Живо для платформы:
Марио, Баузер и Пич — простая шведская семья.
Живо для платформы:
Марио, Баузер и Пич — простая шведская семья.
Но порой эти принципы рушатся. И Марио больше не водопроводчик. Официально. Сейчас его социальное положение примерно соответствует заглавному персонажу кинофильма «Большой Лебовски». Лишив героя профессии, в Nintendo разрешили поэкспериментировать и с его идентичностью. Поэтому злой черепаходракон Баузер тут похищает не только принцессу Пич, но ещё и волшебную живую тиару, а разыскивать эту парочку итальянец отправляется вместе с не менее живой шляпой Кэппи, какая позволяет перевоплощаться в любого более-менее крупного врага.
Смена обличий — не новоиспеченная идея для сериала. Ещё в Super Mario Bros. 3 можно было сделаться летающим енотом или быстро плавающей лягушкой. Но в Odyssey эта история доведена до своего предела, потому что задачки на здешних степенях зачастую решаются только за счёт превращений. Надо победить огромную пропасть? «Зашляпим» живую пулю со злобным оскалом и живо перелетим. Как расшибить особо прочную сырную горную породу? Конечно же, сделаться черепахой — метателем молота!
Больше пятидесяти превращений гарантируют, что невесело не будет. Тут можно устроить башню из дюжины грибочков-гумб и подкатить к гумбе-женщине, чтобы получить «лазурную луну». Можно превратиться в танк и с криком «Русские не сдаются!» организовать в волшебном мирке филиал Call of Duty. Очутиться в двухмерной фреске, выглядящей достоверно как первая Super Mario Bros., и вернуть свой «когда-там-у-вас-появилась-Dendy»-й год. Или попросту сесть на модный мопед Vespa и устроить гонки с тираннозавром. В всеобщем, всё, что касается способов достижения цели — бесподобно.
«Голубая месяц всему виной…»
А вот то, что про сами цели, — уже не так ясно. Основная сюжетная скрепа — желание Баузера жениться на принцессе. Чтобы сразиться свадьбу, надо собрать по миру множество вещей — от многослойного торта и платья до букета нареченной и праздничного блюда. Поэтому безработный и его кепка летают за подлецом по разным королевствам на космическом корабле «Одиссея». И чтобы чудо техники в облике шляпы летело дальше, в каждом королевстве надо находить энергетические месяцы.
Эта система тоже не нова — точно так же Марио шёл вперёд в любом своём трёхмерном походе. В Odyssey из миров-королевств решили сделать модные нынче «песочницы». Наш аппарат приземляется посреди водопадов, пустынь или снегов — и подавай, геймер, бегай, ищи светила. Чаще всего волшебные полумесяцы запрятаны понезапятнаннее кощеевой смерти. Их хочется искать и находить, не находить и не сдаваться. Порой, решив задачку после многих попыток, ощущаешь эмоция, близкое к счастью.
Но много лун лежит если не совсем на пути, то рядом с ней. Порой квесты сделаны совсем для детей: обратились в летающую гумбу — допорхали до одного уголка карты, допарили до иного — плюс две луны. Для детей (а также фанбоев) прицеплена и смена костюмов. Геймплейной нагрузки они почти не тащат, разве что иногда вас пустят на специальный квест лишь в униформе строителя или исследователя.
В цельном дизайн уровней и разнообразие задач выдерживают очень рослый уровень — ни в сюжете, ни после него мне не хотелось отложить Switch, желая я собрал больше двух сотен звёзд для этой отзывы. А уж те зоны, что получились с вдохновением, например царство еды с итальянскими нотками или самурайская цитадель Баузера, запоминаются надолго. И разумеется, в сериале ещё не было таких обширных пространств для исследования.
Но не все королевства тянут на верхушку гейм-дизайна. Некоторые, типа снежного, так и вовсе не «песочницы», а итого лишь «хаб», ведущий в не связанные между собой комнаты с простенькими заданиями. Иные — совсем крошечные и служат только для одной битвы с «боссом», желая их можно было бы развить в прекрасные пространства для исследования.
Мой собственный фаворит — Паровые Сады с абсолютно гениальной мелодией и обращением в овощи.
Пожалуй, в Nintendo и хотели мотивировать вас облазить любой закоулок. Пробежать сюжетную кампанию можно часов за шесть. И это будет самая легковесная из частей Super Mario. Контента при этом хватит на все шестьдесят. «Постгейм» обнаруживает новые королевства и гигантское количество лун, возможность влезть в шкуру иного классического персонажа вселенной, усложнённые версии «боссов» и попросту хардкорные испытания реакции. Всё это волшебно, игра буквально вырастает у вас на глазах, становится лучше с любым проведённым после решающей битвы часом.
Но, к сожалению, углубившись в забавы после финальных титров, разработчики не уловили один значительный тренд. Если семь — десять лет назад, во времена дилогии Galaxy, было весьма даже круто сделать небольшую кампанию и огромные шири для исследования мимо неё, то сейчас, особенно после всяких Breath of the Wild и «Ведьмака 3», ситуация, когда сюжетная канва не совершенно вписана в исследования, радует уже не так. Да, Odyssey использует фирменный зачисление Nintendo — привлечь ваше внимание какой-то мелочью и сделать из этого мини-квест. Но этот зачисление, как единственный финт футболиста, уже все успели выучить.
И что, к большому сожалению, видать, в одиссею Марио собирали в спешке. Про это говорят и очень различные по качеству королевства, и мелкие технические проблемы, и непродолжительность сюжетной ветки. Но такое решение было безотносительно верным, ведь в прошлом поколении отменная Super Mario 3D World показалась слишком поздно, когда Wii U уже многие успели похоронить. А сейчас платформер, какого ждёт каждый обладатель Switch, вышел буквально сквозь полгода после старта консоли.
Городское королевство мощнее всего пиарили, но, увы, оно получилось не настолько огромным и красивым, как могло показаться.
Да, технические проблемы тут тоже случаются. Графика там-сям (смотрите скриншот выше) напоминает про Super Mario Sunshine, а ей ведь недавно исполнилось пятнадцать лет. Дополняют дело небольшие баги с тенями и не самые симпатичные «лесенки» на персонажах и декорациях — хотя герои более детализированы, чем в недавней Mario + Rabbids. Отдельные текстуры открыто взяты из запасников по второму разу, просторы порой выглядят пустовато, а потому картинка в всеобщем не сильно ушла вперёд по сравнению с Wii U.
Конечно, есть тут и шикарная водичка с бликами и переливами, симпатичные эффекты освещения, но в целом мультипликационный стиль не позволит обладателям Switch хвастаться «графоном». Зато игру можно запросто показать любому товарищу, просто отдав ему один из контроллеров Joy-Con. В режиме для двоих другой человек управляет Кэппи, и это просто отличный вариант для кооператива, если у вас есть ребята или младшие братья-сёстры.
В варианте для одного нам слегка навязывают управление движением — с его поддержкой можно быстрее карабкаться и (по идее) проще выполнять отдельный из бросков шляпы. Но на деле ваши выпады распознаются не вечно идеально и с помощью обычного геймпада контролировать пируэты Марио гораздо спокойнее. Я уделяю этому целый абзац, потому что, как и всегда, тут есть задачки, так получение лун в забегах с черепахами, что требуют практически идеального контроля над героем. «Одиссея» лишь в своей основе ребяческая — собрать всё и вся смогут лишь настоящие мастера.
Nintendo ведает, что делать с вашими деньгами!
***
В высшей лиге платформеров для Odyssey зарезервировано почётное пункт. Только не рядом с гениальными Super Mario 64 или Galaxy, а на степени Super Mario 3D World. То есть игры, которая не основывает ничего принципиально нового, а просто достойно использует и развивает то, что сделано до неё. Для обладателей Switch это ещё один обязательный к приобретению эксклюзив и мощнейший аргумент в прок консоли, но, чтобы считать Odyssey лучшей в сериале, надо хорошенько позабыть предыдущие приключения бывшего водопроводчика.
Плюсы: блестящая идея с обращениями и шикарная её реализация; самые большие открытые пространства в сериале; весьма много контента; после сюжетной линии приключение становится даже лучше, хардкорнее, многообразнее, растёт вместе с вашими умениями; очень приятный фансервис — от 2D-уровней до костюмов, персонажей и королевств.
Минусы: видать, что проект делался в спешке, поэтому местами то графика отстаёт, то качество вселенных и заданий.