Аудитория попрестарелее наверняка помнит пиратские диски в духе «50 игр в 1», «250 игр в 1» и так далее. Мы даже делали ролик об одном из них. Такие предложения представлялись очень заманчивыми, но на деле часть игр не работали, часть повторялись, а часть вообще были недостойны внимания.  UFO 50 возвращает нас в те поры, хотя американские разработчики не ставили перед собой такую задачу — на Западе подобные сборники не были популярны. Резон, однако, тот же — за низкую цену вы получаете доступ к 50 играм. Разница лишь в том, что все они не только рабочие, но ещё и великолепные.

История, какой не было

Идея, возникшая у создателя  Spelunky Дерека Ю (Derek Yu) и его коллег, поначалу казалась не такой уж безумной — да, необходимо придумать 50 игр, но это восьмибитные развлечения, и много времени они не займут. Проект планировали завершить максимум за два года. Очутилось, разработка даже таких игр — долгий процесс, требующий огромных усилий, особенно когда пытаешься каждую из них сделать как минимум расцветай. Придумать механики, всё нарисовать, написать музыку, протестировать — в результате на UFO 50 ушло более восьми лет, а в какой-то момент её вообще отсрочили в сторону, чтобы выпустить  Spelunky 2. Игры могли сделать мелкими аркадами на пару минут, но нет, это всё полноценные забавы, которые легко могли бы продаваться на отдельных картриджах в 80-х.

Хотя со стороны кажется, что UFO 50 — просто сборник восьмибитных игр, на деле все они связаны историей. Истина, выдуманной. Некая студия UFO Soft делала развлечения для консоли LX, девиз которой прост: «Играй вечно». В основном меню нас встречают 50 картриджей, покрытых пылью, и с каждого из них мы её сдуваем, чтобы попробовать игру. Предварительно можно почитать их описания, а также коротенькие комментарии — кем вдохновлялись вымышленные разработчики, как им пришагала в головы та или иная идея, в каких условиях это всё создавалось и так далее.

Первая игра из списка, Barbuta 1982 года, — самая беспощадная из всех. Это дебютный проект студии, в каком столкнулись неопытность и технические ограничения. Получилась суровая метроидвания с тяжёлым персонажем, который еле прыгает, и полным отсутствием объяснений выходящего. Вы просто появляетесь в пещере с шестью «жизнями», делаете два шага в сторону, и на вас тут же падает кусок потолка. Потом воскресаете, бесцельно носитесь, бьёте мечом и пытаетесь понять, чего от вас хотят. Даже в этой игре, которую пытались сделать максимально вылитее на недружелюбные платформеры с NES, есть и достойная продолжительность (более получаса), и всякие секреты.

Конечно, далеко не все игры такие. Авторы мощно рисковали, ставя Barbuta первой, ведь многие наверняка начнут с неё и попадут в хардкорную метроидванию, которая не прощает промахов. Кто-то, возможно, поставит после этого крест на всей UFO 50. Но надо понимать, что 50 игр здесь не просто так. Вводя их одну за другой, мы можем наблюдать, как вымышленный коллектив становился всё увереннее, как он рисковал с теми или иными релизами, как развивались геймплейные механики. Если в первой игре персонаж еле скачет, то в последующих управление куда удобнее. Если там нас просто выкидывают в мир, то в поздних играх сначала вылезает логотип студии, после показывают вступительный ролик или предлагают включить совместный режим.

UFO 50: Обзор блистательного сборника ретроигр

В каком-то смысле UFO 50 похожа на  IMMORTALITY — здесь скачок между первой и заключительнее играми не настолько большой, как между фильмами в проекте Сэма Барлоу (Sam Barlow), но такие ассоциации возникают. Особенно когда начинаешь вглядываться в детали и подмечать сходство между играми — где-то персонажи похожие, где-то антураж идентичный.

Есть даже парочка сиквелов. Так, первая часть серии Mortol — забавный платформер-головоломка, где вы управляете человечком, способным взрываться и превращаться в стрелу или камень. Выполнив одно из поступков, он погибает и как-то влияет на окружение — каменная статуя на острых кольях становится безопасной платформой, а взрывы устраняют преграды. После смерти человечка на его место приходит новый, и постепенно вы проходите уровни, используя ограниченное количество «житий». Mortol 2 не меняет существенно эту идею, но сиквел более масштабный и работает чуть иначе: в нём класс человечка вы выбираете после ренессансы и опций становится больше — например, персонаж может превращаться в трубу.

Разработчики UFO 50 поставили перед собой мишень создать что-то своё, а не скопировать чужие игры той эпохи. Но персонаж Mortol слишком уж сильно напоминает скачками Марио.

Трилогия Campanella — более интересный случай. Представьте  Flappy Bird, в которой вы не бесконечно летите слева вправо, а попадаете на закрытые уровни с препятствиями. Точно так же, то нажимая, то отпуская кнопку прыжка, вы должны провести космический кораблик из точки А в точку Б, ничего не зацепляя. Во второй части локации становятся большими, да ещё и выходить из кораблика можно! И прыгать по платформам! А потом включаешь третью доля… В реальности это, наверное, был бы один из самых спорных триквелов, который разделил бы аудиторию на хейтеров и фанатов, понимающих жажда разработчиков поэкспериментировать. Но здесь, в сборнике, в котором мы впервые видим эти игры, впечатления от Campanella 3 совсем другие.

Очи разбегаются

Хотелось бы написать об отдельных бриллиантах, на которые нужно обратить внимание, но это бессмысленно. В том числе из-за того, как разными получились игры. Это не просто набор платформеров с разными механиками — здесь есть чуть ли не все жанры, какие можно представить. Вот Seaside Drive — аркада, в которой вы едете по побережью и уворачиваетесь от снарядов. А есть Paint Chase — примечательный оммаж на  Splatoon, где нужно ездить по небольшой карте и закрашивать пол в цвет своей команды, пока оппоненты взяты тем же. Вы врезаетесь в другие машинки, потом сбиваете самолёты, стреляете краской, нажимаете на кнопки для активации одних ячей и блокировки других — чем дальше проходишь, тем интереснее условия.

Закрасить нужную площадь не так-то просто.

Закрасить нужную площадь не так-то просто.

Некоторые идеи так изумительны, что в каких-то играх застреваешь на несколько часов, добиваясь идеальных результатов и выжимая максимум из механик. Мне безумно понравилась Pingolf — смешение пинбола и гольфа. Используя как можно меньшее число ударов, вы должны довести шарик до лунки, но это не так просто из-за висящих перронов, выступов на потолках, батутов, летающих врагов и прочих объектов. Ничто не мешает бить много раз и не гнаться за крутыми итогами, но, поскольку и гольф, и пинбол я обожаю, внутренний перфекционист настаивал на «бёрди» и «иглах» хотя бы на нескольких уровнях.

Забавы здесь найдутся для каждого. Любите головоломки и пошаговые тактики — обратите внимание на Bug Hunter, где нужно очищать горницы от жуков. Вам дают ограниченное количество действий вроде перемещения и атак, а после этих действий ход передаётся жукам — они подвигаются, размножаются и даже эволюционируют. От вас требуется не только уничтожать цели, но и собирать энергетические кубы, за которые потом покупается немало разрушительные действия вроде взрывов, задевающих сразу несколько клеток.

Bug Hunter — одна из тех игр, из которых невозможно вылезти, когда начинаешь разбираться.

Bug Hunter — одна из тех игр, из которых невозможно вылезти, когда начинаешь понимать.

Захотелось поиграть в beat ‘em up — запускайте Fist Hell, прекрасный экшен, в котором геймплей идеально сочетается с антуражем. Там рассказывается о сервировавшем город зомби-апокалипсисе — сражаемся мы с ожившими мертвецами. Помимо мусорных баков, которые можно кидать во врагов, и всяких деревяшек, оружием служат доли поверженных зомби. Ударили одного цепью — можете швырнуть отвалившуюся голову. Машина сбила пару неприятелей — используйте оторванные ноги в качестве биты.

UFO 50: Обзор блистательного сборника ретроигр

Если нравятся обычные платформеры, подойдёт довольно продолжительная Ninpek, где вы несётесь слева направо, прыгаете по платформам и уворачиваетесь от гадов или побеждаете их. Хотите квест — вот Night Manor, где вы исследуете жуткие горницы и собираете предметы, которые потом где-то используете. Но учтите, что предупреждение в начале игры добавили не просто так — может быть жутко. Здесь даже есть что-то вроде современных «тапалок» в Telegram — игра Pilot Quest. Вы долго колотите по объекту в центре карты и собираете лунные капли, получаете мини-ферму, где они бесконечно генерируются, потом делаете из них слитки и так дальше — всё для того, чтобы починить разбившийся корабль.

Шрифты во всех играх разные — вот в Night Manor они вычурные.

Шрифты во всех играх разные — вот в Night Manor они вычурные.

Наверное, главной проблемой UFO 50 для многих станет то, насколько неохотно игроку объясняют суть игр. Обучающих режимов нет, а при взгляде на меню управления видаешь лишь скупые описания двух кнопок. Лично я не сразу понял, что нужно делать в Magic Garden — игре, вылитее на «Змейку». Случайно оставив меню включённым и переключившись на этот текст, я узнал, что у игр есть деморолики и порой в них ровным текстом разжёвывают механики или просто показывают геймплей. Ту же Magic Garden я сразу полюбил, как только понял, что в ней надо мастерить. То же самое касается Planet Zoldath, где без подсказок трудно понять, что не все существа опасны.

Вроде бы надо записать всё это в недостачи, но в то же время на старых консолях было очень много подобных игр — ты либо сам разбирался в них на ходу, либо читал мануал или игровой журнал, либо спрашивал товарищей. Здешние игры заставляют подходить к ним иначе, чем к современным проектам, в которых вам объясняют управление, показывают всплывающие подсказки, а персонаж всегда проговаривает решение загадок или свою цель. В UFO 50 интересно догадываться самостоятельно. В этом плане мне очень нравится Rail Heist, платформер-головоломка про ковбоя, грабящего поезда, — одна из моих излюбленных игр в сборнике, которую даже отдельно от всего остального я бы порекомендовал.

Обязательно поиграйте в Rail Heist!

Обязательно поиграйте в Rail Heist!

Разработка  UFO 50 мощно затянулась, но оно того стоило. Не все игры показались мне отличными, однако в этом и смысл — невозможно создать большую собрание из десятков уникальных развлечений, каждое из которых всем понравится. Кому-то запомнится одно, кто-то будет завлечён другим. Поскольку все игры здесь полноценные, с несколькими уровнями, развитием и концовками (в Night Manor их вообще несколько), контента достанет надолго. А сколько тут ещё не раскрытых секретов… Очень необычный проект, вызывающий ностальгию тем, чего на самом деле не было.

Плюсы: десятки уникальных ретроигр с интересными идеями и оригинальными геймплейными механиками; забавная вымышленная история игровой студии, рассказанная сквозь описания её релизов и через то, как со временем они развиваются; минимальное количество подсказок и объяснений понравится тем, кто любит разбираться во всём самостоятельно.

Минусы: в кой-каких играх не сразу понимаешь, что нужно делать.

Оценка игры