Интрига по предлогу того, какая игра получит награду в номинации «RPG года» (и не только этого), умерла в августе — с выходом  Baldur’s Gate III. А вот за прочие места борьба будет интересная. И в ноябре своё право на место в числе этих претендентов доказала  Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game. Что, впрочем, неудивительно — это новоиспеченная работа Iron Tower Studio, подарившей нам  The Age of Decadence, одну из самых нелинейных и «разговорных» ролевых игр в истории жанра.

Былое и думы

Мы в своё пора очень зря пропустили The Age of Decadence (было только превью), но в среде поклонников жанра она имеет культовый статус. Винс Уэллер (Vince Weller), основатель и глава Iron Tower, фактически в одиночку мастерил The Age of Decadence лет десять, и в итоге мы получили чуть ли не единственную после  Planescape: Torment ролевую игру, которую утилитарны полностью можно пройти без единой драки.

Более того, The Age of Decadence словно подталкивала нас к прохождению через беседы — драка даже с одним противником из-за постоянных промахов и уклонений превращалась в пытку. Зато мы могли пускать в дело подвешенный стиль, разными способами решая квесты и работая на многочисленные фракции и гильдии. Причём никто не запрещал переходить в иные группировки, предавать, интриговать и вообще делать практически что угодно, зарабатывая репутацию крысы или преданного пса, лжеца или человека слова.

The Age of Decadence.

А сама игра заработала славу очень ершистой, неудобной и хардкорной RPG, вынуждающей постоянно откатываться и прокачивать нужные навыки, чтобы пройти очередную проверку. Но при этом отколоться от неё крайне сложно.

Пасынки вселенной

В своей новой игре Винс Уэллер со товарищи пошли по тому же линии и снова выдали крайне болтливую RPG, делающую ставку на силу слова, а не оружия. Но при этом Colony Ship куда немало современная и комфортная. И к тому же куда более сюжетная. Если в The Age of Decadence основной сценарий главным образом выполнял роль полы и спускового крючка для дальнейших нелинейных экспериментов в иммерсивном мире, то в Colony Ship он стоит во главе угла.

Русская локализация здесь пока неполная, поэтому постоянно встречается смешение «французского с нижегородским».

Русская локализация тут пока неполная, поэтому постоянно встречается смешение «французского с нижегородским».

Источником вдохновения для автора послужил знаменитый роман Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) «Пасынки Вселенной», какой породил моду на все эти сюжеты про то, как огромное космическое судно долгие годы везёт тысячи колонистов на далёкую планету и в процессе с ними непременно что-то случается — даже фильм «Пассажиры» с Крисом Праттом (Chris Pratt) и Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence) во многом вышел оттуда.

Впрочем, «Пасынки Вселенной» — предмет более глобальная и серьёзная, говорящая с нами о проблемах общества, о природе человека, о религии и много о чём ещё. Colony Ship не вытекает за романом дословно, а берёт оттуда общую фабулу. Есть огромный «Корабль поколений», который много-много лет счастливится сотни тысяч колонистов к звезде Проксима Центавра. Никто не знает, когда он туда долетит и долетит ли вообще. Да немало это уже и не волнует.

Большинство заботят совершенно другие вещи.

Большинство заботят совершенно другие вещи.

На корабле сменилось не одно поколение людей и давно уже сформировался аналог дольнего общества со всеми его плюсами и болячками — в основном, конечно, с болячками. Особенно они обострились после мятежа, устроенного здешними анархистами.

На момент начала игры корабль разделён на зоны влияния и территории, принадлежащие разным фракциям — среди ключевых выделяются Храм, местные вояки Протекторы, помешанные на служении изначальной миссии корабля, и Братство (те самые анархисты). Есть ещё члены Рекомендации из числа знати, следящие за всем и за всеми; секты во главе с Великой Матерью; монахи-киборги, которые служат машинам, обеспечивая работоспособность корабля; банды, всегда сражающиеся за территории.

 Это мы, естественно, на приёме у главного церковника.

 Это мы, естественно, на приёме у главного церковника.

Лидеры фракций и большинство рядовых граждан живут в Убежище, поделённом на зоны влияния. Ботаники что-то выращивают в Гидропонике и периодически отбиваются от огромных лягушек, которые тут очень нередко идут на завтрак, обед и ужин. Исследователи, авантюристы и мародёры прочёсывают руины Центра управления полётом.

А многие из тех, кто утомленен от разборок между группировками или хочет сбежать от них, идут в Яму, расположенную в грузовых отсеках корабля. Этот «свободный город» сделался символом независимости — а для кого-то, наоборот, беззакония и греха. Живут здесь свободно, но умирают быстро.

Согласитесь, очень фоллаутовские виды.

Согласитесь, весьма фоллаутовские виды.

Между молотом и наковальней

Естественно, именно в Яме мы начинаем игру. И сразу с радостью вдыхаем атмосфера свободы а-ля  Fallout. Первый же квест, который вроде как связан с поисками древней машины в заброшенной Оружейной, втягивает нас в разборки между мощными мира сего. А в них мы вольны принимать любую строну и поступать как угодно.

Уже через пять минут после основы игры мы встаём перед нелёгким выбором между местным «губернатором», вчерашним бандитом, который и ныне потакает рэкету, и здешним шерифом, вчерашним наёмником, ныне решившим прибрать свободный город к рукам закона.

Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

Этот выбор ведёт к различным линейкам квестов. Да и напарники реагируют на него по-разному — например, девушке Фэйт, решившей отомстить за свою уложенную семью, очень не понравится, если мы встанем на сторону «губернатора», а вот вспыльчивый любитель пострелять Эванс, наоборот, обеими дланями поддерживает этот выбор.

Ещё в нашей команде уже в начале может оказаться суровый мужик с дробовиком Джед, к какому мы приходим выбивать долги и которого вольны либо пристрелить, либо выслушать и взять в отряд.

И дальше всё в том же духе Fallout. Утилитарны все важные квесты можно решить разными путями. Пришли мы, например, за важным топливным элементом к лидеру киборгов-сектантов Великой Маме, та послала нас куда подальше, а затем встаёт выбор — выкрасть его, обратиться за помощью к одной из трёх главных фракций или пойти на предлогу у того, кто очень хочет убрать «мамашу» и готов нам устроить ещё одну личную встречу для более жёсткого беседы.

Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

Практически у каждого лидера той или иной группировки тут враги и предатели среди своих же. И мы можем либо поддержать их стремление ликвидировать главаря или, наоборот, выступить на стороне текущей власти. А можно согласиться поддержать, а потом сдать «революционеров».

Впрочем, никто не помешивает не мчаться по сюжету, а заняться, например, доскональным изучением уже упомянутых руин Центра управления полётом, где тоже цело приключений и наживы. Попробуйте починить боевого робота или найти глаз высокопоставленного члена Совета для доступа в секцию, где открыто скрыто что-то очень ценное. В последнем случае, правда, понадобятся продвинутые навыки стелса, чтобы прокрасться к необходимому саркофагу.

В Гидропонике приходится пробираться через обильную флору.

В Гидропонике приходится пробираться через обильную флору.

Репутация — всё!

С помощью стелса можно избежать немало сражений или выкрасть важный квестовый предмет. Хотя главное наше оружие, позволяющее пропустить практически все свалки, — это, конечно, красноречие.

Все наши действия, как и в The Age of Decadence, отражаются не только на концовках истории, но и на репутации у фракций, а также на том, каким мы предстаём в глазах иных людей. Да, бывает, что любой наш выбор всё равно приводит к одним и тем же сюжетным квестам. Но изменится как минимум отношение фракций и напарников к вам.

Собственная репутация высчитывается по четырём параметрам — это бой, дипломатия, стелс и исследование. И уже к концу второй главы я получил более 80 баллов в графе дипломатии, сделавшись «манипулятором».

Также игра учитывает наши случаи успешного убеждения.

Также игра учитывает наши случаи успешного убеждения.

Во многих ключевых квестах мне предлагали участвовать в эпической битве или использовать какие-то иные навыки, чтобы облегчить предстоящее сражение. Я всегда выбирал второе и в итоге сильно помогал — в одном случае заблокировал подход подкреплений с поддержкой компьютерных навыков, а в другом во время диалога спровоцировал лучших бойцов противника, и те убили друг друга.

Да, как и в The Age of Decadence, практически весь геймплей в Colony Ship построен на проверке навыков. Убеждение, знание «улиц», компьютеров, электроники, биотехнологий, взлом замков, кража — на каждом шагу полно ситуаций и предметов, с которыми пригодится какое-то из умений. А ещё практически в каждой большой локации есть окна, куда можно неприметно пролезть, чтобы что-нибудь умыкнуть, — если, конечно, достаточно развит стелс.

Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

Даже ваше мастерство владения тем или другим видом оружия может пригодиться вне боя. Бежите вы, например, по мосту, и вдруг прямо перед вами падает скошенный пулей человек — игра разом предложит пройти проверку навыка «Винтовки». Если пройдёте, то подстрелите вражеского снайпера. Если нет, то предложат желая бы поделиться аптечкой и оказать первую помощь. Причём это не отдельный квест, а так, деталь, почти что случайное событие.

Все навыки прокачиваются по мере использования — любой вскрытый замок или починенная электронная вещь добавляют очки опыта в соответствующую графу. Кроме того, при получении новоиспеченных уровней иногда позволяют сразу прокачать тот или иной навык.

Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

И на каждом уровне нужно выбрать новое инертное умение в одной из групп — есть, условно, стелс, боевые способности, социальные, лидерские, увеличивающие эффективность итого отряда, и общие. К последним в том числе относится максимальное количество имплантов. Просто так напичкать себя аугментациями, подающими бонусы к характеристикам, не получится. И напарники сами говорят, какие импланты они предпочитают, а какие им не нужны.

Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

Обучаться также можно у кой-каких торговцев и специалистов — за плату они готовы прокачать выбранный навык нам или кому-то из напарников. Наконец, иногда встречаются жетоны для особых тренажёров, где закачивается курс повышения квалификации по целой группе умений.

Таким образом, мы развиваемся в довольно независимом формате. При этом на старте можно или самому создать персонажа, или выбрать заранее заготовленный архетип — это сильный боец, ловкий стрелок и проницательный дипломат. Но по мере прохождения вы вольны корректировать этот шаблон и развивать его в любом курсе. Если что, всегда можно воспользоваться навыками напарников — например, разбираться с компьютерами и биотехнологиями я всегда просил Фэйт.

При случае здесь  всегда можно поступить по-плохому.

При случае тут всегда можно поступить по-плохому.

Ложки дёгтя

Colony Ship, как и The Age of Decadence, в первую очередь поощряет миролюбивое решение проблем с помощью разговоров и практически не скрывает этого. Как я уже сказал, много внимания уделено стелсу: есть показатель гула, на который влияет экипировка (от этого зависит радиус обнаружения персонажа), и можно приобрести или заполучить гаджет, мастерящий вас на время невидимым, а потом улучшать его с помощью найденных деталей.

В этой ситуации без невидимости не обойтись.

В этой ситуации без невидимости не обойтись.

А вот с пошаговыми сражениями в Colony Ship всё сложнее. Как и в The Age of Decadence, это, произнесём так, не лучшая часть игры. Нет, по сравнению с «декадансом» здесь бои реализованы лучше и удобнее. Можно менять режим пальбы, занимать укрытия, выцеливать разные части тела (влияет на шанс попадания). Боевые умения разделены по обликам оружия — есть пистолеты, винтовки и дробовики. У некоторых пушек даже имеются свои навыки.

Но многих тактических возможностей не хватает, и всё, как правило, решают гранаты. Сражения сделались чуть легче и динамичнее по сравнению с The Age of Decadence, но всё равно враги изначально перекачаны, и их сильно больше. Доходит до забавного — даже лягушка тут может один на один забодать одетого в тяжёлую броню воина. С другой стороны, на старте можно избрать облегчённый режим.

После нокаута персонажа  есть лишь несколько ходов, чтобы выиграть сражение, — после них он погибнет.

После нокаута персонажа есть лишь несколько ходов, чтобы выиграть сражение, — после них он погибнет.

К недостачам я бы также отнёс обилие беготни между локациями. Хотя и тут стало легче — практически из любого места можно попросту через карту быстро переместиться в выбранную точку. К приятным удобствам я бы также отнёс возможность настроить самодействующее лечение и перезарядку после каждого боя.

Наконец, в Colony Ship недостаточно проработана система взаимодействия с напарниками. Мы с ними нередко что-то обсуждаем, они могут не соглашаться с чем-то. Но ситуации, когда из-за наших действий связь с союзником ослабевает или, навыворот, укрепляется, довольно редки. Не говоря уже о более серьёзных последствиях и глубоком взаимодействии, которые мы видели, например, в  Baldur’s Gate III.

Здесь много экипировки, но вес в инвентаре не имеет значения.

Тут много экипировки, но вес в инвентаре не имеет значения.

Да,  Colony Ship не сравнится с Baldur’s Gate III — хотя бы в силу объективных финансовых, кадровых и технических ограничений. Но поверьте, когда вы будете в неё резаться, то напрочь забудете о существовании других RPG — пусть даже они в чём-то лучше.

Плюсы: интересный, нелинейный сюжет; возможность разрешить большинство квестов разными способами; обилие навыков, влияющих на геймплей; неплохо проработанный стелс; игра сделалась более динамичной и удобной по сравнению с  The Age of Decadence; приятные дизайн и графика.

Минусы: хотелось бы больше масштаба; сражения выглядят неимущими родственниками на фоне всего остального; не хватает более глубокого взаимодействия с напарниками.

Оценка игры