Выход Beholder: Conductor сделался довольно неожиданным — после не самой удачной третьей части казалось, что серия скорее мертва, чем жива. Ещё немало удивительно было читать первые отзывы о том, что этот спин-офф «возвращает легенду в строй» и представляет собой «ту самую Beholder». Всё подлинно так хорошо?
Немного истории
Серия Beholder прошла типичный путь. Первая часть, вышедшая в 2016 году, сделалась прорывной и самой удачной. Наши соотечественники из Warm Lamp Games (это было барнаульское подразделение Alawar) сделали игру про тоталитарное страна, где главный герой, работая управдомом, чуть ли не на законных основаниях должен следить за жильцами, устанавливать видеокамеры, шантажировать, собирать компромат и стучаться, докладывая о нарушениях. Хотя можно было стараться, наоборот, поступать по совести и даже помогать оппозиции.
Во всём этом, разумеется, чувствовалось влияние Papers, Please и романа «1984», но и собственной индивидуальности хватало. Впрочем, были и проблемы — жёсткие тайминги, невозможность произвольно сохраняться, дискусионные по качеству тексты. Но благодаря своей истории, живым персонажам, нелинейным квестам и свободе выбора игра скопила ворох наград со словами «Лучшая» в названии. По ней даже выпустили короткометражку, срежиссированную людьми, которые до этого мастерили такое же кино про Papers, Please.
Так выглядела первая игра.
Через два года вышел сиквел от Warm Lamp Games. Поступок происходило всё в том же тоталитарном государстве, но мы уже играли за сотрудника Министерства, который не только рассматривал заявки граждан, но также всходил по карьерной лестнице, чтобы добраться до самой верхушки. А идти по этой лестнице можно разными путями — по башкам либо стараясь помогать.
В Beholder 2 появилось ещё больше нелинейных квестов, авторы по-другому стали работать со порой — оно превратилось в отдельный ресурс. Но также стало больше рутины и гринда. И совсем уж в это свалилась третья часть, вышедшая два года назад, — собственный обзор я озаглавил «Тирания скуки и рутины». Да и атмосфера там была уже не та — игру делали не россияне, а немцы из Paintbucket Games.

А это уже вторая.
Кондуктор, нажми на тормоза!
И вот спустя ещё три года мы получили Beholder: Conductor, какая куда ближе к первым двум выпускам, чем третья часть. Точнее, так: она стала и определённым возвращением к корням, и привнесла немало новоиспеченного. Игра впервые сделана в «пиксельной» стилистике (кстати, отлично получилось!), но при этом использует шрифты и интерфейс из первой доли.
Место действие всё то же — тоталитарное государство будущего со столицей в городе Хельмер, но мы тут отыгрываем не управдома или чиновника, а проводника в поезде. Желая судьба и жизненная ситуация предельно знакомы всем, кто играл в любую Beholder, — семья главного героя погибла (так он сам размышляет, во всяком случае), но вскоре с ним связываются то ли шантажисты, то ли оппозиционеры (а скорее, и те, и другие одновременно), предлагающие работать на них. И это как раз то предложение, от какого сложно отказаться, — они утверждают, что помогут воссоединиться с родными, которые на самом деле вроде как живы.

Стилистически это лучшая доля.
Впрочем, как и раньше, мы сами решаем, помогать «революционерам» или нет. Тем более что они вымогают деньги, а потом ещё просят провезти контрабанду. Можно согласиться и сделать это, а можно пойти разом к охранникам в соседнем вагоне и сдать их. В любом случае, как и раньше, наша главная задача — продвигаться по карьерной лестнице, чтобы получать доступ не к новоиспеченным этажам, как было во второй части, а к новым вагонам более высокого класса. А для этого мы занимаемся привычным делом — получаем деньги и авторитет тем, что проверяем граждан и частенько доносим на них.
Проверять, как вы понимаете, на этот раз нужно билеты — сравниваем ФИО, номера вагонов и купе, станции отправления и прибытия. Если заметили ошибку — выписываем штраф. Потом ещё можно подсматривать за пассажирами и даже обыскивать их вещи в поисках запрещёнки или попросту чтобы украсть и продать контрабандисту на следующей станции. Как и раньше, родное государство постоянно выпускает новые директивы с запрещениями — джинсов, зарубежных пластинок, иностранной газировки, спиртных напитков и песен. Могут даже запретить плакать. Так что компромат отыщется на всех.

Дальше мы составляем характеристики или пишем рапорты, прикладывая найденные улики, — причём рапорты приводят к аресту пассажира и утрате связанных с ним действий и квестов. Так что доносить и сажать тут нужно грамотно и вовремя. Можно, конечно, не доносить, а шантажировать нарушителя. В любом случае запачкать длани и почувствовать себя сволочью придётся, даже если будете пытаться отыгрывать совестливого и гуманного человека.
Как и в первой доли, здесь очень жёсткие тайминги (во всяком случае, в первой части игры) — все квесты и важные поступки нужно выполнить в чётко оговоренный срок. Иначе будет хуже — если не успели набрать за неделю 20 тысяч очков веса, готовьтесь за оставшееся время искать 15 тысяч денег. И вот тогда точно придётся воровать и сажать, по-иному не успеете.
Время не ждёт
Впрочем, в главных сюжетных и квестовых ситуациях наш выбор всё-таки не зависят от времени. Никто не подгоняет, когда доводится решать, позволить ли отважной женщине, устроившей нам целый спектакль, сбежать с мужем-арестантом, или задержать её, разрешить ли студенту-безбилетнику проехать дальней, согласиться ли купить коллеге-проводнику наркотики, а если да, то какие — дорогие зарубежные или дешёвые отечественные. Это лишь некоторые образцы. Правда, если согласитесь подобрать котика, то готовьтесь к тому, что вскоре об этом узнает начальник поезда и поставит срок, за какой от хвостатого придётся избавиться. Или вы его не выбросите на следующей станции?

В игре есть баги — из-за одного у меня котик помер от голодания.
В Beholder: Conductor хватает нелинейных квестов и интересных ситуаций, в которых много разных решений и всегда тестируется наша совесть. Тут разом чувствуется живая связь с главным героем, потому что на самом деле не ему, а тебе приходится решать, помогать ли рыдающей женщине, спасать ли котика. Но это лишь самые очевидные ситуации, в которых все поступят именно так, как вы подумали. А как быть с золотой молодёжью, какая припёрлась без билетов в вагон, хамит и просит найти наркоту, выпивку и женщин? Сдать охране? Но раздолбаи обещают проблемы от высокопоставленных родителей. К тому же выполнение их заданий обещает немало денег и авторитета.
А как поступать с оппозицией? Если сразу сдать контрабандистов, то это поможет решить несколько проблем, но значит ли это, что мы так и не разузнаем правду о своей семье? Нюансов и деталей, влияющих на развитие событий, много. И в этом Beholder: Conductor как раз вылита на первую часть. Всё это вызывает три желания — переигрывать, чтобы узнать, к чему приведут мои решения; посматривать в прохождения, чтобы в вытекающий раз действовать «правильно»; и в любом случае играть дальше, потому что интересно, чем это всё закончится.

Отдавать?
Недожали
Проблема в том, что всё вышеперечисленное в основном относится к первой половине игры, когда мы пытаемся заработать довольно денег и авторитета, чтобы получить повышение в следующий вагон. Вот тут есть динамика, напряжение, нелинейность. Да что говорить, если даже к телефону, когда названивает начальство, нужно успеть вовремя. И также как можно быстрее нужно проверить новых пассажиров и расстелить белье в новоиспеченном купе. И даже если мы выполняем простые поручения пассажиров («Хочу шахматный набор», «Найдите мне батарейку»), то вечно включён таймер. Это постоянно держит в тонусе.
Но после этого, во второй половине, количество интересных ситуаций и градус усилия резко снижаются. Вместо напряжения — унылое ожидание следующих событий, которое можно приблизить, если включить ускорение поре. А вместо интересных событий — нелепые и откровенно притянутые за уши ходы сценаристов, которые не нашли ничего лучше, чем «невзначай» ещё в первой половине игры отдать важный ключик в руки игрока. Как нам дальше продвинуть сюжет? Ну давайте он невзначай найдёт самый важный ключ на свете. Гениально!

Кто-нибудь хочет подглядывать? В этой игре можно!
А если выключить лирику, то, судя по всему, игра банально недоделана — слишком уж велика разница в плане качества и контента между первой и другой половинами. Отсюда и ответ на заданный в самом начале вопрос — игра действительно хороша, но она слишком неровная, чтобы сообщать о повторении успеха первой части.
Конечно, Beholder: Conductor не дотянулась до первой части. И всё же особенно ругать игру не охота. Она сделала две вещи — вернула жизнь серии и напомнила, что можно и нужно говорить с аудиторией на важные темы и будить совесть — собственно это не позволяет индустрии задохнуться.
Плюсы: интересный мир и сюжет; нелинейный и местами крайне напряжённый игровой процесс, в каком многое зависит от наших решений; множество ситуаций морального выбора; шикарный пиксель-арт.
Минусы: местами число временных ограничений зашкаливает; вторая половина игры откровенно недоделана.