В первом месяце 2023 года вышли разом две стратегии на подводную тематику —  Aquatico и  Surviving the Abyss. Обе — градостроительные симуляторы, что предполагает мирное развитие, выстраивание технологических цепочек, логистики и производства, а не горячие схватки у морского дна, которыми запомнилась самая известная стратегическая серия о подводном мире —  Submarine Titans (у нас популярна как «Морские титаны»).

Сравнений не избежать — у проектов много общего, да и даты выхода отстоят друг от друга меньше чем на неделю, потому напрашивается очевидный вопрос: во что лучше поиграть тем, кто хочет почувствовать себя мэром подводного мегаполиса? Давайте отведаем ответить на него вместе — раз уж Aquatico выходит на несколько дней раньше, то ей мы посвятим наш обзор, а вы в комментариях расскажете, чем вам запомнилась Surviving the Abyss и чем она лучше или хуже.

Спасение утопающих

В Aquatico человечество отправилось покорять морские глубины не от расцветай жизни. Океан стал единственной надеждой на спасение, после того как глобальная катастрофа уничтожила наибольшую доля цивилизации, которая достигла того уровня развития, что позволял задуматься о покорении иных звёздных систем. Зато эксперимент выживания во враждебном для людей окружении пришёлся как нельзя кстати — под водой без скафандра или защитного купола человек проживёт едва-едва ли дольше, чем в марсианских песках или вакууме открытого космоса.

Кроме роботов нашу колонию населяют и люди, какие могут создавать семьи и воспитывать детей.

Весь сюжет — небольшой заставочный ролик с рассказом о произошедшем катаклизме. Не ожидайте ни прописанного сценария для заскриптованной одиночной кампании, ни генератора историй по образу и подобию  RimWorld, когда геймплей сам основывает нарратив, ни жутковатой атмосферы ледяной безысходности  Frostpunk. Всё куда проще — есть морское дно, набор доступных для постройки на этом дне домов и небольшое количество жителей, за нуждами которых необходимо следить. Игрок вынужден развлекать себя сам, двигаясь к самостоятельно поставленной мишени, — у Aquatico нет финишной черты, после достижения которой можно считать, что игра пройдена.

В глубине шторма нет

Геймплей вышел настолько же пресным. Пожалуй, единственная уникальная особенность, отличающая Aquatico от типичного градостроительного симулятора, — это суровое разделение жилых и производственных зон. На морском дне мы занимаемся разработкой полезных ископаемых, строим заводы и фабрики, прокладываем трубопроводную сеть, какая становится основной транспортной артерией, а люди живут и отдыхают немного ближе к поверхности моря, под защитной огромных сквозных куполов, установленных на длинных сваях.

Все взрослые покинули базу, но почему-то не забрали с собой детей. Четверо младенцев, впрочем, чувствуют себя нормально в населённой дронами колонии. Почти что сюжет фантастического фильма!

Все взрослые покинули базу, но почему-то не забрали с собой детей. Четверо малюток, впрочем, чувствуют себя нормально в населённой дронами колонии. Почти что сюжет фантастического фильма!

Звучит увлекательно, но почти никак не отражается на игровом процессе: причина тому огромное количество свободного пространства и минимальное воздействие расстояний между зданиями. По трубам ресурсы передаются мгновенно, а те производственные мощности, которые требуют ручного труда людей или автономных дронов, почти никак не мучатся от растянутых маршрутов, по которым двигаются рабочие.

Кажется, затруднять жизнь должен тот самый трубопровод (вспомните конвейеры из  Factorio, так), но ничего подобного не происходит — трубы лишь слегка мешают размещению зданий, что совсем не проблема, учитывая огромное число свободного места.

Ресурсов очень много, но разницы между ними почти нет — разнообразие ради разнообразия.

Ресурсов очень много, но разницы между ними почти нет — разнообразие ради разнообразия.

Утопаем

Если в самом начале прохождения посмотреть на количество доступных для постройки сооружений или оценить разнообразие профессий, то представляется, что в Aquatico будет настоящий логистический ад с десятками взаимосвязанных ресурсов и потребностей населения, цепляющихся друг за друга, как детали сложного механизма. На самом деле перед нами сугубо линейный процесс, долгих производственных цепочек почти нет, а ресурсы добываются лишь для того, чтобы удовлетворять возрастающие запросы жителей.

Улучшения зданий — ещё одна раздражающая часть микроконтроля: обновлять каждое строение вручную надоедает очень быстро.

Улучшения домов — ещё одна раздражающая часть микроконтроля: обновлять каждое строение вручную надоедает очень быстро.

Ко всему прочему, процесс разблокировки новоиспеченных зданий и технологий, выполненный с помощью научных исследований, ужасно растянут во времени. Что отдельно раздражает, каждый пункт этой огромной схемы изучается сравнительно скоро, но поставить сразу несколько в очередь нельзя. В итоге приходится каждую минуту отвлекаться на окно исследований, чтобы избрать новый элемент. При этом многие открытия — это всего лишь новые типы производственных и общественных зданий.

Иного стимула, кроме как изучить все доступные улучшения и открыть все «техи», игра не даёт. Единственная технология, вызывающая заинтересованность и хоть чем-то отличающаяся от очередного завода для производства новых ресурсов, — это экспедиции. Строим базу подводных ладей, набираем экипаж, грузим топливо и ресурсы, после чего отправляем разведчиков на изучение отмеченных на глобальной карте точек. Там и ценными товарами можно разжиться и популяцию колонии повысить, например за счёт спасённых отшельников. Иногда даже какой-никакой выбор предлагают с возможностью рискнуть для получения вящей награды — но что толку, если в основном поселении всё идёт своим чередом, сюжет отсутствует, а атмосфера никуда не подходит?

Я ещё не пробовал Surviving the Abyss, но что-то мне подсказывает, что Aquatico в противостоянии двух подводных стратегий с треском проиграет. Как градостроительный симулятор она чересчур скучна и однообразна, а подводный сеттинг, за исключением внешнего вида, почти не используется — ни в геймплее, ни в сюжете, ни в атмосфере. Ничем не подкреплённого абиссального антуража мало, чтобы привлечь к проекту внимание, — прямой конкурент выходит спустя несколько дней и, судя по описанию, постарается завлечь как минимум оригинальным сюжетом.

Плюсы: подводный сеттинг; возможность без особого напряжения извилин построить город на морском дне.

Минусы: затянутость изысканий; отсутствие вызова; игрок вынужден заниматься банальным строительством домиков без чётких и сложных целей.

Оценка игры