Two Point Studios продолжает экспериментировать с сеттингами своих игр — после успешных тайкунов про больницу и университет команда разрешила взяться ещё и за музей. Новая часть выглядит в точности как предыдущие, но, что удивительно, нудной от этого Two Point Museum не сделалась. Ведь в симуляторе нашлось место как для знакомых в серии механик, так и для новшеств: улучшенного строительства, неожиданных пасхалок и тонкостей, связанных с управлением музеями и менеджментом экспонатов.
Долой рутину
Этим летом я наконец-то добралась до первой доли серии, Two Point Hospital, и за несколько дней гринда одолела все уровни на «золото», пока смотрела подкасты и сериалы. Заглянув и в «Музей», могу произнести, что новая часть — точно такой же коварный пожиратель времени, если не хуже: рутины стало куда меньше, стройка гораздо гибче, а за обустройством комнат и выставочных залов время летит так незаметно, что я опомнилась только под утро, когда выбирала тематические обои для любого экспоната и достраивала третье здание.
Я с удовольствием наблюдала за работой своего «муравейника», каждая часть которого подчинена всеобщей системе и функционирует автономно.
В Hospital и Campus основную часть времени приходилось уделять прокачке сотрудников, и на любом этапе развития тяни геймплей сводился к бесконечному повышению квалификации. В Two Point Museum главной заботой игрока стали экспонаты, ведь чем лучше и многообразнее выставка, тем больше пожертвований получит музей, а это — главный источник дохода.
Способов выудить побольше денег из посетителей так немало, что страдать от рутины и скучать на перемотке попросту некогда. Можно украшать свои залы, заполнять их поясняющими табличками и колонками с подходящей музыкой, крафтить игрушки, заниматься добычей новоиспеченных экспонатов или формировать тематические экскурсионные туры.

В отдельном меню можно настроить маршрут тура и входящие в него экспонаты. И не позабудьте по пути заглянуть в магазин с мерчем, чтобы вытряхнуть из кошельков туристов все сбережения!
Десяток одинаковых карт с ничтожными изменениями тоже в прошлом — каждый музей теперь тематический, а это значит, что все локации тоже уникальные, пусть их и не так немало, как раньше. Первый выставочный зал посвящён доисторическим временем, а затем куратору предложат испытать свои силы в морском и паранормальном музеях. И всюду будут уникальные украшения, горницы и экспонаты. Например, в морском музее большое внимание стоит уделять ловле редких рыб и строительству аквариумов, а для паранормальных выставок придётся охотиться на призраков.

Клянусь, эта кукла вечно смотрит на меня, как ни поворачивай камеру…
В первых двух играх возвращение на предыдущие карты было рутинной каторгой с равной автоматизацией процессов, поэтому до трёх звезд мало кто доигрывал. Теперь «бэктрекинг» имеет куда больше резона — по ходу игры можно разблокировать новые регионы для поиска артефактов, украшения и комнаты. Вернувшись в свои музеи, докупить дом и открыть там абсолютно новую выставку. Что, кстати, ещё одно ключевое отличие от предыдущей игры — в Two Point Campus все университеты тематические, потому нельзя было совместить школу волшебства и какую-нибудь академию шпионов.

Подход к управлению каждым тематическим музеем тоже различный — у экспонатов могут быть бонусы от соседства, уникальные условия содержания и неожиданные особенности. Например, проклятая кукла так жуткая, что посетителям музея сразу хочется в туалет, а созерцание скелета динозавра вызывает зевоту и негативно воздействует на удовольствие от посещения выставки. Игра поощряет творческий подход к решению таких проблем, так что остаётся только активировать своего внутреннего менеджера и приступить к созданию бизнес-плана!
Мечтание дизайнера
Режим строительства тоже улучшился со времён первых двух частей. Среди новых механик — стройка перегородок и комнат неправильной формы, а также, например, продвинутая покраска помещений — можно по классике тыкать заливку, использовать различные цвета для тематических залов или даже делать небольшие цветовые акценты.

Чтобы издалека разделять зоны по краскам, я залила всю доисторическую секцию зеленым цветом и добавила лесные фотообои, а для имитации перехода к ледниковому периоду сделала «ледяной» настил. И прекрасно, и удобно — не нужно долго искать нужный выставочный зал.
Конечно, до возможностей The Sims 4 этой игре далеко, но на таком поле любой режим строительства будет выглядеть неполноценным и неудобным. Размещать предметы вплотную нельзя из-за коллизии, зато у немало вещей появились расцветки и формы — один и тот же предмет в разных цветах может создать нужное настроение и прийтись как для доисторической, так и для морской выставок.

Можно даже добавлять в библиотеку собственные цвета, так что больше никаких одинаковых больничных лавочек, какие вызывают депрессию одним своим видом.
Туалеты, комнаты отдыха, фойе и классы перекочевали из прошлых игр, но все прочие помещения — профильные: например, мастерская для создания интерактивных игрушек, магазин мерча (тоже тематический — посетители музея с вящей охотой купят товары по выставке, которую только что посмотрели), кабинет охраны, лаборатория для изучения экспонатов, аквариумы и герметичные горницы для содержания призраков.

Одним экзотическим рыбам нравится тёплая вода, а другие любят похолоднее, так что придётся строить несколько аквариумов.
Чем вяще возможностей и механик открывается по ходу сюжета, тем лучше становится игра. Но каким бы интересным ни было строительство и обстановка музеев, ни одна выставка не будет полноценной без экспонатов, а их добыча — самая значительная и интересная часть!
Охотники за сокровищами
Каждому музею необходим свой эксперт по древностям — нанятый Индиана Джонс будет вылетать в организованные экспедиции и привозить оттуда артефакты. Чем опаснее локация, тем лучше награда, но, если не желаете угробить своего археолога, к вылазкам нужно подготовиться. Поначалу экспедиционные точки будут более-менее безопасными, а самой большенный опасностью окажется грязь на ботинках или перелом. Затем команде понадобятся хороший пилот, эксперт по выживанию или даже охранник — придётся брать и обучать персонал с соответствующими перками, чтобы не потерять ни людей, ни деньги.

Игроку предстоит проспонсировать, а также спланировать экспедицию от и до — подогнуть команду, предоставить аптечку и другую экипировку, а также обозначить сроки.
Время года тоже имеет смысл — в некоторых локациях могут обнаружиться опасные сезонные бури, поэтому придётся дожидаться хороших погодных условий. Или рисковать персоналом — если команда подогнута безупречно, а все риски учтены, то бояться нечего!
Путешествия обычно автоматизированы, но иногда без микроконтроля не обойтись — во время вылазок периодически являются особые ивенты с выбором действия. За успешное прохождение события могут дать новый артефакт или опыт, а за крахи будут наказывать болезнями или потерей денег.

Во время подготовки к вылазке стоит изучить возможные события и способы их избежать. С путеводителем команда не потеряется в пещерах, а с поддержкой аптечки вылечит ранение. Одновременно и книга, и аптечка в рюкзак не влезут, поэтому придётся выбирать что-то одно.
Если экспедиция была успешной, археолог вернётся с новоиспеченным экспонатом для музея. Локации для охоты за ними будут открываться постепенно и после выполнения ряда требований, потому собирать тематические коллекции и охотиться за редкими артефактами очень интересно. Из первых вылазок археолог будет привозить печати бигфутов и дискеты (ох уж эти неизвестные технологии древних), в горах обнаружатся замороженные останки людей, а позже бесстрашному Индиане Джонсу придётся сходить в Загробный мир — на что только не пойдёшь, чтобы удивить посетителей музея!

В описании каждой локации обозначено, сколько артефактов было отыскано, поэтому можно возвращаться и «фармить» экспонаты. Главное, чтоб хватило денег. А ещё важно следить за состоянием экспедиционной группы и подавать ей отдыхать, иначе участники будут ныть и грозить уволиться.
Когда артефакт прибыл, можно начинать подготавливать новоиспеченное выставочное место. У каждого экспоната есть особая характеристика — ажиотаж, который растёт или уменьшается в зависимости от того, как неплохо был представлен объект. К примеру, замороженные останки будут красиво смотреться на фоне декоративных снежных камней и холмов, а отдельный проклятые предметы любят компанию других артефактов! Иногда предмет не даст полного бонуса ажиотажа, пока не будет целиком собран — некоторые экспонаты состоят из трёх и более частей, поэтому за ними придётся побегать.

В специальном меню можно проверить, какие объекты получили полный бонус ажиотажа, а какие требуется улучшить. Конечно, необязательно доводить до совершенства каждый экспонат, но посетители идеальную презентацию достоверно оценят!
Ажиотаж — не единственный параметр экспонатов. Хороший менеджер должен обращать внимание на пыль и вовремя направлять уборщиков, наблюдать за тем, чтобы соблюдались все условия содержания, поливать растения, а также обеспечивать каждый артефакт пояснительными табличками.
По умолчанию у любого предмета всего 1 пункт науки — это информация, которую музей может предоставить посетителям. Позже в игре разблокируется кабинет для изысканий — в них эксперты-археологи смогут разбирать и изучать под микроскопом все находки, чтобы предоставлять больше информации. Конечно, после изучения объект исчезнет, но всегда можно отправить археолога ещё в одну экспедицию!

Закопавшись в механики игры, можно обнаружить груду других мелочей. Длинные (и не тематические) экскурсии расстраивают посетителей, одержимого злым духом сотрудника лучше содержать подальше от общих коридоров или вообще вылечить, останки замёрзшего человека лучше оставлять замерзшими и не экспериментировать, а призраки, оставшиеся в музее в качестве экспонатов, могут утерять терпение и навсегда сбежать в загробный мир.

Чтобы музей не стал новой локацией для игры по SCP, лучше следить за надобностями своих призрачных гостей. Кто-то, например, не любит музыку, другим нужны компания и камин, а третьи попросту ненавидят соседей.
А ещё в музей приходят совершенно разные посетители с разными потребностями. Например, дети, которым неинтересно декламировать все эти скучные записки — для малышей в мастерской можно сделать интерактивные игрушки вроде динозавров и механических рыб. Словом, неплохой управляющий должен искать подход к любому посетителю, ведь все они потенциальные жертвователи.

Жизнь нужно прожить так, чтобы к тебе в музей пожелал прийти Четвёртый Доктор.
Two Point Museum — отличный продолжатель серии казуальных и милых тайкунов. И если Campus я проглядела, потому что аналогичных игр было с избытком, то музеи — это совершенно новый и перспективный сеттинг для симуляторов менеджера. А в руках студии Two Point ещё и весьма интересный — оторваться от управления музеем просто невозможно.
Плюсы: улучшенное строительство; механика добычи экспонатов во пора экспедиций; разнообразные карты и тематические выставки; отсутствие рутины.
Минусы: есть небольшие баги вроде исчезающих или «конфликтующих» стен; порядку строительства не хватает гибкости; из-за этой игры я не спала два дня, забив на работу.