Серия SteamWorld уникальна. Её события разворачиваются в одной стимпанковой вселенной, где после брани с людьми роботы (тут их называют стимботами) сформировали свою цивилизацию, но в каждой игре меняются герои, место поступки и жанр. Всё началось в 2010 году с tower defense, потом были метроидвания, пошаговая тактика, коллекционная карточная RPG и градостроительный симулятор с нотками dungeon crawler. SteamWorld Heist II -сиквел пошаговой тактики, но пункт действия кардинально поменялось — с космических кораблей мы пересели на подлодку.
И снова водный кризис
Как и в первой части, сюжет сиквела закручен кругом воды, на которой работают все стимботы в этой паровой вселенной. Но если там мы испытывали дефицит и летали в поисках H₂O между обитаемыми осколками, на какие разлетелась Земля, то здесь действие происходит на одном из этих осколков. Вода оказалась заражена болячкой под наименованием Ржавчина, смертельной для роботов.
Главный герой, капитан Ливэй, должен не только ответить на два классических вопроса, кто повинен и что делать, но и решить проблему. Попутно он хочет доказать, что достоин своей знаменитой матери, всеобщей любимицы и героини, на корабле какой мы и плаваем.
Есть в этой истории и мистика, связанная с загадочным артефактом, добытым как раз матерью, — в какой-то момент он оживает и начинает знаться с капитаном, а потом выясняется, что за этим артефактом охотятся крайне неприятные особы.
Кроме того, нам противостоят «флотские» — королевская армия, какая вроде как гоняется за контрабандистами, но на самом деле приватизирует воду, устанавливает свои порядки и наживается на этом. Есть ещё «гремучники» — здешняя нежить, культисты, которые меняют свои шестерёнки на кости и поклоняются Воде. А вот пиратов особо замечено не было, желая периодически в разговорах и упоминаются местные Карибы. Впрочем, через два стартовых региона мы попадаем в местную же Арктику.
За очки, шляпы и славу!
История в SteamWorld Heist II интересная, с колоритными персонажами и локациями и с лихими заданиями — мы, например, проникаем в закрытую темницу, штурмуем охраняемый форт, чтобы получить необходимые улучшения для корабля, и гоняемся за флагманом ради кодов доступа в затворённый туннель.
Помимо сюжета большое внимание уделяется исследованию мира. Мы ходим на своём судне между островами, отстреливаем корабли флотских, собираем раскиданные то тут, то там галлоны воды (это основная местная валюта) и постепенно очищаем карту от тумана войны.
Постепенно открываем новоиспеченные точки с заданиями и скрытые места, где можно разжиться чем-нибудь полезным, открыть магазин с редкими товарами или с модными шляпами — как и в первой доли, они не дают никаких бонусов, но могут прикрыть голову в бою и забавно с неё слетают, что вызывает искреннее возмущение и у врагов, и у наших подопечных.
Ход в некоторые места и новые регионы заблокирован по сюжету — сначала нужно получить важные улучшения для корабля, какие, скажем, помогут преодолевать сильные течения или превратят его в подлодку, что откроет новый пласт геймплея и расширит ширь для исследования. Помимо сюжетных есть и обычные апгрейды — мы вольны устанавливать на корабль новое оружие, усиленную обшивку, улучшенный двигатель и так дальше.
В баре можно также общаться с посетителями. Диалоги и персонажи попадаются весьма забавные.
Для получения всего этого необходимо выполнять миссии, собирать очки заданий, копить денежки (то есть галлоны) и набирать репутацию, которая необходима для продвижения по сюжету и открытия новых редких магазинов.
Всю возможную репутацию за миссию можно собрать, если выполнить не лишь основное, но и бонусное условие и если при этом никто не погибнет. Пытаться это сделать можно сколько угодно раз, но после успеха славу с миссии уже не получим.
А вот очки заданий можем получать каждый день, в том числе за уже пройденные. В конце дня, когда в баре отправляем утомившихся подопечных отдыхать, мы обмениваем собранные очки заданий на полезные вещи — галлоны, новое оружие и редкие кристаллы, какие нужны для открытия многих улучшений и возможностей.
В баре можно также общаться с посетителями. Диалоги попадаются весьма забавные.
Как видаете, возможностей для исследования и гринда ресурсов на новое оружие и апгрейды полно. В какой-то момент даже возникает эмоция пресыщения. Первая часть была более лаконичной, но затянутость — один из немногих минусов (и то относительный) SteamWorld Heist II.
Рикошет и мультиклассовость решают
А основной плюс — это, как и прежде, пошаговые бои в разных комплексах и зданиях (корабликом мы сражаемся в реальном времени). Они всё так же напоминают о Worms и во многом строятся на возможности убивать неприятелей рикошетящими пулями и гранатами. Мы выстраиваем ломаные линии, что позволяет доставать противников там, где их достать, казалось бы, невозможно.
Рикошетами, впрочем, дело не ограничивается. Необходимо грамотно размещать подопечных за укрытиями, использовать умения, следить за тылами и действовать быстро. Во многих миссиях неприятели через энное количество ходов врубают тревогу и начинают вызывать всё более мощные подкрепления, а на потолках и стенах являются турели. Мы должны не только выполнить основную задачу и сбежать, но и по возможности собрать добычу — за это получаем бонусы.
В цельном сражения в сиквеле стали ещё более интересными и разнообразными. Помимо новых пушек с уникальными эффектами на это повлияли расширенные возможности прокачки и мультиклассовость персонажей. Изначально специализация привязана к используемому оружию. И если снайпер возьмёт в длани дробовик, то станет лазутчиком, а если инженер сменит пистолет на топор, то будет уже бойцом.
При этом мы сохраняем возможность использовать умения прошедшего класса — для этого их нужно активировать с помощью особых шестерёнок. Выучив несколько полезных умений в новой специальности, можно обратно сменить дробовик на винтовку уже с новыми навыками. Всё это расширяет простор для экспериментов.
Сами драки сделались более масштабными и сложными, хотя баланс по-прежнему выстроен отлично — читерства со стороны врагов даже на «Ветеране» и «Элите» я не приметил. Да, они плодят подкрепления, но сбежать всегда можно.
Боссы сложные, но при должном старании вполне проходимые.
Нас же ограничивают, так, тем, что не дают проходить все задания только мощными любимчиками. Каждый боец за день может участвовать только в одной миссии, а после ему нужно отдохнуть. Поэтому важно расширять список доступных персонажей и нанимать в барах новичков, чтобы за день выполнять как можно вяще заданий и получать за это больше наград.
И вот тут можно пожурить авторов за то, что среди бойцов не так уж много действительно ярких персонажей. Ну да, есть ворона с дробовиком и огромная роботиха в розовой броне, но с циркачом, который никогда не расстаётся со своими гантелями, и трясущимся стариком-снайпером из первой доли они едва ли сравнятся.
В боях можно стравливать гремучников с флотскими.
Как и полагается отличному сиквелу, SteamWorld Heist II сделалась больше и разнообразнее, отчасти сложнее и интереснее. Ближе к финалу происходящего становится даже слишком много — но это мелкота.
Плюсы: интересный сюжет; большой мир, который полезно исследовать; расширенные возможности для прокачки всего и вся, включая корабль; появление мультиклассовых персонажей; по-прежнему шикарные тактические сражения; атмосфера уютного приключения с отличной музыкой, симпатичной картинкой и уместным юмором.
Минусы: по сравнению с оригиналом меньше ослепительных героев; игра может показаться перегруженной сражениями, особенно морскими.