История создания Storyteller тянется ещё с позапрошлого десятилетия. Аргентинский разработчик-одиночка Даниэль Бенмергуи (Daniel Benmergui) занялся проектом аж в 2009 году, а в 2012-м получил награду за инновации на крупном инди-мероприятии Independent Games Festival. Однако что-то пошло не так, из-за проблем в собственной жизни планы изменились, так что в 2015 году Бенмергуи был вынужден забросить разработку. Со временем он к ней вернулся — почти два года назад выпустил демоверсию, а сейчас и полную, изданную при поддержке Annapurna Interactive. Когда смотришь на игру, зная её предысторию, не совсем понимаешь, на что собственно были потрачены все эти годы.
Заполняя пробелы
В Storyteller мы становимся писателем — получаем книгу с пустыми страницами и основываем истории. Не абы какие, а соответствующие описаниям. Всего здесь 13 глав, в каждой из которых по три или четыре сцены, а все страницы поделены на несколько ячеек. Наша задача — расставлять локации и персонажей таким образом, чтобы из пары картинок уложился заданный сценарий. Затем можно переходить к следующему испытанию.
К примеру, в сюжете «Изабель снова выходит замуж» нам подают не только Изабель, но и ещё двоих героев. Очевидно, с кем-то она должна сначала расстаться, а потом, в последнем кадре, — сразиться новую свадьбу. Локаций четыре, в том числе комнаты с ядом и вином, — судя по всему, судьба у супруга незавидная. Рассказы тут мрачные — много убийств и предательств, а ближе к финалу чуть ли не инцест появляется.
Не всегда сразу понятно, для чего необходимы те или иные сцены и локации (например, «вино»), но методом проб и ошибок находишь ответы.
С главной проблемой Storyteller сталкиваешься ещё в начине — трёх или четырёх испытаний в одной главе очень мало. Первые два обычно разминочные загадки, призванные либо разъяснить механику, либо познакомить с героями, поэтому щёлкаешь их как орешки. Да и следующие ситуации не намного труднее — мало того, со порой они начинают сильно походить друг на друга. Когда в условии в очередной раз видишь, что дворецкий кого-то убил, первые кадры расставляешь достоверно так же, как и в прошлых загадках с его участием.
Засилье сцен с одними и теми же героями делает головоломки слишком лёгкими. Королева вечно правит страной, барон всегда хочет занять её место, рыцарь всегда готов спасать королеву — декламируя условия, в уме сразу расставляешь около половины кадров, остаётся лишь заполнить пробелы. Временами Storyteller предлагает несколько решений одной загадки — когда проходишь испытание в первоначальный раз, под изначально заданным условием появляется ещё одно. Например, вы отравили кого-то, а вам предлагают пройти ту же головоломку без убийств. Но таких моментов весьма мало — в некоторых главах их вообще нет.
Пустота
Подобные бонусные пазлы могли бы увеличить скромную продолжительность игры — на прохождение итого, что здесь доступно, тратишь чуть больше часа. И то возникает ощущение, что разработчик выдавливал из себя последние загадки, — так странно они выглядят. В 12-й главе начинаются семейные разборки: в первых кадрах нужно поставить двух персонажей товарищ напротив друга, чтобы один говорил другому, что он его отец или мать. Если до этого комиксы хоть немножко смахивали на сказки с иллюстрациями, то это уже совсем ерунда. А некоторые любопытные идеи автор быстро забрасывает — например, эпизодов с вампирами и оборотнями раз, два и обчёлся.
Сама идея-то недурная и оригинальная, и из неё можно выжать много интересного. Мне сразу вспомнилась восхитительная Gorogoa — её тоже можно было упрекнуть в небольшой продолжительности, но там было столько блистательных идей, связанных с перетаскиванием кадров, что не терпелось увидеть следующую головоломку. Или Unpacking, где занимаешься вроде бы одним и тем же, но каким чудесным манером в ней параллельно рассказывается история (можете, кстати, почитать об этом здесь!). В Storyteller же основная механика никак не развивается — что на первом степени передвигаешь персонажей к ячейкам, что на последнем. Да и истории здесь нет — на финальной загадке игра просто заканчивается.
Ячеек может быть как три, так и восемь, но не вечно все они оказываются нужны. А вот среди персонажей и локаций нет никого и ничего лишнего.
Похвалить игру стоит за оформление. Прекрасная книга с очаровательными иллюстрациями, приятные звуки при перетаскивании локаций и людей, классическая музыка на фоне — всё сделано пять. Версия для Nintendo Switch поддерживает управление нажатиями — и перелистывать страницы можно таким образом, и взаимодействовать с объектами. Но даже визуальный манера со временем приедается из-за нехватки необычных ситуаций и персонажей.
Зачастую игры, изданные Annapurna Interactive, охота рекомендовать всем и каждому. Но бывают и промахи вроде Maquette и — как оказалось — Storyteller. Совсем уж плохой её не назовёшь, но разочарованием она для меня достоверно стала. Дело не столько в малой продолжительности, сколько в излишней простоте геймплейных механик. Не верьте описанию в Steam, какое обещает возможность «придумывать свои истории», — ничего своего тут не придумать, а среди сюжетов, которые есть, вдали не все интересны.
Плюсы: оригинальная идея; симпатичный визуальный стиль; версия для Switch поддерживает управление нажатиями, пять подходящее такой игре.
Минусы: весь контент можно посмотреть за час с лишним, а бонусных испытаний очень немного; основная механика не получает развития; некоторые истории похожи друг на друга, а часть персонажей и локаций используются итого пару раз.