Пиксель-арт и сел-шейдинг могут подвинуться — надвигается пора новой моды. Вскоре после  Pentiment мы получили ещё одну игру, выполненную в стиле средневековых манускриптов. Лишь если Obsidian предложила сюжетное приключение, то новинка под названием  Inkulinati — пошаговая тактика с видом сбоку. Пока что она есть в раннем доступе на ПК и Xbox, но уже на данном этапе можно сделать кое-какие выводы.

Ожившие рисунки

В мире игры мастера-инкулинаты входят в общество, забавляющееся рисованием на страницах манускриптов. Два участника боя изображают автопортреты (мини-инкулинатов), а на свободных местах рядом с ними рисуют диких зверей и прочих созданий с помощью живых чернил. Конечная цель — довести здоровье вражеского мини-инкулината до нуля, отдавая приказы своим зверям, призывая новоиспеченных бойцов и используя остальные возможности.

В путь мы отправляемся взяв с собой трёх существ. Поначалу выбор зверей у игрока не так уж велик — лишь зайцы да собаки. У зайцев есть уникальный активный навык — они виляют задом, усыпляя цель и снижая её меткость. Собаки же молятся и становятся невосприимчивыми к отбрасыванию.

Отбрасывание — одна из основных механик в Inkulinati, с учётом которой здесь созданы локации. Полом на страницах манускрипта служат нарисованные полоски, какие по краям обрываются. Так что цели можно сталкивать со страниц — все участники боя обладают этим навыком. Двигать оппонента (или товарища) позволяют лишь на одну клетку, так что скоро раскидать всех не получится, а потому желательно заполнять пустые места — ставить там объекты или перемещать своих бойцов. Ведь если толкнуть кого-то на взятую клетку, то он будет скользить в ту же сторону до тех пор, пока не попадёт на свободное место.

Если удача будет на стороне игрока, таким манером удастся одолеть даже мини-инкулината. Скидывать его необязательно — чем дальше проходишь игру, тем больше встречается ловушек, в том числе ядовитые облака, засвеченные костры и так далее. А если партия затягивается, то на четвёртом или пятом этапе по краям карты начинает разгораться пожар, уменьшающий число безопасных локаций. Правда, в некоторых случаях пожар появляется только на стороне игрока.

С этим связана одна из основных проблем Inkulinati — со временем игроку подбрасывают слишком много неприятностей, с которыми ему приходится справляться, одновременно пытаясь осилить противника. Я достиг точки кипения, когда на одном из уровней повстречались скелеты, каждый из которых накладывал на моих бойцов «Пляска смерти» — из-за него мои звери в конце хода получали аж пять единиц урона каждый. На этом этапе локации бывальщины всё более опасными — где-то огонь, где-то облака. Я толком не мог ступить даже шагу и проиграл бой. Причём было это на низеньком уровне сложности.

This is fine.

This is fine.

Возможно, я просто плохо играю в подобные тактики, но с балансом явно что-то не так. До классического боя с мини-инкулинатом игрок должен миновать несколько испытаний, выбирая, по какому пути хочет идти. Можно соглашаться на бои, где звери встречаются с другими зверями, а персонаж в них участия не принимает. Можно выбирать сражения мини-инкулината со зверями — за них подарят в собрание ещё одного бойца. Можно отправиться по дороге, где есть магазин или другие заведения, в которых удастся потратить или заработать золото, а также получить бонусы.

Линия к победе (или погибели)

Однако какой путь ни выбирай, он всё равно получается коротким. Во-первых, нужно увеличивать число чернил, доступных в начале боя, — именно с их помощью вы рисуете бойцов, у каждого из которых отдельная стоимость. Самые мощные и выносливые стоят довольно дорого, а слабых можно создавать часто, вот только на опасных локациях они долго не простёрт. Во-вторых, нужно следить за количеством золота — без него не купить ценные товары вроде пассивных способностей. С одной из них, к образцу, в начале каждого хода ваши бойцы будут восстанавливать здоровье, а с другой вы будете получать чернила в случае крахи своих зверей.

Иногда лучше пожертвовать своим бойцом, если это приведёт к победе.

Ещё нужно зарабатывать очки престижа — их выдают как за победы в сражениях, так и за отказ от услуг в заведениях. Например, вы не будете тратить золото в магазине и получите вместо этого очки престижа — тогда в вытекающей главе увеличение запаса чернил удастся заполучить бесплатно, поскольку появится такая опция. Но отказываться не охота — со слабыми лучниками и мечниками побеждать мини-инкулинатов будет всё труднее, а других источников новых зверей не так много.

Престиж необходим ещё и для того, чтобы открывать новых стартовых бойцов. Inkulinati работает по принципу «рогалика» — когда вы утеряли все «жизни» (их число зависит от уровня сложности), весь прогресс стирается и начинать путь надо заново. К разблокированным изначально косым и собакам прибавляются новые существа со своими особенностями. Среди них выделяются взрывчики, потешные существа, способные рваться в любой момент, в том числе в случае гибели. Стоят они дёшево, да и урон наносят солидный.

Престиж учитывается лишь собранный в конкретном забеге, так что лучше сразу начинать его повышать.

Престиж учитывается лишь организованный в конкретном забеге, так что лучше сразу начинать его повышать.

За очки престижа также открываются новые стартовые способности мини-инкулината, какие называют жестами. Он всегда умеет двигать цели (и себя) влево и вправо, но вдобавок может исцелять зверей, преходяще повышать им характеристики или даже взрывать собственных товарищей. Бонусные жесты по мере прохождения покупаешь в магазине — там и усыпление одного неприятеля, и возможность ранить противника пальцем. За один ход можно использовать все доступные жесты, но им требуется время на восстановление — любой ход исцелять напарников, конечно, не позволят. Да и радиус действия у жестов небольшой — нужно находиться довольно близко к мишени. Но все равно они бывают очень полезными и не раз спасают.

Скорее всего, сложность Inkulinati связана с тем, что здесь нет определённой очерёдности поступков. Игрок волен выбирать, какой зверь что будет делать, после чего оппонент тоже принимает решение. Вогнали вы кого-то в ловушку, чтобы следующий ваш зверь толкнул противника в бездну, — а оппонент переключился именно на этого бедолагу и отвёл его в иное место. То есть это не тактическая игра, в которой вы чётко всё планируете, устраняете цель до её хода и так далее — здесь всё немало непредсказуемо. В полной версии планируют добавить мультиплеерный режим, где недостаток такой системы будет ещё заметнее.

Мини-игра во пора атаки — отдельная тема для дискуссий. Нужно вовремя нажать на кнопку, чтобы боец нанёс максимальный урон, — от того, победишь ли мишень сразу, может зависеть судьба всего сражения. Порой стрелочка движется очень быстро, и это ещё один образец того, как часто у игрока отбирают контроль над ситуацией.

Когда враг портит ваши планы, и это даже читерством со сторонки искусственного интеллекта не назовёшь — так игра и должна работать. Но иногда хочется, чтобы хотя бы за игрока он не принимал никаких решений. Когда вы пускаетесь на поединок зверей, мини-инкулината там нет, поэтому система сама расставляет ваших зверей на карте. Можно представить, как тут всё зависит от удачи — если не повезёт, игра поставит лучника прямо перед вражескими существами, а самого мощного бойца отправит куда-нибудь наверх, откуда он спустится только спустя пару ходов.

С нормальным балансом Inkulinati заиграет совсем другими красками. Пошаговые сражения увлекательны благодаря разнообразию бойцов и ситуаций. То появляются двери, через какие могут проходить только юниты той или иной команды, то по карте летает с одного места на другое ловушка, убивающая тех, кто на ней стоит в крышке хода. Следишь не только за тем, возможно ли столкнуть кого-то с карты, но и стоят ли твои или вражеские звери на чернильных пятнах — с их поддержкой мини-инкулинаты собирают чернила для создание новых солдат. Если хотите усложнить жизнь оппоненту, старайтесь не оставлять его юнитов на этих пятнах, по-иному потом будет не отбиться от его воинов.

Inkulinati: Превью по ранней версии

Сама идея  Inkulinati великолепная: и нарисовано всё чудесно, и юмор хороший, и геймплей необычный — охота добраться как можно дальше и преодолеть как можно больше испытаний. Однако, как мне показалось, порой этих испытаний чересчур много, и с нынешним балансом получать от прохождения удовольствие довольно трудно. Говорят, проект пробудет в раннем доступе возле года — и существ новых будут добавлять, и модификаторы локаций. Надеюсь, над сложностью тоже поработают — игра может выйти замечательная.