Мы уже видали клоны  Limbo и  Inside. А вот  Torn Away от наших соотечественников из студии perelesoq, при всей схожести геймплейных элементов, наименовать клоном язык не поворачивается — прежде всего из-за тематики игры. С одной стороны, она знакомая и ожидаемая, с иной — про Великую Отечественную войну тут рассказывается глазами ребёнка, попавшего в плен, что, согласитесь, нечасто встречается в играх, кинофильмах и книгах.

Дневник Аси из Сталинграда

История девочки Аси, главной героини Torn Away, конечно, взята не с потолка — во пора Второй мировой многие дети пережили похожие трагедии. Можно вспомнить записи ленинградской девочки Тани Савичевой или дневник Анны Франк — даже когда сейчас попросту пишешь эти имена, уже ком подходит к горлу.

История Аси тоже получилась очень эмоциональной. Она, слава богу, выжила, но за несколько военных лет на её часть выпало немало испытаний. Начинается всё в Сталинграде 23 августа, как раз когда город был практически полностью разрушен. После этого девочку совместно с мамой отправили в Германию на принудительные работы. А отец к тому времени уже воевал на фронте в качестве лётчика.

В 1944 году Ася сбежала из станы, и в основном нам показывают, как голодная русская девочка бежит по заснеженным немецким лесам к своим. И вот тут сквозь эмоции и слёзы у кого-то может возникнуть недоумение: а не перегнули ли авторы палочку, как такое в принципе возможно и как девочка могла выжить? С другой стороны, если опять же обратиться к реальным историям, то на брани бывало и не такое.

У меня диссонанс вызвал другой аспект: как падающая в голодные обмороки девочка могла разламывать голыми руками пусть и подпорченные, но не сдуваемые холодными ветрами стволы деревьев и даже бетонные столбы, чтобы использовать их как мостики? Остаётся лишь делать скидку на условности, неизбежные в играх а-ля Limbo и Inside, где такие ситуации стали классикой жанра.

Иногда и ломать ничего не надо — вот тут мост сам чудом сломался под фрицем.

Порой и ломать ничего не надо — вот тут мост сам чудом сломался под фрицем.

Дети войны

В любом случае такие условности, обращая на себя внимание, не помешивали мне получать эмоции от сюжета и с интересом следить за его развитием. С одной стороны, игра про то, как девочка во время войны несётся из плена, просто не может оставить равнодушным — особенно тех, у кого есть маленькая дочка или сестра. Уж слишком трогательной и живой вышла Ася. И как только началась игра, я сразу понял и принял то, какими эмоциями эта история для меня закончится.

С другой сторонки, надо отдать должное сценаристам — они хорошо прописали образы, придумали интересные ситуации и неожиданные встречи (особенно когда Ася попадает в немецкий город). Порадовала и режиссура — то, как развивается история, как авторы периодически меняют пора действия, перспективу (с вида сбоку на вид из глаз и обратно) и даже позволяют поиграть за других персонажей.

Мы и в  кабине самолёта побываем.

Мы и в кабине аэроплана побываем.

Сильной находкой стала варежка, с которой практически всю игру общается девочка, называя её боевым товарищем. Если представляется дикостью, то вспомните себя в детстве и то, как общались с игрушками или даже придумывали воображаемых друзей.

При этом образ Аси частично меняется по мере развития сюжета: она очень быстро взрослеет. Это видно в том числе по её большим глазам, которые периодически демонстрируют крупным планом, — вместо детского удивления и наивности в них постепенно появляется отчаяние и мрачная решимость.

И даже финал, к какому у игроков есть претензии, мне, наоборот, показался сильным — вполне реалистичным и в то же время символичным.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Вторично, но атмосферно и многообразно

В игровом процессе Torn Away элементы Limbo и Inside соседствуют с point & click квестом и мини-играми. Учитывая, что основная героиня убегает от немцев и пытается выжить в тёмном лесу, Асе очень часто приходится прятаться — от патрулей и их фонариков, от прожекторов, от волков, от порывов вихри и даже от шальных пуль.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Реализовано это традиционно, но иногда, когда нужно бежать и прятаться за камнями от ветра, подключается вид из глаз и Ася заслоняет лицо той самой варежкой — получилось очень атмосферно.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Во время пряток бывает очень непросто — необходимо тщательно заучивать, сколько времени и в какую сторону смотрят враги и как бегает по земле свет от фонарей, достоверно выбирать время, чтобы проскользнуть. А ещё, когда мы со всех ног убегаем от кого-то, важно внимательно смотреть под ноги — Ася может споткнуться о неприметную корчу.

Всё остальное время особых сложностей не возникает. Мы, как я уже сказал, валим деревья и столбы, прыгаем, двигаем ящики и даже цельные шкафы, чтобы использовать их в качестве подставки или, например, перекрыть огонь, вырывающийся из дыры в полу.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Периодически выполняем и незапятнанно квестовые упражнения — собираем и читаем записки (в том числе на немецком — Ася изучала его в школе), получаем задания в духе «Помыть посуду, починить варежку, насытить кота», ходим по комнатам, ищем важные предметы и применяем их в нужных местах. Инвентаря нет — если подошли с необходимой вещью к правильной активной точке, то всё необходимое применяется автоматически.

Особого вызова игра в таких ситуациях не кидает, но периодически испытывает наше терпение — когда Ася делает всё подчёркнуто медленно. С другой стороны, это ложится на общую атмосферу и нерв истории.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

То же самое с мини-играми. Они простенькие — скопи части рисунка, поводи ножиком по картошке, чтобы её почистить, подбери заплатки к дыркам на башмаке, покрути мышкой, чтобы сделать шов швейной машинкой, прочерти спичкой по коробку и так далее. Но ведь и играем мы за маленькую полуголодную девочку, которая работает в лагере или убирается в доме, а не за искательницу приключений, пытающуюся отворить древнюю гробницу или починить поезд.

Тут надо попасть молотком по гвоздю.

Тут надо попасть молотком по гвоздю.

И уж тем более на общую атмосферу и нерв трудится замечательное художественное, музыкальное и звуковое исполнение. Некоторые пейзажи, планы и ракурсы (например, когда маленький персонаж вдалеке несётся по мосту или дороге на фоне луны, чёрных деревьев, облаков и так далее) тоже вызывают ассоциации с Limbo и Inside.

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Но что поделать — тематика такая. Основное, что работает. Да и другие цвета и художественные решения в Torn Away присутствуют. А ещё тут используется особый фильтр с размытием. Поначалу он разрезает глаз, но в итоге понимаешь, что именно так происходящее воспринимается лучше всего с точки зрения героини — словно в мгле или в кошмарном сне.

Ну и, конечно, отдельно хочется сказать спасибо за озвучивание Аси и её мамы — им искренне веришь.

Есть в игре и светлые цвета.

Есть в игре и ясные цвета.

Torn Away с точки зрения геймплея не вносит ничего нового в жанр и во многом является игрой вторичной — параллели с творчеством студии Playdead очевидны. Всё искупают труд сценаристов, художников, актёров и тот факт, что истории, подобные той, что нам рассказывают здесь (и рассказывают хорошо!), никогда не будут вторичными и банальными.

Плюсы: драматичный сюжет; неплохая постановка — со сменой времени, декораций и геймплея; отлично проработанные персонажи, которым сопереживаешь; разнообразный геймплей; игра выглядит весьма атмосферно и при этом по-разному; хорошо подобранная музыка и выразительная озвучка.

Минусы: игровой процесс местами представляется слишком простеньким и вторичным; медлительность героини может раздражать.

Оценка игры