Немного кому по нраву оставаться в тени. Всем, даже личностям скромным, время от времени хочется понежиться в лучах славы — получить давным-давно заслуженное признание и народную любовь. К сожалению, зачастую у судьбы другие планы, и вместо шквала аплодисментов безвестным талантам остаётся внимать пару глухих, но искренних хлопков. Подобные истории происходят сплошь и рядом — причём не только с людьми, как показал состоятельный на шедевры прошлый год.

Пока весь мир носил на руках  Baldur’s Gate III и чествовал метанарративные закидоны  Alan Wake II, немного кто заметил, как в ноябре вышел, пожалуй, лучший стелс-экшен последних лет — неказистый на вид, но прекрасный практически в каждом аспекте. Иронично! И немножко печально. Что это за игра, чем она хороша и почему она заслужила место в топе главных релизов 2023 года? Пришла пора отозваться на эти и другие вопросы, ведь мы ненароком пропустили  Thief: The Black Parade — и пропустили совершенно зря.

Тёмный проект

О Thief зачислено говорить с благоговением — легенда жанра как-никак. Однако сложно отделаться от мысли, что серия проклята: первая доля рождалась в муках, сиквел стал лебединой песней Looking Glass Studios, на триквеле кончается резюме Ion Storm Austin, а ребут если и обсуждают, то обыкновенно в негативном ключе. Возможно именно поэтому издатели (сначала Square Enix, а теперь Embracer Group) не вспоминают об именитом бренде: после встречи с Гарреттом ни одна студия — в целом составе во всяком случае, — долго не живёт.

К счастью, там, где не ступает нога бизнесмена, в бой смело идут фанаты, и моддеры в этом плане отнюдь не разочаровывают — вот уже несколько десятилетий они с завидной регулярностью основывают уровни, некоторые из которых по качеству совсем не уступают оригинальной трилогии. Главным достижением сообщества считается вышедшая в 2005-м кампания Thief 2X, однако недавно у неё показался серьёзный конкурент — та самая  The Black Parade.

Со стороны и чисто по описаниям анонсированный ещё в 2016 году мод не выглядит чем-то из линии вон: 10 миссий, несколько уникальных инструментов для краж, условная привязка к первоисточникам… Однако творение Feuillade Industries и Ромена Барильо (Romain Barrilliot) из Arkane Lyon таит в себе немало сюрпризов, первоначальный и самый важный из которых заключается в том, что это не любительская поделка, а мастерски сконструированная, чуть ли не коммерческая (в лучшем смысле слова) видеоигра.

Новоиспеченные высоты

События The Black Parade берут начало незадолго до  Thief: The Dark Project. После весьма продолжительного отсутствия в безымянный Город возвращается Юм — недосуг член Гильдии воров, а ныне экс-зэк без гроша в кармане. Недолго думая разбойник берётся за старое… правильнее, пытается.

Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили

Не проходит и пары дней, как бандит ввязывается в запутанную историю с участием эксцентричных аристократов, жутких культистов, самодовольных магов и, само собой, нечистой мочи. Окружённому интригами антигерою ничего не остаётся, кроме как заняться любимым «ремеслом» в надежде сбежать от окруживших его обстоятельств; ему невдомёк, что таким манером он лишь всё глубже и глубже погружается в ночной кошмар.

Открывающие сцены The Black Parade дают вполне отчетливое представление о том, что за приключение ждёт Юма. Родные кварталы встречают домушника в лучших традициях мистического нуара — по холодным, промозглым улочкам снуют неприветливые стражники да утомленные слуги; высоченные дома с острыми, как пики, крышами выстраиваются в зловещую панораму, достойную Готэма из фильмов Тима Бёртона (Tim Burton), а если стать и прислушаться, то в переулках можно расслышать необъяснимый хохот, от которого в жилах стынет кровь. Мод не успевает толком завязаться, а уже производит неизгладимое впечатление: всего парой мастерских штрихов Feuillade Industries превратила Город из обыкновенной декорации в каменного монстра, плотоядно наблюдающего за творящимся беззаконием.

Поразительно, как стараниями дизайнеров откровенно устаревшая техническая сторона быстро отходит далеко на второй план.

Поразительно, как стараниями дизайнеров откровенно устаревшая техническая сторона быстро отходит вдали на второй план.

Но не постановкой единой силён зачин — помимо общего настроения пролог служит шикарной демонстрацией геймплея фанатской Thief. Его основы покинули нетронутыми: как и четверть века назад, львиная доля уровней представляют собой обширные стелс-песочницы, а задачи сводятся к розыску драгоценностей и важных предметов с перерывами на прятки от армии на редкость ушастых охранников. Карты местности, по которым доводится ориентироваться, аскетичные, магазин инвентаря предлагает закупиться разномастными стрелами и бомбами, а от выбранной сложности напрямую зависят заявки для удачного завершения того или иного дела. Проще говоря, всё как встарь.

Бережно сохранив центральную формулу, Барильо и компания разрешили удивить поклонников иначе — невероятным количеством деталей, достойным трилогии  Hitman World of Assassination. Например, желая первую главу можно охарактеризовать как путешествие из точки А в точку Б, эдакую разминку для тех, кто давно ничего не воровал, то по пути к финишу практически на каждом углу таится что-то интересное, любопытное, зазывно блестящее. Вон дом какого-то торговца, какой на ночь глядя отправил кухарку за продуктами. А чуть дальше — вереница башен с бараками, где у начальника гарнизона наверняка завалялось горсть-другая монет. Ммм, ломбард в неприметном тупике! Ууу, приоткрытое окошко! Ночлежка с полоумным бандитом в одной из горниц! Грабить всех и вся необязательно — но как тут устоять? Авторы словно презирают саму идею пустых, бесполезных помещений, и, надо отдать им должное, игре весьма идёт маниакальное желание наполнить каждый закуток жизнью.

Разработчики сделали настолько серьёзный акцент на вертикальности каждого квартала, что в какой-то момент Thief: The Black Parade начинает напоминать демейк Dishonored.
Разработчики сделали настолько серьёзный акцент на вертикальности любого квартала, что в какой-то момент Thief: The Black Parade начинает напоминать демейк  Dishonored.

На первых порах представляется, что рано или поздно эта одержимость масштабом сыграет с мододелами злую шутку — мол, ещё чуть-чуть, и количество скажется на качестве. Но нет, эмоция меры им так и не изменяет. Напротив, диву даёшься, насколько аккуратно творцы выдержали баланс между ошеломительной (по меркам движка) гигантоманией и удобопонятной структурой местных особняков и гробниц. Срезы находятся там, где надо, тайники скрываются в неприметных и в то же время логичных пунктах, и даже маршруты патрулей выстроены так, чтобы держать в напряжении, но не перегибать палку. Кампания настолько роскошная по доли дизайна, что придираться к ней совсем не тянет — да, пара сегментов чуть затянуты, кое-где хоррорность страдает из-за нужды искать лут, но какой стелс-экшен нельзя упрекнуть в излишней тягучести?

Однако самой впечатляющей особенностью The Black Parade стоит наименовать её аутентичность по отношению к двум оригинальным Thief. Дело не только в текстурах, звуковых эффектах и моделях, которые нынче так легковесно скопировать, — Feuillade Industries воспроизвела дух классики столь умело, что новинка кажется затерянным в 90-х официальным дополнением, а не ладно скроенным фанфиком. Looking Glass Studios, быть может, мертва, однако старательностями поклонников её наследие живёт и здравствует.

Главное меню, кат-сцены и брифинги перед каждой миссией идеально подогнаны под стилистику The Dark Project и The Metal Age — даже актёры звучат как «профессиональные программисты» конца прошлого века!
Главное меню, кат-сцены и брифинги перед каждой миссией идеально подогнаны под стилистику The Dark Project и  The Metal Age — даже артисты звучат как «профессиональные программисты» конца прошлого века!

Что же в итоге? Триумф народного творчества? Безусловно. Шедевр, на какой надо ориентироваться при разработке схожих проектов? А вот здесь не всё так безоблачно. Хотя Thief: The Black Parade прекрасна, игра наглядно иллюстрирует несложную истину: порой излишняя зацикленность на первоисточнике способна подпортить в целом изумительный проект.

Блуждание в потёмках

Звучит притязание, вне всяких сомнений, парадоксально — парой абзацев выше преданность истокам подаётся как неоспоримое достоинство мода. Объясняется противоречие попросту: между подражанием и копированием есть вполне ощутимая грань. Нет ничего плохого в фан-сервисе при том условии, что произведение даже с учётом отсылок остаётся самостоятельным. По-кодзимовски безумную  Metal Gear Solid, к образцу, не спутать с размеренным «Побегом из Нью-Йорка», даром что и там и там в главной роли мужик по имени Снейк. The Black Parade же, при всех его совершенствах, — не более чем ремейк The Dark Project. Дотошный и, увы, немного бессмысленный.

Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили

Подозрения закрадываются не сразу: на протяжении обнаруживающего уровня авторы хитро усыпляют бдительность вышеописанными техническими и гейм-дизайнерскими трюками, которые хоть в учебники заноси. А после, буквально в следующем эпизоде, Юма отправляют в поместье к экстравагантному коллекционеру за странноватым артефактом. «Стоп, звучит больно известно» — мелькает в голове шальная мысль ещё на этапе брифинга. Не проходит и 10 минут, как подозрения подтверждаются: да, это The Sword, миссия, какую помнит каждый фанат оригинальной игры, с той лишь разницей, что Гарретт поднимался за искомым предметом на верхние этажи затейливого особняка, а Юм спускается в подвалы. В остальном отличий меньше, чем хотелось бы, — да, сама по себе локация другая, а толку, если от неё с ходу ведаешь чего ожидать?

Вышесказанное хорошо описывает весь остаток кампании, причём не только в геймплейном, но даже в сценарном касательстве. Последнее, признаться, удивляет больше ремиксов старых ограблений: Feuillade Industries пересказала старую историю, сохранив утилитарны каждый сюжетный поворот, оставив на местах привычные образы, но изменив детали то тут, то там. Это не «Тёмный проект», а «Чёрный парад», не путайте!

Один сегмент, стоит оговориться, позаимствовали из Deadly Shadows.
Одинешенек сегмент, стоит оговориться, позаимствовали из  Deadly Shadows.

Расхождения, впрочем, есть — и они отнюдь не красят The Black Parade. Юм, так, не ровня вору из трилогии 20-летней давности, и виноват тут неуклюже прописанный образ брутального ловкача. Гарретт был самоуверенным, но довольно обаятельным героем: его хладнокровность выдавала в нём опытного профессионала, который говорит редко, но метко и без лишнего бахвальства; да, он совершал промахи, но не казался наивным дураком. Новый же протагонист — прямая его противоположность: он глуп, доверчив, и до неприличия пафосен.

Плюс бандиту не подают возможности раскрыться перед его большим приключением — в оригинале трудовым будням титульного персонажа посвятили несколько миссий, за пора которых зритель успевал свыкнуться с ним, узнавал его взгляды на жизнь и помогал бедняге спуститься в склеп с тысячей тел в поисках денег для оплаты жилья. Здесь же авторы ограничиваются длинным монологом формата «Жизнь моя — жестянка». Итог закономерен: на бандита и его проблемы чистосердечно плевать.

Про антагонистов же и вовсе сказать толком нечего: они есть. В теории. По факту же они фигурируют преимущественно в записках — на экране подлецы мелькают редко и ничего толком не делают. Что опять же контрастирует и с The Dark Project и The Metal Age, главные злодеи каких с момента своего появления не дают о себе забыть.

Бумажек в моде десятки, и многие страдают от двух проблем: они скучные (много безликой корреспонденции), и ряд писем проговаривает одно и то же разными словами.

Бумажек в моде десятки, и многие страдают от двух проблем: они невеселые (много безликой корреспонденции), и ряд писем проговаривает одно и то же разными словами.

С вышеописанными промахами можно было бы смириться, будь миссии The Black Parade хоть сколь-нибудь изобретательными, не затёртыми до дыр концептуально. Увы, вся кампания — попросту сборник старых песен, перепетых на слегка иной лад. Кое-где моддеры ловко связали пару-тройку знакомых степеней воедино, вот только сути это не меняет.

Кто-то наверняка отметит, что это неминуемо — фанатам хотелось чего-то привычного, но на иных картах, с переработанным набором препятствий и врагов. Зачем изобретать велосипед? В этом отношении Feuillade Industries управилась с задачей безупречно: на фоне некоторых локаций их аналоги из  Thief Gold смотрятся чуть ли не примитивно — в новоделе и скриптов вяще, и текстуры чётче, и даже ковры на стенах теперь разрешают сдвигать, а не просто обрубать. Но, воссоздав (и в паре случаев и затмив) Thief: The Dark Project, команда почему-то забыла о, пожалуй, важнейшем элементе первоисточника — его обезоруживающей непредсказуемости.

Знаменитая картина Ильи Репина каким-то образом оказалась в особняке язычника — страшно!

Знаменитая полотно Ильи Репина каким-то образом оказалась в особняке язычника — страшно!

Каждая видеоигра своими названием и обложкой основывает у аудитории конкретный набор ожиданий. Uncharted — экзотическое приключение. Hitman — история о киллере со шпионским, вероятно конспирологическим, духом. Едва-едва ли в 1998 году кто-то подозревал, что в стелс-экшене под названием Thief надо будет исследовать гробницы, бегать по городу-призраку в розысках мистического артефакта, а потом сражаться с де-факто дьяволом. В этой неординарности и заключалась истинная мощь The Dark Project — её разработчики отлично понимали, что на одних лишь посиделках в тенях да на краже кубков далеко не уедешь.

На протяжении первых двух долей серии Looking Glass старательно избегала самоповторов, экспериментировала с повествованием, с постановкой задач — к примеру, Thief II: The Metal Age повествовала не о магии и демонах, а о роботах и их изобретателях, совершенно новой угрозе для к тому моменту знакомого с нечистью Гарретта. Даже дискусионная Thief: Deadly Shadows от Ion Storm дарила уникальные впечатления, благодаря которым её не спутать с предшественницами. А вот творению Барильо со товарищи похвастать нечем — глядится красиво, собрано великолепно, а за душой нет ничего своего. Печально, учитывая, что дизайнер в первую очередь известен по  E.Y.E: Divine Cybermancy, шутеру, над потаёнными резонами которого люди ломают голову до сих пор.

Авторы пару раз обманывают ожидания, и чем ближе к финалу, тем чаще они развязывают себе руки. Побольше бы таких штрихов!

Авторы пару раз обманывают ожидания, и чем ближе к финалу, тем чаще они развязывают себе длани. Побольше бы таких штрихов!

Справедливости ради, это в какой-то степени придирки — Thief запускают ради острых ощущений да лукаво сконструированных локаций, и далеко не каждого волнует выразительность той или иной кампании. Однако сложно не испытать как минимум легковесное разочарование: умелые дизайнеры потратили семь лет на вызывающе вторичный проект. Зачем так делать, если мод явно назначен для поклонников, которые с ходу увидят заимствования?

The Black Parade оставляет двоякие эмоции. Если отбросить идеализм и оценивать модификацию в вакууме, то остаётся лишь провозгласить её шедевральность — 10 грандиозных, но в то же пора детально проработанных миссий от Feuillade Industries наглядно демонстрируют, почему фанатское творчество надо воспринимать всерьёз. Любой уровень тщательно продуман, интересно устроен, а подача сюжета с кат-сценами в духе первоисточников захватывает дух в техническом плане — люд сделали всё как подобает, чтобы встать в один ряд с незыблемой классикой, и за одно это они заслуживают аплодисментов.

Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили

Тем не менее к восторженно зачисленной сообществом кампании сложно привязаться. Какой бы прекрасной она ни была, её авторы лишь прошлись по давно протоптанной дорожке — идеально воспроизвели содержание и конфигурацию, но не предложили толком ничего от себя. Прозвучит немного жестоко, но игра напоминает типичную курсовую студента-отличника — безупречно написанную, но отнятую каких-либо индивидуальных черт работу, дотошность которой сопоставима лишь с её удушливой стерильностью. Такие не принято ругать, ведь в них скоплены необходимые сведения по предмету (и даже чуть больше, чтобы впечатлить аудиторию), но за пределами количества переведённых на них страниц и четы интересных заметок они мало чем отличаются от прочих таких же исследований.

 Thief: The Black Parade именно такова. Как стелс-экшен она отлична. Как фанатское творение она величественна. И в то же время как Thief новинка поразительно скучна, фактически безыдейна. «Изумительно» ли это или «Похвально»? Для меня ответ очевиден, прочим же рекомендую лично ознакомиться с долгостроем и решить самостоятельно.

Плюсы: впечатляющий масштаб; продуманные до мелочей локации; высочайший (по меркам пользовательских модификаций) степень продакшна; разумный баланс сложности; несколько любопытных находок во второй половине истории.

Минусы: это просто сдавленный пересказ оригинальной  Thief — без каких-либо интересных сюрпризов и с невероятно пресными героями; миссии представляют собой вариации на тему заданий из первых трёх долей саги.

Оценка игры