Живо для платформы: не вызвали тех же эмоций, которые заставляли тереть мокрые глаза в концовке первого сезона. Нет, я знаю, что у немало это в изобилии было и здесь. Да и у меня губы тоже дрожали, но не так, как семь лет назад. Тут скорее дело в моём собственном восприятии.
Концовка мне показалась слишком уж предсказуемой. Понятно было, что вряд ли авторы избегут соблазна поставить Эй-Джея фактически в то же поза, в котором когда-то, глядя в глаза умирающему Ли, оказалась маленькая Клем. Да и развязка этой сцены лично для меня тоже была вполне очевидна.
Что такое неплохо и что такое плохо
Вообще, многое тут кажется искусственным и притянутым за уши. И многие из тех претензий, о которых я писал в обзоре второго эпизода, живы и для третьего, и для четвёртого. Пустопорожних и морализаторских разговоров, кажется, стало ещё больше — даже во время ожесточённой схватки, когда, по идее, совершенно не до этого, кто-то обязательно затянет что-то в духе «Слушай, я там поступил/поступила неправильно, ты меня прости». Динамики в заключительном эпизоде могло бы быть побольше.
Безотносительно искусственными мне показались и стенания одного из персонажей, который когда-то был жестоким убийцей, а теперь научился жить среди зомби и чуть ли не рыдает, когда их убивают, — кажется, этот бред введён сюда лишь для того, чтобы было ещё вяще почвы под воспитательной темой всего сезона.
Некоторые новые персонажи получились ну очень яркими.
И вот как раз эти отношения между Эй-Джеем и Клементиной собственно для меня выглядят несколько схематичными — в отличие от более сложных и в то же время естественных отношений между Клем и Ли.
В заключительном эпизоде всё совершенно уж свелось к чёрно-белой палитре по типу «Это хорошо, а это — не очень»: стреляй/не стреляй, станешь более мягким/жёстким, будь/не будь самостоятельным. А основное, то, кого мы таким образом «слепили» из мальчишки, повлияет на судьбы некоторых второстепенных персонажей, но никак не отразится на развязке.
История одной девочки
В всеобщем, при всех своих очевидных плюсах (а главный — это то, что сезон вообще смогли закончить) и при всех тех искренних переживаниях за персонажей (отдельный действительно отлично прописаны), не покидает ощущение, что авторы заканчивали историю Клементины по принципу «Лишь бы уже закончить». И лишь бы собственно таким образом — чтобы и годам, проведённым в Telltale, дань уважения отдать, и публику удовлетворить.
В недавнем большенном интервью креативный директор The Walking Dead: The Final Season Кент Мадл (Kent Mudle), сказал, что соображает, насколько сильный образ в лице Клементины создали авторы. Дескать, в индустрии мало персонажей, за которых так чистосердечно переживают — для многих Клем стала как дочь или сестра. Поэтому команда довольна финалом сезона — он, мол, почтительно относится к тому длинному пути, который прошла девушка (и сама Telltale), и оставляет надежду в холодном и безжалостном мире The Walking Dead.
И это — незапятнанная правда. И в то же время кажется, что вся эта семилетняя эпопея, решение на протяжении стольких сезонов сосредоточиться на судьбе фактически одного персонажа было не то что ошибочным (благодаря нему мы так и излюблен Клем), а слишком тяжёлым, ответственным и ко многому обязывающим. И в итоге эта тяжесть в какой-то мере придавила самих разработчиков.
Такие воспитательные методы мы уже видали.
Невозможное возможно?
Закончить этот обзор я сначала хотел примерно так: «Окончание The Walking Dead: The Final Season — это в любом случае слёзы. Для редактора это праздник со слезами на глазах от того, что ему уже не придётся вяще редактировать примерно одинаковые тексты о каждой новой примерно одинаковой игре Telltale Games. Для меня и для немало других — это слёзы одновременно радости и печали, что всё закончилось именно так».
Но потом вышло уже упомянутое интервью Кента Мадла. И его там в числе прочего спрашивают, закончилась ли история Клементины, осталась ли отворённой дверь для продолжения. Мадл ответил следующее: «У меня есть идеи на счёт того, что я сделал бы, но я не знаю, вероятно ли это».
Что ж, судя по тому же интервью, возможно всё. Skybound Entertainment, которая приютила часть команды Telltale, чтобы закончить сезон, собирается повествовать больше историй в рамках вселенной The Walking Dead (возможно даже, это будут игры в том же стиле). Сама команда бывших «теллтейловцев» сейчас рассматривает варианты, остаться ли ей в Skybound или основывать свою студию. То есть работать она в любом случае будет. И все они ведут дискуссии по поводу будущих игр по «Ходячим мертвецам» — желая никакой конкретики пока нет.
Есть выбор, убивать в таких ситуациях или просто калечить и вырубать.
***
Вы поняли? Есть идеи, ведутся дискуссии. Но нет конкретики. Так, может, подкинем чету конкретных идей? Создать что-то кардинально новое или вернуться к судьбе Эй-Джея, сделав его главным героем какого-либо дополнения или полноценного пятого сезона? Вспомнить Хавьера из третьего? Или, чем чёрт не шутит, опять про Клем?
Плюсы: финальный сезон завершился — и в цельном удачно; есть очень эмоциональные сцены, яркие персонажи и важные решения, влияющие на судьбы некоторых героев.
Минусы: чувствуется, что сами авторы подустали от Клементины и всей этой истории, какая растянулась на семь лет и четыре сезона.