20 июня


20 июн.

16
16K

Мы зря проглядели

Летом поток игровых хитов почти иссякает — самое время запустить то, что вы и мы по тем или иным причинам зря пропустили. А заодно и запасть в детство, предаться ностальгии — как, например, в случае с игрой « Хроники Миртаны: Архолос», которая вышла в минувшем декабре и сделалась не просто лучшим модом для  Gothic II, а в принципе одной из лучших фанатских работ за всю историю модостроения.

Про новый мир

Вина успеха лежат на поверхности. Во-первых, авторы реализовали новый огромный регион — остров Архолос. В оригинальной серии он лишь упоминался, потому разработчики, как следует из их интервью, провели огромную работу для того, чтобы грамотно вписать Архолос в «готический» сеттинг. И эта задача, и в принципе труд над проектом потребовали много времени и усилий — делали «Хроники Миртаны» четыре года, а на финальной стадии над ними сидели уже под 200 человек (костяк команды был, конечно, меньше).

Так вот, этот огромный новый дивный мир, отлично вписанный в не немного прекрасный старый, досконально, в деталях проработан. Даже первая деревня — это не два с половиной дома, а практически полноценный город. Не сообщая уже о титульном Архолосе — это целый мегаполис, самое большое поселение, которое я видел во всех играх серии Gothic (а заодно в  Risen и  ELEX). Сюда даже завели услуги курьеров, которые помогают добраться до того или иного района или конкретного места.

Естественно, в этом городе есть самые разные развлечения.

Естественно, в этом городе есть самые различные развлечения.

Многие местные охотно поделятся с вами историей острова, расскажут о бедах, которые его окружают, о льющейся политической ситуации и интригах во властных кругах (там далеко не всё спокойно). Впрочем, главный герой, парень по имени Марвин, приплыл сюда не для того, чтобы спасать, а чтобы самому избавиться. Он никакой не избранный, а обычный человек, поэтому в сюжете много личных мотивов и драмы — и это вторая причина успеха мода.

Совместно с братом Йорном и другими жителями континентальной части королевства Миртана Марвин бежал на остров от войны, но заметил, что и здесь их не ждут с распростёртыми объятиями. Многие местные недовольны наплывом беженцев, настроены агрессивно, чуть что винят во всех смертных грехах и не спешат помогать. Кроме того, идёт противостояние во власти, сталкиваются интересы группировок, вдали не всем по нраву законы, которые принимает король Робар II.

События мода, как уверяют авторы, сформировали «оригинальную готическую сюжетную линию».

События мода, как уверяют авторы, сформировали «оригинальную готическую сюжетную черту».

Во многом всё это напоминает не только саму «Готику», но и серию « Ведьмак», влияние которой заметно и в построении заданий.

Про сюжет и квесты

Тут надо произнести, что, с одной стороны, сценаристы делают большую ставку на заскриптованные сценки и квесты, которые, например, показывают нам, как Марвин совместно с братом отправляют выпить, закусить и предаться воспоминаниям о доме, о семье, о своём прошлом — это выглядит действительно мощно, душевно и очень лично. Но когда мы приходим в Архолос в поисках Йорна, с которым случилась беда и которого по сюжету необходимо как можно быстрее найти, авторы, наоборот, позволяют нам делать всё что угодно. А учитывая количество и качество квестов, весьма велик риск заниматься всем чем угодно, но не искать брата.

Через какое-то время повествование возвращается в деятельную фазу, и личная история перерастает в нечто большее (оставаясь и личной), но сюжет таким образом проседает, сбивается его темп. С иной стороны, это отчасти объясняется жанровыми условностями и традициями самой серии — мы ведь ценим свободу и не хотим, чтобы «Готика» обратилась в исключительно сюжетную драму.

Графика в динамике смотрится прилично и похорошела по сравнению с оригиналом.

Графика в динамике смотрится прилично и похорошела по сравнению с оригиналом.

Той самой свободы в «Хрониках Миртаны», представляется, стало даже больше. Заданий прорва. Помимо сюжетных есть вручную сделанные побочные, в том числе с доски объявлений, где нам обещают награду за смертоубийство определённых монстров или бандитов. Появились также случайные, порой очень интересные, встречи. Так, я познакомился с грустным выходцем из Нордмара, какому слишком жарко в Ахрхолосе — он попросил найти ему место попрохладнее.

Кроме того, мы сталкиваемся с нечестным «риэлтором»; переживаем налет бомжей; участвуем в кулачных боях; работаем торговым представителем, заключая контракты на поставку пива; пытаемся помирить влюблённых. И частенько коротаем расследования — например, выясняем, кто сломал механизм в порту, и выбираем, разрешить всё по справедливости или подставить одного из рабочих, как упрашивает нанимательница.

Мы ещё и споры помогаем разрешать. А вы как считаете, тыква — это фрукт или овощ?

Мы ещё и споры помогаем разрешать. А вы как считаете, тыква — это фрукт или овощ?

Да, помимо неизбежной классики жанра про «Отыщи, убей, принеси» в «Хрониках Миртаны» есть менее тривиальные задания. Однажды, например, местный пастух попросит подбросить овечьи какашки в постель тому, кого он считает виновным в гибели его любимой овцы. Можно сделать как он желает; можно выяснить, что на самом деле произошло с бедным животным, или, наоборот, скорешиться с «виновником» и подставить уже самого пастыря — с помощью всё тех же какашек.

Вообще, вариантов масса. Начиная с классики жанра: как попасть в город? Заслужить доверие старосты деревни и получить официальное позволение; поработать на контрабандистов, продавая наркотик фермерам, и пройти через пещеры; попытаться дать взятку или присвоить себе официальные бумаги, какие по другому квесту мы должны были вернуть одному из торговцев. В самом городе мы ищем способ получить статус гражданина и решаем, к какой из двух фракций примкнуть — к стражникам или к гильдии наёмников и торговцев (а вот к магам и паладинам примкнуть невозможно). Потом появляется и третья сила — сопротивление.

Удары можно наносить в разных направлениях — это разные виды урона, и каждый вид оружия отличается в том числе этим.

Удары можно наносить в разных направлениях — это разные виды урона, и любой вид оружия отличается в том числе этим.

В итоге приключения могут растянуться часов на 80—100, а мы получим одну из пяти концовок, на какие влияют совокупность решений и последствий — далеко не всегда очевидных, то есть имеющих отстроченное действие.

Про геймплей и атмосферу

Этим охота заниматься десятки часов не только потому, что всё классно придумано, проработано и написано, но и потому, что тут для выживания нужно прокачиваться и получать награды. И это как раз доля фирменной «готической» атмосферы.

Денег практически всегда не хватает, поэтому быстро вспоминаешь все рефлексы и инстинкты 20-летней давности: начинаешь обчищать фермерские огороды, собирать морковку-капусту, травки-корешки, грибы-ягодки, какие-то палочки, монетки, вазы, стрелы, яблоки — в общем, превращаешься в бомжа, который тащит в безразмерный карман всё, что плохо возлежит, чтобы потом выгодно использовать или продать. И в вора-домушника тоже превращаешься — особый кайф ухитриться вскрыть сундук в постороннем доме, пока не заметили и не дали по шее.

Если достанете оружие в людном месте, то и другие сделают то же самое.

Если достанете оружие в людном месте, то и другие сделают то же самое.

Разумеется, с радостью берёшься за любую работу и стараешься перепробовать все варианты, чтобы извлечь максимум выгоды. А когда несёшься по заданию, то всегда намётанным глазом смотришь по сторонам, выискивая пещеры, разбитые телеги с трупами и сундуками, кругом которых рыщут волки, гоблины или крысы, — и всё равно останавливаешься и отвлекаешься в надежде разжиться опытом, мясом, шкурами и трофеями (если выучили у охотника соответственный навык). Благо повсюду полно нычек, ферм, избушек, руин, бандитских стоянок, одиноких странников, караванов — итого того, что сулит и приключения, и пользу.

The Chronicles Of Myrtana: Archolos: Обзор

Правда, поначалу нужно чётко понимать, что ты нищ, слаб, плохо одет, — и не соваться туда, где скоро свернут шею. Поэтому вспоминаешь старые добрые уловки и хитрости — например, по выманиванию сильных монстров на стражников.

Зато когда прокачаешься, возвысишь у учителей силу, ловкость или магию, навыки владения одноручным, двуручным оружием, луком или арбалетом (да, ролевая система утилитарны такая же, с рядом добавок), прикупишь более менее приличные меч там или топор, а также броню, то какое же удовольствие и злорадство чувствуешь, разбирая на трофеи тех, кого раньше боялся и обходил стороной.

Здесь можно научиться алхимии, созданию свитков/луков, кузнечному делу и добыче руды. Даже рыбачить можно. А вот руны крафтить нельзя.

Здесь можно научиться алхимии, созданию свитков/луков, кузнечному делу и добыче руды. Даже рыбачить можно. А вот руны крафтить невозможно.

Но при этом никогда не становишься машиной для убийства — всегда появляются новые вызовы. То есть авторы мода соблюли баланс сложности. А это для воспроизведения «готической» атмосферы куда значительнее, чем просто перенести и повторить все фирменные возможности — жители, как и монстры, занимаются своими делами, можно спать, есть, тянуть, чтобы поправлять своё здоровье, можно готовить и наблюдать, как герой тоже что-то рубит или работает в кузнице. Желая за то, что все эти фишки на месте, тоже спасибо — вкупе с пейзажами и шикарным саундтреком это сразу телепортирует игрока на 20 лет назад.

The Chronicles Of Myrtana: Archolos: Обзор

На самом деле, поначалу мне было почти физиологически трудно играть в « Хроники Миртаны: Архолос», так что нашему редактору Андрею Маковееву пришлось прибегать к шантажу и репрессиям. Всё-таки прошло много лет, я уже привык к более комфортному геймплею. А тут даже карта местности или поселения появится только после того, как вы её приобретёте, и на ней не отображаются квестодатели и цели заданий — нужно внимательно читать описания в максимально громоздком журнале. Плюс фирменное, мягко сообщая неудобное управление как в бою, так и при перемещении; плюс бесящая камера, цепляющаяся к любой активной точке. Но вспомнив и освоившись, я исчез в этой замечательной (и притом бесплатной) игре, дарящей десятки часов настоящих приключений, — чего и вам советую.

Плюсы: новоиспеченная, большая и увлекательная игра во вселенной Gothic — совершенно бесплатная.

Минусы: это игра на старом движке, с достаточно неловким управлением и прочими вытекающими последствиями, к которым нужно привыкать.

Скриншоты игры
Оценка игры