Немного кому по нраву оставаться в тени. Всем, даже личностям скромным, время от времени хочется понежиться в лучах славы — получить давным-давно заслуженное признание и народную любовь. К сожалению, зачастую у судьбы другие планы, и вместо шквала аплодисментов безвестным талантам остаётся внимать пару глухих, но искренних хлопков. Подобные истории происходят сплошь и рядом — причём не только с людьми, как показал состоятельный на шедевры прошлый год.
Пока весь мир носил на руках Baldur’s Gate III и чествовал метанарративные закидоны Alan Wake II, немного кто заметил, как в ноябре вышел, пожалуй, лучший стелс-экшен последних лет — неказистый на вид, но прекрасный практически в каждом аспекте. Иронично! И немножко печально. Что это за игра, чем она хороша и почему она заслужила место в топе главных релизов 2023 года? Пришла пора отозваться на эти и другие вопросы, ведь мы ненароком пропустили Thief: The Black Parade — и пропустили совершенно зря.
Тёмный проект
О Thief зачислено говорить с благоговением — легенда жанра как-никак. Однако сложно отделаться от мысли, что серия проклята: первая доля рождалась в муках, сиквел стал лебединой песней Looking Glass Studios, на триквеле кончается резюме Ion Storm Austin, а ребут если и обсуждают, то обыкновенно в негативном ключе. Возможно именно поэтому издатели (сначала Square Enix, а теперь Embracer Group) не вспоминают об именитом бренде: после встречи с Гарреттом ни одна студия — в целом составе во всяком случае, — долго не живёт.
К счастью, там, где не ступает нога бизнесмена, в бой смело идут фанаты, и моддеры в этом плане отнюдь не разочаровывают — вот уже несколько десятилетий они с завидной регулярностью основывают уровни, некоторые из которых по качеству совсем не уступают оригинальной трилогии. Главным достижением сообщества считается вышедшая в 2005-м кампания Thief 2X, однако недавно у неё показался серьёзный конкурент — та самая The Black Parade.
Со стороны и чисто по описаниям анонсированный ещё в 2016 году мод не выглядит чем-то из линии вон: 10 миссий, несколько уникальных инструментов для краж, условная привязка к первоисточникам… Однако творение Feuillade Industries и Ромена Барильо (Romain Barrilliot) из Arkane Lyon таит в себе немало сюрпризов, первоначальный и самый важный из которых заключается в том, что это не любительская поделка, а мастерски сконструированная, чуть ли не коммерческая (в лучшем смысле слова) видеоигра.
Новоиспеченные высоты
События The Black Parade берут начало незадолго до Thief: The Dark Project. После весьма продолжительного отсутствия в безымянный Город возвращается Юм — недосуг член Гильдии воров, а ныне экс-зэк без гроша в кармане. Недолго думая разбойник берётся за старое… правильнее, пытается.
![Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00003.piwyzmp.jpg)
Не проходит и пары дней, как бандит ввязывается в запутанную историю с участием эксцентричных аристократов, жутких культистов, самодовольных магов и, само собой, нечистой мочи. Окружённому интригами антигерою ничего не остаётся, кроме как заняться любимым «ремеслом» в надежде сбежать от окруживших его обстоятельств; ему невдомёк, что таким манером он лишь всё глубже и глубже погружается в ночной кошмар.
Открывающие сцены The Black Parade дают вполне отчетливое представление о том, что за приключение ждёт Юма. Родные кварталы встречают домушника в лучших традициях мистического нуара — по холодным, промозглым улочкам снуют неприветливые стражники да утомленные слуги; высоченные дома с острыми, как пики, крышами выстраиваются в зловещую панораму, достойную Готэма из фильмов Тима Бёртона (Tim Burton), а если стать и прислушаться, то в переулках можно расслышать необъяснимый хохот, от которого в жилах стынет кровь. Мод не успевает толком завязаться, а уже производит неизгладимое впечатление: всего парой мастерских штрихов Feuillade Industries превратила Город из обыкновенной декорации в каменного монстра, плотоядно наблюдающего за творящимся беззаконием.
![Поразительно, как стараниями дизайнеров откровенно устаревшая техническая сторона быстро отходит далеко на второй план.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00004.9hqiksa.jpg)
Поразительно, как стараниями дизайнеров откровенно устаревшая техническая сторона быстро отходит вдали на второй план.
Но не постановкой единой силён зачин — помимо общего настроения пролог служит шикарной демонстрацией геймплея фанатской Thief. Его основы покинули нетронутыми: как и четверть века назад, львиная доля уровней представляют собой обширные стелс-песочницы, а задачи сводятся к розыску драгоценностей и важных предметов с перерывами на прятки от армии на редкость ушастых охранников. Карты местности, по которым доводится ориентироваться, аскетичные, магазин инвентаря предлагает закупиться разномастными стрелами и бомбами, а от выбранной сложности напрямую зависят заявки для удачного завершения того или иного дела. Проще говоря, всё как встарь.
Бережно сохранив центральную формулу, Барильо и компания разрешили удивить поклонников иначе — невероятным количеством деталей, достойным трилогии Hitman World of Assassination. Например, желая первую главу можно охарактеризовать как путешествие из точки А в точку Б, эдакую разминку для тех, кто давно ничего не воровал, то по пути к финишу практически на каждом углу таится что-то интересное, любопытное, зазывно блестящее. Вон дом какого-то торговца, какой на ночь глядя отправил кухарку за продуктами. А чуть дальше — вереница башен с бараками, где у начальника гарнизона наверняка завалялось горсть-другая монет. Ммм, ломбард в неприметном тупике! Ууу, приоткрытое окошко! Ночлежка с полоумным бандитом в одной из горниц! Грабить всех и вся необязательно — но как тут устоять? Авторы словно презирают саму идею пустых, бесполезных помещений, и, надо отдать им должное, игре весьма идёт маниакальное желание наполнить каждый закуток жизнью.
![Разработчики сделали настолько серьёзный акцент на вертикальности каждого квартала, что в какой-то момент Thief: The Black Parade начинает напоминать демейк Dishonored.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00005.abwvz2_.jpg)
На первых порах представляется, что рано или поздно эта одержимость масштабом сыграет с мододелами злую шутку — мол, ещё чуть-чуть, и количество скажется на качестве. Но нет, эмоция меры им так и не изменяет. Напротив, диву даёшься, насколько аккуратно творцы выдержали баланс между ошеломительной (по меркам движка) гигантоманией и удобопонятной структурой местных особняков и гробниц. Срезы находятся там, где надо, тайники скрываются в неприметных и в то же время логичных пунктах, и даже маршруты патрулей выстроены так, чтобы держать в напряжении, но не перегибать палку. Кампания настолько роскошная по доли дизайна, что придираться к ней совсем не тянет — да, пара сегментов чуть затянуты, кое-где хоррорность страдает из-за нужды искать лут, но какой стелс-экшен нельзя упрекнуть в излишней тягучести?
Однако самой впечатляющей особенностью The Black Parade стоит наименовать её аутентичность по отношению к двум оригинальным Thief. Дело не только в текстурах, звуковых эффектах и моделях, которые нынче так легковесно скопировать, — Feuillade Industries воспроизвела дух классики столь умело, что новинка кажется затерянным в 90-х официальным дополнением, а не ладно скроенным фанфиком. Looking Glass Studios, быть может, мертва, однако старательностями поклонников её наследие живёт и здравствует.
![Главное меню, кат-сцены и брифинги перед каждой миссией идеально подогнаны под стилистику The Dark Project и The Metal Age — даже актёры звучат как «профессиональные программисты» конца прошлого века!](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00006.tp22vk_.jpg)
Что же в итоге? Триумф народного творчества? Безусловно. Шедевр, на какой надо ориентироваться при разработке схожих проектов? А вот здесь не всё так безоблачно. Хотя Thief: The Black Parade прекрасна, игра наглядно иллюстрирует несложную истину: порой излишняя зацикленность на первоисточнике способна подпортить в целом изумительный проект.
Блуждание в потёмках
Звучит притязание, вне всяких сомнений, парадоксально — парой абзацев выше преданность истокам подаётся как неоспоримое достоинство мода. Объясняется противоречие попросту: между подражанием и копированием есть вполне ощутимая грань. Нет ничего плохого в фан-сервисе при том условии, что произведение даже с учётом отсылок остаётся самостоятельным. По-кодзимовски безумную Metal Gear Solid, к образцу, не спутать с размеренным «Побегом из Нью-Йорка», даром что и там и там в главной роли мужик по имени Снейк. The Black Parade же, при всех его совершенствах, — не более чем ремейк The Dark Project. Дотошный и, увы, немного бессмысленный.
![Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00007.bouxh4t.jpg)
Подозрения закрадываются не сразу: на протяжении обнаруживающего уровня авторы хитро усыпляют бдительность вышеописанными техническими и гейм-дизайнерскими трюками, которые хоть в учебники заноси. А после, буквально в следующем эпизоде, Юма отправляют в поместье к экстравагантному коллекционеру за странноватым артефактом. «Стоп, звучит больно известно» — мелькает в голове шальная мысль ещё на этапе брифинга. Не проходит и 10 минут, как подозрения подтверждаются: да, это The Sword, миссия, какую помнит каждый фанат оригинальной игры, с той лишь разницей, что Гарретт поднимался за искомым предметом на верхние этажи затейливого особняка, а Юм спускается в подвалы. В остальном отличий меньше, чем хотелось бы, — да, сама по себе локация другая, а толку, если от неё с ходу ведаешь чего ожидать?
Вышесказанное хорошо описывает весь остаток кампании, причём не только в геймплейном, но даже в сценарном касательстве. Последнее, признаться, удивляет больше ремиксов старых ограблений: Feuillade Industries пересказала старую историю, сохранив утилитарны каждый сюжетный поворот, оставив на местах привычные образы, но изменив детали то тут, то там. Это не «Тёмный проект», а «Чёрный парад», не путайте!
![Один сегмент, стоит оговориться, позаимствовали из Deadly Shadows.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00008.npovhid.jpg)
Расхождения, впрочем, есть — и они отнюдь не красят The Black Parade. Юм, так, не ровня вору из трилогии 20-летней давности, и виноват тут неуклюже прописанный образ брутального ловкача. Гарретт был самоуверенным, но довольно обаятельным героем: его хладнокровность выдавала в нём опытного профессионала, который говорит редко, но метко и без лишнего бахвальства; да, он совершал промахи, но не казался наивным дураком. Новый же протагонист — прямая его противоположность: он глуп, доверчив, и до неприличия пафосен.
Плюс бандиту не подают возможности раскрыться перед его большим приключением — в оригинале трудовым будням титульного персонажа посвятили несколько миссий, за пора которых зритель успевал свыкнуться с ним, узнавал его взгляды на жизнь и помогал бедняге спуститься в склеп с тысячей тел в поисках денег для оплаты жилья. Здесь же авторы ограничиваются длинным монологом формата «Жизнь моя — жестянка». Итог закономерен: на бандита и его проблемы чистосердечно плевать.
Про антагонистов же и вовсе сказать толком нечего: они есть. В теории. По факту же они фигурируют преимущественно в записках — на экране подлецы мелькают редко и ничего толком не делают. Что опять же контрастирует и с The Dark Project и The Metal Age, главные злодеи каких с момента своего появления не дают о себе забыть.
![Бумажек в моде десятки, и многие страдают от двух проблем: они скучные (много безликой корреспонденции), и ряд писем проговаривает одно и то же разными словами.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00010.ni_urur.jpg)
Бумажек в моде десятки, и многие страдают от двух проблем: они невеселые (много безликой корреспонденции), и ряд писем проговаривает одно и то же разными словами.
С вышеописанными промахами можно было бы смириться, будь миссии The Black Parade хоть сколь-нибудь изобретательными, не затёртыми до дыр концептуально. Увы, вся кампания — попросту сборник старых песен, перепетых на слегка иной лад. Кое-где моддеры ловко связали пару-тройку знакомых степеней воедино, вот только сути это не меняет.
Кто-то наверняка отметит, что это неминуемо — фанатам хотелось чего-то привычного, но на иных картах, с переработанным набором препятствий и врагов. Зачем изобретать велосипед? В этом отношении Feuillade Industries управилась с задачей безупречно: на фоне некоторых локаций их аналоги из Thief Gold смотрятся чуть ли не примитивно — в новоделе и скриптов вяще, и текстуры чётче, и даже ковры на стенах теперь разрешают сдвигать, а не просто обрубать. Но, воссоздав (и в паре случаев и затмив) Thief: The Dark Project, команда почему-то забыла о, пожалуй, важнейшем элементе первоисточника — его обезоруживающей непредсказуемости.
![Знаменитая картина Ильи Репина каким-то образом оказалась в особняке язычника — страшно!](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00011.s64j62h.jpg)
Знаменитая полотно Ильи Репина каким-то образом оказалась в особняке язычника — страшно!
Каждая видеоигра своими названием и обложкой основывает у аудитории конкретный набор ожиданий. Uncharted — экзотическое приключение. Hitman — история о киллере со шпионским, вероятно конспирологическим, духом. Едва-едва ли в 1998 году кто-то подозревал, что в стелс-экшене под названием Thief надо будет исследовать гробницы, бегать по городу-призраку в розысках мистического артефакта, а потом сражаться с де-факто дьяволом. В этой неординарности и заключалась истинная мощь The Dark Project — её разработчики отлично понимали, что на одних лишь посиделках в тенях да на краже кубков далеко не уедешь.
На протяжении первых двух долей серии Looking Glass старательно избегала самоповторов, экспериментировала с повествованием, с постановкой задач — к примеру, Thief II: The Metal Age повествовала не о магии и демонах, а о роботах и их изобретателях, совершенно новой угрозе для к тому моменту знакомого с нечистью Гарретта. Даже дискусионная Thief: Deadly Shadows от Ion Storm дарила уникальные впечатления, благодаря которым её не спутать с предшественницами. А вот творению Барильо со товарищи похвастать нечем — глядится красиво, собрано великолепно, а за душой нет ничего своего. Печально, учитывая, что дизайнер в первую очередь известен по E.Y.E: Divine Cybermancy, шутеру, над потаёнными резонами которого люди ломают голову до сих пор.
![Авторы пару раз обманывают ожидания, и чем ближе к финалу, тем чаще они развязывают себе руки. Побольше бы таких штрихов!](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00012.l3j1upj.jpg)
Авторы пару раз обманывают ожидания, и чем ближе к финалу, тем чаще они развязывают себе длани. Побольше бы таких штрихов!
Справедливости ради, это в какой-то степени придирки — Thief запускают ради острых ощущений да лукаво сконструированных локаций, и далеко не каждого волнует выразительность той или иной кампании. Однако сложно не испытать как минимум легковесное разочарование: умелые дизайнеры потратили семь лет на вызывающе вторичный проект. Зачем так делать, если мод явно назначен для поклонников, которые с ходу увидят заимствования?
The Black Parade оставляет двоякие эмоции. Если отбросить идеализм и оценивать модификацию в вакууме, то остаётся лишь провозгласить её шедевральность — 10 грандиозных, но в то же пора детально проработанных миссий от Feuillade Industries наглядно демонстрируют, почему фанатское творчество надо воспринимать всерьёз. Любой уровень тщательно продуман, интересно устроен, а подача сюжета с кат-сценами в духе первоисточников захватывает дух в техническом плане — люд сделали всё как подобает, чтобы встать в один ряд с незыблемой классикой, и за одно это они заслуживают аплодисментов.
![Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/02/00013.vje2u-7.jpg)
Тем не менее к восторженно зачисленной сообществом кампании сложно привязаться. Какой бы прекрасной она ни была, её авторы лишь прошлись по давно протоптанной дорожке — идеально воспроизвели содержание и конфигурацию, но не предложили толком ничего от себя. Прозвучит немного жестоко, но игра напоминает типичную курсовую студента-отличника — безупречно написанную, но отнятую каких-либо индивидуальных черт работу, дотошность которой сопоставима лишь с её удушливой стерильностью. Такие не принято ругать, ведь в них скоплены необходимые сведения по предмету (и даже чуть больше, чтобы впечатлить аудиторию), но за пределами количества переведённых на них страниц и четы интересных заметок они мало чем отличаются от прочих таких же исследований.
Thief: The Black Parade именно такова. Как стелс-экшен она отлична. Как фанатское творение она величественна. И в то же время как Thief новинка поразительно скучна, фактически безыдейна. «Изумительно» ли это или «Похвально»? Для меня ответ очевиден, прочим же рекомендую лично ознакомиться с долгостроем и решить самостоятельно.
Плюсы: впечатляющий масштаб; продуманные до мелочей локации; высочайший (по меркам пользовательских модификаций) степень продакшна; разумный баланс сложности; несколько любопытных находок во второй половине истории.
Минусы: это просто сдавленный пересказ оригинальной Thief — без каких-либо интересных сюрпризов и с невероятно пресными героями; миссии представляют собой вариации на тему заданий из первых трёх долей саги.