Игроки попрестарелее помнят, сколько в своё время было попыток сделать игру даже не лучше, а хотя бы на уровне  Heroes of Might and Magic III — общепризнанной классики пошаговых стратегий. После эти попытки оставили, да и в принципе такие игры практически перестали разрабатывать. И вот наконец в 2019 году шведская студия Lavapotion анонсировала  Songs of Conquest, какая тут же стала новой надеждой всех оставшихся поклонников жанра. Выход в ранний доступ в 2022 году показал, что авторы подвигаются в правильном направлении. А теперь состоялся полноценный релиз. Так что же, мы получили новую классику?

Люди-эльфы и жабы-драконы

Надо разом сказать, что шведы двигались в верном направлении, но по своей тропинке. Да, основа классическая — перемещаем в походовом режиме героев по карте, обсеянной всякими алтарями, сундуками и городами, собираем золото и артефакты, захватываем и развиваем поселения, а при столкновении с врагами переносимся на тактическую карту и участвуем в пошаговых сражениях.

Но при этом в Songs of Conquest довольно и своих нюансов. Так, здесь довольно необычный взгляд на классические фракции. Например, во главе местной нежити (баронство Лот) стоят преданные своему делу учёные, какие к тому же стали сотрудничать со знатью — и те и другие искренне верили в то, что делают благое дело. Рыцари Арлеона в войне за власть активно сотрудничают с местными эльфами. Фракция наёмников из Барии — смесь из стимпанковских механиков и людей с Восхода, у которых есть собственный кодекс чести (правда, служат они прежде всего контракту). Наконец, людей-ящеров тут заменили жаболюды Рана, какие на самом деле немного драконы.

Мы постоянно получаем информацию о каждой фракции и мире в целом.

Необычно подаётся и сюжет. В раннем доступе бывальщины только две кампании, на релизе добавилось ещё две. Проходить сразу позволяют любую из них, но полностью хронология событий складывается из чередования миссий всех кампаний. Авторы тут применили метод Хулио Кортасара из его романа «Игра в классики» и достоверно так же оставили зашифрованную инструкцию, раскрывающую последовательность заданий из разных сценариев, которая позволит сложить общую полотно. Подход, возможно, оценят не все, зато оригинально (ну, почти).

В любом случае история получилась интересной. Лейтмотив — попытки воскресить Императрицу — классический, но, как говорится, дьявол в деталях. И сами миссии строятся увлекательно. В рамках одной вчерашние враги могут стать союзниками, а благородные лорды и бароны — превратиться в культистов. В одном задании необходимо сбежать от превосходящих сил противника, в другом постоянно приходится выбирать путь к цели — и каждый раз это приводит к схватке с иными врагами и пополнению нашего войска другими юнитами.

Даже культисты тут не говорят стандартными фразами злодеев и вполне могут пошутить.

Даже культисты тут не говорят стандартными фразами злодеев и вполне могут пошутить.

Сами сценарии, диалоги, персонажи, лор вселенной и фракций хорошо прописаны. И всё сопровождается красивыми роликами под песни барда, рассказывающего о только что пережитых событиях. Все тут постоянно поют или говорят стихами, а разговоры барона по фамилии фон Лот с подданными напоминают несколько комичные зарисовки из существования русской деревни XIX века, и это кого-то может смущать, но это уже вкусовщина.

Арт из роликов хоть сейчас на рабочий стол.

Арт из роликов хоть сейчас на рабочий стол.

Точечные изменения

В любом случае в такие игры приходят не совершенно за сюжетом. Как я уже сказал, в Songs of Conquest геймплей в целом классический, в духе «Героев меча и магии», но со своими фишками. Основные из них нацелены на то, чтобы внести в игру ещё больше напряжения, тактики и стратегии. Поэтому, например, тут изначально ограничены как всеобщий размер армии, так и численность каждого отдельного отряда.

Кроме того, интересно устроена механика городов. Пункты под постройки строго ограниченны — не только по количеству, но и по размерам под маленькие, средние и большие здания. При этом изначально ваши города не защищены никакими стенами, и если вы не поспели их отстроить, то любой магистр при желании может спокойно сжигать все постройки, даже не штурмуя центр поселения, где размещён гарнизон со всеми этими стенами и баллистами.

Интерфейс удобный, и между городами можно быстро переключаться.

Интерфейс удобный, и между городами можно быстро переключаться.

Особое смысл играют здания, позволяющие изучать технологии, которые в числе прочего увеличивают размеры и эффективность отрядов. Но таких построек два образа, оба крайне полезны, а иметь сразу два получается редко и на поздних стадиях. К тому же некоторые ценные ресурсы особенно пути и редки, поэтому решают рынки — чем их больше, тем ниже цены. Но с учётом хрупкости ваших городов ставить значительные постройки в одном месте, не рекомендуется. Хотя специализация поселений тоже полезна.

Очень ценны в такой механике городов и лагеря сбора, позволяющие нанимать в одном месте всех юнитов из ваших поселений.

Очень ценны в такой механике городов и станы сбора, позволяющие нанимать в одном месте всех юнитов из ваших поселений.

Герои меча и сущности

Раздельно нужно сказать об уникальной системе магии. Она наполняется, питается и усиливается сущностями — Хаоса, Порядка, Созидания и Разрушения, что подаёт те или иные виды заклинаний. А сущности мы получаем от объектов на карте, а также от юнитов. Изначально магистры фракций могут специализироваться на одной магической школе, но дальней никто не мешает смешивать разные сущности.

Всё это отражается и на тактике. Магистры не расходуют ману в бою, а, наоборот, постепенно насыщаются и получают доступ к немало мощным заклинаниям. И зачастую лучше первыми выносить те отряды, которые подпитывают вражеского героя сущностями.

На ратном поле есть взрывоопасные бочки.

На ратном поле есть взрывоопасные бочки.

Утилитарны все юниты хорошо сбалансированы, у многих есть уникальные способности, которые ещё и развиваются. Так, механики у наёмников Барии после апгрейда могут устанавливать на клетке перед отрядом мины вместо типового частокола. Ландшафт на полях сражений разный, и важно его использовать — особенно препятствия и высоты. А магия наших магистров позволяет воздействовать на расположение наших бойцов — например, мгновенно перемещать отряды в нужное место или убирать врагов от наших лучников.

В розысках вызова

Определённые вещи в Songs of Conquest можно и нужно критиковать. Например, тут простенькая ролевая система — на новоиспеченном уровне просто выбираем один из трёх апгрейдов (плюс прокачиваем параметры за счёт экипировки). Хотя апгрейды эти здоровые, и выбирать приходится с умом.

Во время осады на стороне защищающихся почти всегда есть лучники и баллисты. И даже если они изначально слабее, то в стенах гарнизона шансов намного больше.

Во время осады на стороне защищающихся почти всегда есть лучники и баллисты. И даже если они изначально немощнее, то в стенах гарнизона шансов намного больше.

Ещё тут практически одинаковые ветки технологий для всех фракций. В армиях нередко можно без особых последствий смешивать отряды различных наций (боевой дух никак не страдает — такого параметра просто нет). Учитывая, что любой магистр волен при желании не разрушать или оккупировать вражьи города, а просто переманивать их на свою сторону за несколько ходов, всё это сглаживает разницу между фракциями.

Наконец, в сюжетных сценариях на нормальном степени сложности геймплей довольно быстро сводится к тому, что мы уныло «пылесосим» карту, не встречая особого сопротивления. На тяжкой сложности, конечно, куда интереснее — вражеские герои быстро начинают прессовать наши территории или ставят нас перед сложными задачами. Но и там многие ключевые битвы можно выиграть сквозь автобой. А в более простых ситуациях ИИ частенько ошибается, вынуждая переигрывать даже лёгкие битвы, — так, подставляет элитных юнитов под удары.

Перед сражением важно грамотно расположить свои отряды.

Перед сражением важно грамотно расположить свои отряды.

Самый смак выходит на «чудовищной» сложности. Ну и, конечно, в «скирмише» и мультиплеере — вот тут игре однозначно ставлю лайк. В режиме «Головоломка» есть увлекательные сценарии, заставляющие наперегонки зажигать факелы или выбирать, по какому пути исследовать карту (после выбора развилка закрывается). И почти вечно мы изначально оказываемся в очень непростом положении, окружённые более многочисленными и сильными врагами.

Я уже не говорю про матчи с живыми соперниками. Там тоже цело интересных условий на картах. На одной нужно докачаться до 12-го уровня, закупиться войсками на ограниченные ресурсы и сразиться в середине карты. На другой локации игроки пытаются первыми захватить город, который охраняют драконы.

Некоторые возмущаются тем, как выглядит игра. Но, согласитесь, выглядит она очень красиво.

Некоторые возмущаются тем, как выглядит игра. Но, согласитесь, выглядит она весьма красиво.

 Songs of Conquest едва ли станет классикой жанра, но может и должна стать примером того, как необходимо реанимировать классику и дополнять её собственными находками.

Плюсы: интересные, необычно выстроенные и отлично поданные сюжетные кампании; увлекательный классический геймплей в манере «Героев меча и магии», в котором есть и свои фишки; шикарные «скирмиш» и мультиплеер; наличие встроенного редактора; прекрасный арт и обилие атмосферной, приятной музыки.

Минусы: хотелось бы больше различий между фракциями; есть проблемы с балансом сложности в сюжетных сценариях.

Оценка игры