем не менее, если не требовать от игры многого, удовольствие она может привезти даже тем, кто хорошо знаком с жанром. Главное, воспринимать SteamWorld Build как развлечение на один раз — в таком случае перед нами недурная стратегия.
Плюсы: уютная атмосфера; расслабляющий геймплей.
Минусы: после завершения сюжета игра не может предложить ничего новоиспеченного; некоторые аспекты геймплея на подземных уровнях раздражают; затянутость.