Заключительные 10 лет французы из Eugen Systems делают, по сути, одну и ту же игру — стратегию в реальном времени больших масштабов, в какой можно отправить в бой те самые «тысячи единиц военной техники».
Для пехотных подразделений есть возможность выбрать тип транспорта.
Победа куётся в тылу
Как и в первой доли, решающее значение для победы имеют настройки «боевой группы» (она же колода, или deck) — набора юнитов, какие будут участвовать в сражениях под вашим командованием. Обе фракции (немецкие войска и Красная армия) разделены на дивизии, любая со своими сильными и слабыми сторонами, — всего 18 штук, по девять на фракцию. Само собой, это реально участвовавшие в тех сражениях подразделения: например, 2-й гвардейский танковый корпус РККА или 5-я танковая дивизия Вермахта.
По-прежнему с нами фазы боя: любое сражение разделено на три временных отрезка — А, B и C; первые два идут по 10 минут, а последний — до конца битвы. В отличие от первой доли, где некоторые отряды были доступны лишь в конкретной фазе, здесь игрок сам решает, когда вводить тот или другой отряд в бой. Но стоит быть внимательным: во-первых, размер колоды ограничен, во-вторых, чем позднее фаза, тем больше юнитов подаёт одна карточка отряда (а увеличение опыта бойцов, наоборот, уменьшает это количество).
Наконец, доступны четыре варианта распределения очков подкреплений, какие тратятся на «покупку» юнитов в бою: можно сделать упор на определённую фазу либо выбрать сбалансированный вариант.
В цельном в SD2 процесс составления колоды стал более гибким и разнообразным, что увеличивает требования к умению пользоваться этим сложным тактическим инструментом. Побеждать с комплектом войск, составленным по умолчанию, получится разве что в боях против неопытных новичков или самых лёгких ботов. Впрочем, стратегии от Eugen Systems вечно славились высоким порогом вхождения в мультиплеерные баталии, поэтому внимательно подбирать войска под свой стиль игры придётся любому, кто желает побед в сетевых сражениях.
Как правило, ключевые точки расположены в действительно важной местности — на высотах, дорогах и в поселениях.
До заключительного патрона
Обстановка непосредственно на поле боя тоже претерпела значительные изменения — опять-таки в сторону усложнения и повышения тактического разнообразности.
На данный момент доступны три вида сражений: «Завоевание», «Ближний бой» и «Прорыв». Первые два очень похожи и отличаются разве что обстановкой в начале схватки — в «Ближнем бою» большая часть карты уже находится под контролем обеих команд, а прямой огневой контакт происходит спустя считаные секунды после старта.
Линия фронта, появившаяся в первой доли, никуда не делась — она по-прежнему даёт возможность заставить вражеский отряд сдаться, прижав его огнём и отрезав от союзных сил или лидерского юнита. Однако бои сейчас ведутся за ключевые точки, контроль над которыми определяет победителя в сражении. У той команды, что захватила меньше подобных позиций, чем противник, начинает снижаться число победных очков. Как только оно достигнет нуля, битва будет проиграна. Чем больше перевес, тем быстрее растёт разворошив и тем более триумфальной будет победа, а вот на рост дохода очков подкреплений контроль точек никак не влияет.
Подобная система неплоха тем, что ещё больше увеличивает шансы на «камбэк» — даже доведённая до минимальных значений шкала победы не помешает твердыми действиями восстановить равновесие, а затем и вовсе повернуть ход боя в свою пользу. Понятно, что это только положительным образом сказывается на заинтересованности к игре на протяжении всего сражения — уже не будет таких ситуаций, когда одна команда теряет мотивацию продолжать бой из-за краха на старте.
«Прорыв» представляет собой асимметричный вариант геймплея: одна команда контролирует 75 % карты и вырвана обороняться, а вторая должна прорвать эту оборону. На этом отличия не заканчиваются: у защищающихся появляется возможность возводить различные полевые укрепления, от окопов и траншей до бункеров и заграждений из колче проволоки.
Линия обзора — удобный инструмент, позволяющий занять выгодную позицию.
Ещё одно важное нововведение, какое позволяет расширить тактические возможности, — это появление командирских отрядов и цепочки командования. Лидерские юниты, в установленном радиусе не позволяющие союзникам сдаться и дающие им плюс к характеристикам, знакомы ещё по первой части, но появился и новый тип командиров. Это уже «штучный товар» — их может быть не вяще одного для каждой фазы, — однако значение командиров трудно переоценить. Каждый такой отряд на дистанции 1 500 метров от себя увеличивает бонусы лидерских юнитов, а те, в свою очередь, могут передавать это преимущество иным лидерам ещё на километр.
Построение подобной цепочки командования может оказать решающее влияние на ход боя, а уничтожение командира или разворошив этой цепи становится важной целью для противника.
Масштабы боёв по-прежнему впечатляют: десятки танков могут поладить во встречном бою даже на узком участке карты, а сражения с участием нескольких игроков в каждой команде позволяют ощутить тот самый размах, какой был присущ реальной операции «Багратион». И всё это — без особого ущерба красочности, которую можно оценить при максимальном приближении камеры — разумеется, если у вас найдётся время, чтобы этим заниматься. Динамика происходящего такова, что отвлекаться на рассматривание отдельных юнитов попросту некогда.
Как и в первой части, интерфейс получился несколько неудобным — особенно раздражает отсутствие внятных уведомлений о значительных событиях. Поэтому, как ни странно, проще воевать в больших сражениях с несколькими игроками на стороне. В этом случае у любого своя зона ответственности в виде сравнительно небольшого участка фронта, уделять внимание которой куда несложнее, чем следить за обстановкой на всей карте при схватках один на один.
Примерно так выглядит та самая chain of command — цепь командования.
Мой генерал
За кадром бета-теста пока осталась одиночная игра — вероятно, её покажут на одном из завершающих этапах тестирования, а пока информацию можно почерпнуть из весьма подробных дневников разработчиков. Большенное внимание будет уделено динамической кампании, представляющей собой отдельный пошаговый режим «Генерал армии».
Тут придётся не только воевать в тактических сражениях, но и найти применение своему стратегическому гению. Более того, от прямого участия в боях можно отказаться, доверив расчёт каждой схватки компьютеру, а самому сосредоточиться на более масштабных решениях. Придётся заниматься рекогносцировкой, снабжением, размещением ударных групп на нужных участках фронта, принимая во внимание рельеф местности и конфигурацию огромной стратегической карты размером 150 квадратных километров. Нам обещают полноценную пошаговую стратегию, какую можно рассматривать как отдельную игру, но смогут ли разработчики сделать этот режим интересным?
Ещё один вариант для тех, кто не желает долго набивать шишки в сетевых боях (опять повторюсь, что мультиплеер здесь не для слабаков), — это «Исторические битвы». На релизе будут доступны шесть особых сценариев, отданных реальным сражениям операции, происходившим в первые две недели начала наступления. Хотя этот режим будет доступен и для совместной игры по Сети, скорее итого, он вряд ли будет привлекателен в мультиплеере — набор отрядов здесь строго фиксирован, а в командах, как правило, различное число участников (так, один против двух).
Подобных эпичных кадров навалом в каждом бою, но любоваться ими лучше во время просмотра повторов.
***
На этот момент Steel Division 2 выглядит как хорошо проведённая работа над ошибками первой части. Большее внимание одиночной кампании, переработка принципа составления колод, с облику небольшие, но довольно существенные по сути изменения в тактическом геймплее — всё это должно сработать на повышение привлекательности как для новичков, так и для тех, кто уже давным-давно является поклонником стратегий от Eugen Systems.
Но дьявол, как всегда, в деталях. Чтобы игра жила, а эти самые обожатели не вернулись к ожиданию четвёртой Wargame, споткнувшись о проблемы с балансом (за что сейчас часто ругают последний «варгейм» — Red Dragon) или скудность контента, к тому же распяленного на несколько дополнений (а это уже камень в огород первой части серии), разработчикам придётся хорошенько потрудиться.
Именно этим они сейчас и занимаются: сообразно последним новостям, релиз откладывается уже во второй раз — теперь выход SD2 должен состояться не 2 мая, как планировалось ранее, а 18 июня. Вином тому, по словам Eugen Systems, стала необходимость довести до нужного состояния тот самый многообещающий режим одиночной игры «Генерал армии».