Разработчики
Созидателям этого щита стоит обдумать вариант узкого серпа молодой месяцы — дизайн будет ещё грациозней.
Разработчики
Созидателям этого щита стоит обдумать вариант узкого серпа молодой месяцы — дизайн будет ещё грациозней.
Для тех, кто в танке: ARENA — это мощно выделяющийся на фоне других проект линейки Total War. Creative Assembly решилась сотворить онлайн-стратегию, и, желая в основе её лежат традиционные механики, в ней почти полностью отсутствует однопользовательский контент. Никакой исторической кампании и глобальной карты — игровой процесс целиком вписан в формат относительно коротких сетевых матчей. Если вас, как и меня, интересует, как непохожим на оригинал будет геймплей и придётся ли ветерану Rome и Medieval протекать здешний «туториал», давайте разбираться.
В ARENA представлены три фракции: варвары, римляне и греки. Выделяются они прежде всего стилем ведения боевых действий. Так, варвары неплохи в разведке и неожиданных манёврах; греки великолепно обороняются; организованные и бронированные римляне выделяются стойкостью в атаке.
Помимо различий в типах «юнитов» и ветках их развития, у любой из сторон будет свой набор генералов — реальных исторических личностей. Эти персонажи обладают несколькими деятельными способностями, существенно влияющими на исход боя. Неплохой повод излишний раз открыть энциклопедию. Если о Германике и Цезаре слышали почти все, то что, так, вы знаете о царице иценов Боудикке? Да, и не удивляйтесь: война — дело не лишь мужское, и на данный момент из десяти военачальников два представляют отличный пол.
Всего в игре 146 типов отрядов, а также 16 премиум-отрядов, обзавестись какими вы сможете за реальные деньги. Разработчики сразу устранили возникающее беспокойство о балансе: «платные» бойцы по своим характеристикам не превосходят типовых. Но они имеют какую-то особенность, которая может удачно дополнить избранный вами военный стиль. Прикупить «элиту» стоит в том случае, если вы желаете усилить тактический потенциал войск уникальными геймплейными особенностями. Так, варварам можно разнообразить свои ряды метателями дротиков, желая в их стандартных «казармах» о такой специализации и не слыхивали.
Нет, ну действительно, в Древности воевали настоящие эстеты.
В баталии участвуют команды по десять игроков, любой из которых контролирует три отряда. Количество солдат в одном подразделении варьируется в подневольности от типа войск. Однако среднее значение общего числа участников сражения примерно равняется шести тысячам — это много в сравнении с другими представительницами серии.
Масштаб и степень эпичности выходящего возрастают также за счёт того, что карты стали поменьше, а бойцы — пошустрее. В показанном нам геймплейном видео стычки начались уже сквозь тридцать секунд после начала матча. Всё действо продолжается около десяти минут — средний показатель для большинства сражений. Динамика существенно возросла, «юниты» прытко бегают по полю, схлестнувшиеся отряды без излишних танцев с саблями удобряют телами солдат землю.
Создание тактически верных комбинаций отрядов — залог победы. Несложно догадаться, что любой «юнит» обладает своими характеристиками, а также пассивными способностями, определяющими его роль в сражении. Нам был продемонстрирован матч, в каком целью игроков было захватить вражескую базу и защитить свою.
Сражение начинается с выбора позиции отрядов. Делается это с учётом ваших планов на грядущей: остаться охранять базу или атаковать в каком-либо направлении. На карте тут же являются какие-то кружки и метки. Разработчики объясняют, что так союзники увязывают свои действия. Наверняка непростой задачей для Creative Assembly было создание удобопонятного и эффективного канала коммуникации между пользователями. Ведь слаженность поступков крайне важна для командной игры — особенно стратегической. Желающим высказаться позволили «вздергивать» различные информационные метки на вражеские отряды или защитные объекты. Не отвлекаясь от выходящего, можно попросить артиллерию атаковать неугодного «юнита» или посоветовать коллегам взять оборону в определённом месте.
Разработчики уже сделали шаги на линии упрощения коммуникации между «рандомными» пользователями и сообщают о позитивных результатах ЗБТ. В большинстве случаев незнакомые друг с другом люд успешно координируют свои действия. Но создатели собираются впрыскивать дополнительные формы связи, чтобы, например, даже «чайникам» немало опытные коллеги по команде могли быстро дать постигнуть, куда пойти, какую линию защищать и так далее.
Боудикка… Обыкновенные феминистки ликуют. А креативные феминистки возмущённо доказывают, что дамы способны не только собаками руководить.
Итак, создание плана на бой. Человек, записавший видео геймплея, избрал в качестве командира хорошо известную в узких иценских сферах Боудикку. Если вы ещё не заглянули в энциклопедию, то замечу, что в реальной истории дамой она была храброй, но познать прелесть военной победы хоть раз ей не посчастливилось. Перспективный полководец получает соответствующую армию — два отряда боевых псов. А также группу прозаичных мечников. Чтобы хоть кого-то уложили.
Инфернальная дама на колеснице в окружении десятков яростных церберов — сообщают, этот набор подходит для быстрой атаки, и поэтому армии Боудикки сразу направляются в сторону врага по южному линии. Союзники разбредаются по центральной и северной линиям — всего дорожек между базами три, как в классической MOBA. На линии к цели есть стратегически важные точки, увеличивающие радиус обозрения и позволяющие артиллерии атаковать более эффективно. За одно такое пункт и разворачивается первая битва.
Копейщики и мечники противника очутились шустрее наших собачек и уже заняли позицию. Боудикке доводится атаковать. Наступает классика Total War — игра в «Камень, ножницы, бумагу». Копейщики, мечники, псы и лучники пытаются выйти на наиболее подходящего для себя соперника. Известные полоски над головами бойцов сигнализируют о состоянии здоровья и мочи боевого духа отряда, без которого вояки побросают оружие, подожмут хвосты — и к маме. Как-то воздействуют на происходящее пассивные и активные способности участников собачьей бойни. Всё известно, отличие чувствуется только в ускоренном ритме перемещения армий, а также во взаимодействии с союзниками — нужно улавливать их сигналы и при нужды помечать отряды «чёрными» метками для артиллерийского огня.
В итоге профессиональных и слаженных совместных действий вооружённых людей и их четвероногих товарищей Боудикке удаётся победить. Где-то вдали краем очи мы видим масштабные сражения на других линиях, что делает зрелище подлинно эпическим. Там дела похуже: союзники отступают и готовятся к обороне базы. А основная миссия сейчас лежит на плечах иценской правительницы.
Взятие обеих баз начинается одновременно: неприятели уже стоят на родной земле, а наши собачки добрались до чужбины. На этом этапе геймплей приобретает новоиспеченный тактический оттенок, ведь чем больше воинов находится на территории, тем скорее происходит захват. Сбить таймер можно, нанеся урон оккупирующим мочам. Нужно решать, что перспективнее — заводить максимальное количество «юнитов» на базу противника или помешивать врагу присвоить наши владения.
Тест Роршаха пор Древнего Рима: что вы видите на своём щите? Если стрелу, то вы однозначно живы.
Боудикка победила благодаря тому, что на её базе очутилось какое-то сооружение, атаковавшее чужаков. Тем не менее стационарных хаки построек, высоких городских стен или рвов в конечной версии не будет. У римлян есть зодчие, которые могут строить оборонительные заграждения в процессе боя, однако масштабных осад укреплённых городов ожидать не стоит.
Необходимо отметить, что не все карты имеют структуру трёх линий. Битвы в ARENA отсылают к историческим сражениям, и в соответствии с ними определяется как список мишеней, так и дизайн самих локаций. Есть открытые пространства, есть варианты, в каких поровну сочетаются городская и лесная зоны, есть смешанные карты вроде «Марафона». Там тоже просматриваются три основных курсы: скала, ущелье и центр, который представляет собой вящую территорию с голой равниной и лесом. Выбирайте путь перемещения с разумом. Поскольку показатели эффективности отрядов зависят от типа места, при тактическом планировании необходимо также учитывать специфику рельефа.
Важным фактором успеха free-to-play-проекта является качественная система прогрессии игрока. В ARENA, по всей видимости, с ней всё в распорядке. У генералов большие перспективы совершенствования талантов, а у каждой фракции свои ветки развития «юнитов» с десятью улучшениями. Также предусмотрен размашистый выбор обмундирования. У любого отряда есть свой собственный инвентарь с пятью слотами. Какие нагрудники будут украшать ваших королевских спартанцев или как острыми будут стрелы у греческих лучников, — решайте сами. Разумеется, разработчики не забыли пополнить магазин не имеющими функционального направления косметическими радостями. Всё же важно, какой герб увидит противник на щитах ваших римлян.
По завершении любого матча участники получают серебро — игровую валюту — и эксперимент, которые можно вкладывать либо в развитие навыков генералов, либо в улучшение отрядов. Немалая доля завоёванного добра автоматически уходит на восстановление потрёпанных или расшибленных «юнитов». К финансовому отчёту прилагается подробная статистика здоровых действий, позволяющая узнать, за что именно в карман прилетела монетка: за победу, урон, обнаружение противника, захват базы. Порадует и табличка с бонусами, какие выдаются за совершённые подвиги. А ещё разработчики ввели титулы, знаки отличия, степени аккаунта, цвета отрядов, многофункциональную систему повторов… В всеобщем, ARENA всеми возможными способами мотивирует игрока влечься к славе, воевать с чувством, с толком, с расстановкой и совершенствовать своё мастерство.
«В какой невеселой центурии я живу!» — из мыслей римлянина, встречающего бойца в железной кепке, зелёной рубахе и с ярким полосатым одеянием на ногах.
Но как милостива местная монетизация к любителям медленного, но самостоятельного взросления? Разработчики уверяют, что даже без денежных вливаний резаться будет комфортно. Чтобы создать общее представление о скорости дарового получения контента, приведём следующее заявление: для открытия одной ветки развития отрядов фракции варваров (а их итого три-четыре), придётся провести приблизительно полторы тысячи матчей. А посредственная продолжительность боя, напоминаем, равняется десяти минутам. Это вполне нормальные преходящие затраты для free-to-play. Приемлемы ли они для вас — решайте сами.
***
С точки зрения избранной модели распространения Total War: ARENA выглядит почти идеально. Куцые сессии, куча мотивирующих «челленджей» и званий, а также реальная возможность получить затворённый контент собственным трудом. Но насколько ценна игра как стратегия в линейке Total War?
Визуально её почти не отличить, основные принципы и механики не тронуты. Но ряд ничтожных изменений и нововведений, продиктованных мультиплеерным статусом проекта, слегка меняет восприятие геймплея. Кой-каким стратегам-«олдфагам» могут прийтись не по вкусу суетливая скоротечность боя, микроконтроль итого трёх отрядов, зависимость от членов команды. Но это их проблемы — на мой взор, переезд боевой механики Total War в сетевой сегмент базара осуществляется логично и правильно, а постоянное сканирование Creative Assembly процесса ЗБТ и деятельная реализация идей игроков дарят веру в успех.