Игры серии Tales весьма редко получают крупные сюжетные DLC, да и Bandai Namco изначально утверждала, что для Tales of Arise дополнений не будет. Однако, если веровать издателю, фанаты игры очень сильно просили разработчиков продолжить историю. В DLC Beyond the Dawn мы вновь правим Шион и Алфеном и пытаемся исправить последствия того, что случилось в финале позапрошлогодней JRPG.
Осторожно, спойлеры концовки Tales of Arise!
Целое целое
Оригинал рассказывает о двух конфликтующих мирах: на стороне добра — планета Дана, а на стороне зла — Рена, чьи бойцы поработили даниан и сделали их жизнь невыносимой. В финале истории два мира объединились — теперь это одна планета, обитатели которой не были готовы к такому раскладу и пытаются привыкнуть к новым условиям. Некоторые сравнивают образовавшуюся место с пороховой бочкой — как только что-то пойдёт не так, в обществе произойдёт раскол. Не помогает и то, что астральная энергия, которая осталась после слияния, не въелась в материю — разбросанные по всему свету мавзолеи мешают этому, и Шион с Алфеном заняты их поисками, чтобы запечатать. Лишь после этого удастся восстановить баланс стихий в новом мире.
Сценаристы ввели в Beyond the Dawn новоиспеченного персонажа. Это Назамил, девочка, которую все вокруг шпыняют за родословную — она дочь великого ренианского лорда и данианской девицы. Одни видят в Назамил ренианку и не могут простить её предкам годы угнетения, а другие не в восторге от того, что многоуважаемый лорд связался когда-то с «жалкой рабыней». Зато отряд главных героев с лёгкостью закрывает на всё это глаза и принимает девочку в свою семейство.
Назамил — типичный анимешный персонаж: молчаливая девчонка, которая с трудом идёт на контакт, потом начинает потихоньку раскрывать свою давлю, впервые за долгие годы улыбается, а вскоре оказывается, что скелетов в шкафу у неё полно. Она то появляется, то исчезает, то становится невидимой, чтобы спрятаться от новоиспеченных друзей, то помогает им, используя это умение, — никогда не знаешь, что творится у неё в голове. Несмотря на клишированный образ, в историю Tales of Arise Назамил вписывается как влитая — мне было увлекательно узнать, кто она на самом деле и каково её предназначение.
Хотя история бывает интригующей, да и душевных моментов в ней хватает, к темпу повествования возникают проблемы. Сюжет можно пройти за семь часов, и время от времени возникает ощущение, будто его намеренно растягивают. То упрашивают прибыть в город, чтобы перекинуться парой фраз с персонажем и тут же вернуться обратно, то нужно отправиться куда-то, чтобы попросту убить пару зоглов (монстров). Да, в Beyond the Dawn история более приземлённая, чем в оригинале, и нет такого масштабного конфликта — герои в основном занимаются решением локальных проблем. Но когда сюжетный квест вяще напоминает «побочку», становится грустно.
Спасают персонажи — здесь очень много диалогов, в том числе необязательных, и это излишний повод провести с полюбившимися героями больше времени. Этот элемент всегда был самой сильной стороной серии — если к кому-то из работающих лиц привязываешься, расставаться с ним после финала трудно. Здесь все на месте: и аристократ Дохалим, и очаровательная Ринвелл с совёнком Пухуней, и Кисара с Лоу. Многие из них лучше раскрылись в дополнении — Алфен, к образцу, в какой-то момент задумывается о том, что значит быть героем. Должен ли он помогать всем, раз силы ему позволяют, или люди сваливают на него все попечения, а сами бездельничают?
Возвращение в прошлое
Если сюжет по большей части удался, то геймплей разочаровывает. По сравнению с оригиналом хуже не сделалось, но и существенных улучшений я не заметил. Играбельных персонажей столько же, список приёмов не увеличился, навыки прежние. Появились новоиспеченные виды оружия, но на этом всё. Разработчики говорят, что улучшили искусственный интеллект противников, но я уже не помню, действительно ли враги ранее были тупее, — всё-таки два года прошло.
Это самое странное в Beyond the Dawn — оригинал вышел черт-те когда, и спустя чету лет мы получаем дополнение, которое вообще не пытается внести изменения в формулу. Мало того, оно не вшито в историю в качестве эпилога, в какой можно было бы перенести прогресс, а существует отдельно и запускается из главного меню. Даже если в обычной Tales of Arise вы прокачали всё на свете и скопили наилучшую экипировку, в DLC вам выдадут персонажей 65-го уровня с навыками, которые решили разблокировать сами разработчики. Хорошо, что хоть какие-то бонусы за прохождение оригинала есть — игра испытывает, завершили ли вы все побочные задания и основной сюжет, и выдаёт за них дополнительные деньги и очки прокачки.
Новых крупных локаций тоже нет, если не находить мавзолеев, и посещать предстоит всё те же города и регионы: заснеженную Цислодию, скалистую Эльде-Менансию и так далее. Понятно, что при слиянии планет не могли образоваться совсем новые локации, но от этого не легче — возникает ощущение, будто ты вернулся на два года назад и проходишь то же самое. Даже новоиспеченных врагов толком не добавили — лишь «перекрашенные» версии уже знакомых.
Боевая система тоже прежняя. Если фейерверки из спецэффектов и незамолкающие персонажи нервировали вас в оригинале, Beyond the Dawn оставит те же впечатления. А если вам нравилось драться, комбинируя приёмы, активируя способности напарников и уворачиваясь от вражьих атак, то и здесь вам будет весело. Правда, бои в дополнении показались мне более затянутыми, особенно в финале, когда колупать живучих противников приходится дольше, чем хотелось бы.
За пределами сюжетной кампании можно исследовать открытый мир, вот только забавы там не слишком привлекательны. Больше всего меня разочаровали побочные задания — если поначалу я подбегал к каждому человеку со значком конверта и вчитывался в диалоги, то со порой понял, что это пустая трата времени.
Подавляющее большинство второстепенных квестов требуют от вас отправиться в указанную область, победить там монстров (или скопить ягоды и овощи) и вернуться к заказчику. Награды того не стоит, и процесс удовольствия не приносит. Даже новый тип квестов — задания по восстановлению, меняющие внешний вид городов, не мощно влияет на окружение.
Tales of Arise оказалась замечательной JRPG с запоминающимися персонажами и увлекательным сюжетом. Понятно, отчего фанатам хотелось увидеть продолжение истории, и среди них наверняка есть те, кому дополнение Beyond the Dawn понравилось. Его есть за что обожать — несмотря на проседающий темп повествования, эпилог получился интересным и моментами интригующим. Жаль, вышел он так поздно и геймплейная формула не претерпела никаких изменений. Кой-каким разработчикам удаётся войти в одну реку дважды, но не в этом случае.
Плюсы: неплохая история с интересным новоиспеченным персонажем; бои такие же динамичные и яркие, как в оригинале; по-прежнему красивые декорации.
Минусы: дополнение существует отдельно от основной игры — прогресс из оригинала не переносится; утилитарны никаких свежих идей в геймплее; нет новых локаций и противников; сражения не улучшились — список играбельных персонажей и их зачислений старый; кошмарные побочные задания.