Живо для платформы: . Впрочем, не всё столь грустно в индустрии развлечений: судьба любит подкидывать иным счастливчикам другой шанс на успех.

Так до поры до времени среди относительно безвестных аутсайдеров жила и Yakuza, гангстерская драма с элементами экшена и JRPG. Популярная на Восходе, но некогда малоизвестная на Западе серия долго носила ярлык GTA-клона, ведь именно такую репутацию ей создали рекламная кампания и пресса пор PlayStation 2. Плевать, что из общего с блокбастерами от Rockstar у детища Тосихиро Нагоси (Toshihiro Nagoshi) была лишь криминальная тематика: раз есть условный отворённый мир и организованная преступность, значит, косят под Grand Theft Auto, как было принято в начале нулевых.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Окончательно освободиться от дурной славы игре удалось лишь с выходом Yakuza 0 в 2017-м. Удивительный приквел открыл публике очи: кто бы мог подумать, что за ширмой суровых триллеров всё это время скрывались произведения поистине разнообразные, в которых есть место всему – брутальным свалкам, комедийным скетчам, даже менеджменту хостес-клуба с порноактрисами в качестве приглашённых гостей. После длительного забвения за пределами Края восходящего солнца серия внезапно обрела неслыханную известность. И вместе с ней, как водится, народную любовь.

Но как бы хорошо дела ни обстояли на Закате, в целом продажи Ryu ga Gotoku уже много лет шли на спад. Что поделать, SEGA поставила сериал на поток, и даже самые преданные обожатели начали потихоньку уставать от знакомых улочек да кочующих из части в часть PS2-ассетов. Поэтому разработчики принялись экспериментировать: скопили движок Dragon Engine с упором на реалистичную физику, взялись за спин-оффы по мотивам других известных IP и объявили седьмую доля с абсолютно новым протагонистом в центральной роли – а старого, Кадзуму Кирю, красиво проводили на покой.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Казалось бы, ничего особенного, подобные метаморфозы случались и ранее. Но тут-то фанатов ждал сюрприз – как выяснилось, вместе с героем в Yakuza: Like a Dragon (цифра 7 потерялась в процессе локализации) приметно изменился и геймплей. И вполне ожидаемо из-за этого приняли сиквел отнюдь не все: дескать, Yakuza больше не Yakuza, свежие механики чистосердечно плохи, да и вообще седьмая часть – какое-то надругательство над славным брендом. Здравая критика или обычные преувеличения? Если вкратце, чуточку первого и много-много второго.

Потому что мы банда

Одним не столь отличным январским утром судьба криминального семейства Аракава повисла на волоске. В новогоднюю ночь один из членов группировки хладнокровно уложил высокопоставленного якудза, тем самым поставив весь свой клан на грань мафиозной войны. Не видя иного выхода из ситуации, глава семейства, Масуми Аракава, просит своего самого верного подчинённого уйти из организации и взять вину на себя. Итибан Касуга, коллектор посредственнее руки, не моргнув глазом соглашается – и отправляется за решётку.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Долгих 18 лет спустя Касуга наконец-то попадает на волю, однако вместо почестей и похвал за отсидку он получает лишь пулю в сердце от собственного босса и пункт на помойке где-то в Иокогаме. Что же произошло, пока бедняга сидел в тюрьме, и почему некогда справедливый мафиозный патриарх обратился в безжалостного монстра? Раненый, но не сломленный, Касуга отправляется на поиски ответов… и нечаянно ввязывается в битву за будущее Японии.

Многообещающая завязка, любопытные персонажи и, как обыкновенно, недурственная постановка кат-сцен – что ни говори, Yakuza: Like a Dragon удаётся заинтересовать с первых же минут. Но куда вяще сценария поначалу интригуют те самые инновации, споры о которых за последний год заполонили Интернет. Неужто серию обратили в стратегию? В шутер? Или головоломку «три-в-ряд»? Не совсем.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Теперь Yakuza – полноценная JRPG. Буквально с первой драки привычный по предыдущим долям экшен уступает место боевой системе, частично навеянной Dragon Quest, – магия, партия из нескольких героев, автобой и прочие атрибуты жанра прилагаются. Для кого-то заключительнее предложение наверняка прозвучало как повод пройти мимо Like a Dragon и лишний раз установить Sleeping Dogs, однако не стоит погребать серию раньше времени.

Секрет успеха, как это часто бывает, в исполнении. Глядя на скриншоты, конечно, можно поразмыслить, будто авторы просто-напросто скопировали пошаговые битвы из других сериалов, поставили вместо фэнтезийных мобов цветастых хулиганов, но нет, всё куда занятнее. Ryu ga Gotoku Studio отнюдь не «позаимствовала» посторонние механики – скорее, вдохновилась знакомыми идеями и изобретательно адаптировала привычные концепции под нужды своего экшен-сериала. Вышло весьма недурно.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Объясняется творящееся на экране безумие (и резкие трансформации обычных людей в причудливых клоунов) фантазией Касуги: он фанат Dragon Quest, и этим всё произнесено.

Саму суть битв, разумеется, дизайнеры оставили без правок: есть Итибан и его напарники, есть злодеи, каких надо поколотить. Чем поколотить? Тут уж как угодно: в распоряжении команды простые атаки, и требующие ману суперприёмы, и различные объекты (от гранат до настольных ламп). Со временем в арсенале даже появляются уникальные помощники, за вызов которых надо платить денежки, – но это уже скорее излишества, которых лучше беречь до особо серьёзных боссов. Действуют участники боя строго по очередности, а та определяется характеристиками персонажей: наиболее ловкие могут даже браться за оружие два раза подряд, если повезёт. Словом, классика.

Что выделяет Like a Dragon из великого массы других игр жанра, так это изюминки. Например, здесь, в отличие от какой-нибудь Persona, во время стычек что герои, что антагонисты всегда в движении: неспешно нарезают круги вокруг «добычи», ломают стоящую на пути мебель, падают как кегли после особо мощных пинков, порой даже бьют пробегающих мимо соперников, отменяя им тем самым ход. Мелочи, однако с такими штрихами рядовые схватки с гопниками каждый раз ощущаются динамично и в какой-то мере даже непредсказуемо: никогда не знаешь, какие кренделя скинут ИИ и кособокий Dragon Engine на этот раз.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

«Бестиарий», даром что практически целиком состоит из людей, весьма яркий. Алкоголика, мусорные мешки на ножках, безумные учёные, эксгибиционисты – кого только не встретишь на улицах Японии!

С суперприёмами тоже стали по уму – многие из них оформлены в виде QTE а-ля Mario & Luigi, и, чтобы усилить какое-нибудь «заклинание», от игрока требуется налегать на кнопки. Аналогично с идеальным блоком: коли лень тратить целый ход на оборону, можно попытаться вовремя подняться в защитную позу – если повезёт, боец получит немного меньше урона. Если нет – эх, удачи в следующий раз, благо злодеев в Японии очень-очень немало.

У новой боевой системы масса тонкостей и неочевидных штрихов, которым неплохо было бы посвятить ещё десяток-другой строк, однако основное, что надо сказать о драках в Like a Dragon, – даже с учётом пошаговости они почти никогда не ощущаются занудными или неторопливыми. Отчасти это заслуга описанных выше механик, но больше всего восхищают постановка, бодрая музыка и в целом весьма толковая работа камеры: даже с условностями жанра многие поединки по-прежнему смотрятся как экшен-сцены из дорогостоящего кино.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Помимо типовых характеристик, вроде атаки и защиты, по ходу истории Касуга развивает черты характера: это усиливает отдельные зачисления и повышает сопротивляемость разным статус-эффектам.

Ещё одно очевидное заимствование из RPG – система классов. Несмотря на довольно оригинальное оформление (герои шагают на биржу труда и отвечают по доступным вакансиям), функционирует она более-менее привычно: каждая специализация открывает персонажам доступ к уникальному оружию и комплекту заклинаний. Нужен медик? Пусть одна из девушек заделается поп-идолом и лечит союзников своим чарующим голосом. Спешно требуется маг? Должность предсказателя тут как тут, главное – не забыть купить хрустальный шар потяжелее. При желании можно чередовать разные облики работы и получать за это бонусы к характеристикам, но пройти сюжетную кампанию не составит труда и какой-то одной профессией.

Наконец, заключительнее важное нововведение – наличие постоянных напарников. Да-да, в отличие от Кадзумы Кирю и других предыдущих протагонистов, Итибан Касуга мешается в дела организованной преступности только в компании своих лучших друзей, коих всего шесть. Что приятно, каст Like a Dragon на раритет разговорчивый и харизматичный: союзники действительно ощущаются как люди, а не как болванчики, на которых надо вешать броню. У приятелей Касуги есть и заинтересованности, и внятные образы, страхи, предпочтения, мечты – и знакомство с ними поближе всячески вознаграждается в геймплейном отношении. Вечно бы так!

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Выстраивание взаимоотношений в команде напоминает одновременно Dragon Quest и Persona – из первой пришли комментарии на все случаи жития, а влияние второй ощущается в уникальных сайд-квестах, по одному на каждого персонажа.

В остальном, если ненадолго отвлечься от RPG-механик, седьмая Yakuza продолжает почины предыдущих частей. Как и раньше, от длинной, мрачной и драматичной сюжетной линии геймеры могут отвлечься на самые различные увеселения, включая побочные задания и уникальные мини-игры.

С первыми всё в целом привычно по меркам сериала: Итибан то и дело влипает в комичные ситуации, помогает немощным, избивает битой карикатурных и не очень мерзавцев. Хотя практически все истории как минимум неплохи, есть у них одна удивительная черта – в них почти никогда не фигурируют друзья главного героя. Казалось бы, отличный повод представить напарников в неожиданном свете, но отчего-то все они моментально испаряются, стоит делу запахнуть жареным. Хоть в драках помогают – и то хлеб.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

По части мини-игр всё немножко занятнее: помимо стандартного набора (караоке, бейсбол, гольф и так далее) в Like a Dragon появилось много оригинальных забав. Взять, к образцу, просмотр занудного кино в компании назойливых баранов и редких-редких петухов – каждый наверняка попадал в подобную ситуацию. Или невообразимо увлекательный сбор мусора наперегонки с очень-очень агрессивными бомжами. Локация всего одна, уровни сложности воздействуют на происходящее мало, зато сама идея и исполнение весьма очаровательные – жаль, что в жизни обмен бутылок на копейки течёт не так весело.

Но это так, прелюдия. Куда больше внимания авторы уделили гонкам в духе Mario Kart и управлению собственной корпорацией. Картинг, увы, немножко разочаровывает: трассы простенькие, управление корявое, а контента маловато – до высот какой-нибудь Crash Team Racing весьма далеко. Зато менеджмент на удивление хорош, особенно по сравнению с его аналогом из Yakuza 0. Покупка предприятий, наём кадров и регулярное повышение их квалификации, встречи с акционерами – поразительно, как в дланях Ryu ga Gotoku Studio невероятно скучные, казалось бы, вещи превратились в яркие и затягивающие события. Тем печальнее, что сюжетная черта, красной нитью проходящая сквозь всю эту побочную забаву, на редкость банальна: опять какие-то алчные богатеи унижают неимущих и больных, опять спасти положение может только новичок в большом бизнесе. И, что самое странное, Касуге даже не подают поколотить негодяев лично – разве только вербально.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Короче говоря, Yakuza всё ещё Yakuza злым языкам вопреки: даже несмотря на новоиспеченную боевую систему и усиленный упор на RPG-элементы, Like a Dragon не отходит от канонов сериала. Но высший балл, увы, новейшее детище Ryu ga Gotoku Studio всё же не завоевало – хотя задел на то был, как ни крути.

Армия губок

Подобные эксперименты редко оказываются на сто процентов удачными – серьёзные правки в формуле так или по-иному вызывают серьёзные последствия. Особенно когда разработчики 14 лет кряду шлифовали один тип геймплея, а потом вдруг перекинулись на другой. И хотя в целом свежие механики работают как подобает, особенно во время драк с рядовыми бандитами, по ходу сюжетной черты в крепкой на вид броне начинают появляться трещины.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Самая очевидная беда Yakuza: Like a Dragon – это поединки с боссами. Если вкратце, они монотонные. Понятно, сложно придумать что-то этакое, когда в качестве злодеев выступают мафиози да политики, но даже с подобной обмолвкой хвалить их тянет только за постановку. Да и то не всегда.

Абсолютное большинство гангстеров просто ведут себя как «танки» – запугивают длинной линейкой здоровья, лениво машут кулаками, наносят немного урона и редко-редко пытаются навести на партию шальной статус-эффект. Сложности в подобных битвах, как правило, нет, и чувствуют они не мастерство тактика, а терпение.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Распространяется вышесказанное далеко не на всех: есть в седьмой Yakuza пара толковых антагонистов – с отчетливыми фазами и любопытными приёмами, которые надо запоминать. И всё бы ничего, если бы не одно дурацкое но: нокаут Итибана приравнивается к проигрышу боя и ведёт к нужды начинать его заново (заплатив предварительно деньги из кармана). Даже если у команды есть свой медик с десятком аптечек. Подобный ход можно оправдать сюжетно: дескать, если Касуга валяется без сознания, его фантазия не работает и вся эта пошаговая механика не имеет резона, однако утешение это в лучшем случае слабое. Особенно с учётом неблокируемого «инстакилла» в арсенале одного из финальных боссов.

Неожиданные Game Over – отнюдь не единственное слабое место боевой системы, просто одно из самых раздражающих. Притязания можно предъявить к не очень эффективным и уж больно коротким бафам-дебафам, излишней сопротивляемости некоторых врагов определённым штурмам и слишком низкому приросту урона, если бить по их слабостям. С последним ситуация обратная той же Persona: если там попадание в уязвимость порой гарантировало победу (или подавало лишний ход), тут это зачастую что об стенку горох.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Некоторые заклинания могут задевать сразу несколько целей, но из-за всегда двигающихся туда-сюда мобов сложно подгадать момент.

К относительно короткому списку упущений можно добавить и жиденький постфинальный контент. Его, увы, толком не завезли: после прохождения кампании является лишь один особо сложный забег по Миллениум-тауэр в компании невероятно живучих охранников. Что, одолели и не вспотели? Сейчас можно устроить ещё один марафон по тем же локациям и с теми же мобами… 99-го уровня. Это с учётом интегрированного в западный релиз DLC с новоиспеченными уровнями сложности, если что.

И наконец, самое обидный повод для критики – неровный сюжет. Он в целом хороший, однако ближней к финалу начинает терять запал. Первые 10 глав выстроены без малого идеально: сценаристы нагнетают интригу, впрыскивают ярких героев, без стеснения и в красках говорят на актуальные темы – такое высококлассное кино просто любо-дорого глядеть. Увы, как только авторы раскрывают все карты, история потихоньку превращается в обычную для Yakuza мыльную оперу с кулаками. Пять разыгранную, когда надо трогательную и надрывную, но всё же не достающую до высот некоторых предыдущих частей.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Всё это, впрочем, скорее прицепки, показатель того, что Ryu ga Gotoku Studio ещё есть куда расти. Для первой попытки сделать из динамичного экшена пошаговую JRPG у команды вышла очень даже недурственная игра – не какая-то неведома зверушка уровня печально известной Dead Souls. А если ещё учесть десятки отсылок к Dragon Quest и невообразимо умелое переосмысление знакомых по разным сериалам механик, так Like a Dragon вообще сложно в чём-то упрекать – боссы не весьма, зато всё остальное-то о-го-го!

***

Среди знатоков Yakuza бытует мнение, что на нечётные выпуски криминальной драмы наложено анафема. Оригинал коряв. Триквел неимоверно глуп. Пятая часть, даром что масштабная, потонула в море амбиций и путающегося в собственных шнурках сюжета. Потому, когда Ryu ga Gotoku 7 внезапно и очень резко сменила направление, кто-то наверняка списал её со счетов. Что ж, теперь можно произнести совершенно точно – зря.

Yakuza: Like a Dragon обзор игры

Вне всяких сомнений, Yakuza: Like a Dragon далека от идеала: по меркам жанра в ней хватает обидных недочётов, что-то надо подвести, кое-что и вовсе убрать с глаз долой. И в то же время игру и её разработчиков тянет не ругать, но хвалить. Не только потому, что они храбро попытались вывести закостенелый сериал в новое русло, но и потому, что им в целом это удалось. Они сумели сделать нестыдную, изобретательную, очень-очень душевную JRPG, сочетающую лучшие находки классики и в то же пора уникальную.

Плюсы: увлекательный сюжет и интересные персонажи; бодрый геймплей; любопытное переосмысление правил и находок жанра JRPG; отличные саундтрек и лицензированная музыка; обилие многообразного контента; неплохой английский дубляж; DLC с уровнями сложности и New Game+ в комплекте.

Минусы: посредственные боссы; редкие, но весьма раздражающие промахи гейм-дизайна; слабый «постгейм»; по-прежнему глючный (но уже хотя бы стабильный) Dragon Engine.