Живо для платформы:
Можно молиться, делать подношения, очищать или даже атаковать языческих богов (точнее, их статуи), но чем это обернётся, никогда толком не ведаешь.
Живо для платформы:
Можно молиться, делать подношения, очищать или даже атаковать языческих богов (точнее, их статуи), но чем это обернётся, никогда толком не ведаешь.
А событий попадается много. То одна полуденница-призрак попросит убить её такую же мёртвую сестру, а та расскажет совсем иную историю и попросит, наоборот, объединить их и найти для этого подходящее тело. То мы встретим перепуганного ребёнка, который украл у ведьмы ожерелье и теперь онемел из-за проклятия. То родители попросят спасти своих детей, которых запер в храмы излишне праведный священник, не верящий в языческие обряды. Или мы выловим щуку, готовую выполнить одно желание.
Частенько в таких случаях, выбирая, как устроиться, Иван-неудачник по иронии судьбы должен полагаться на удачу. Но кроме того, и в сюжетных, и в побочных квестах, и в случайных ивентах мы всегда выбираем реплики, которые, условно, соответствуют агрессии, глупости, жадности или праведности. И благодаря этому исход тоже может быть различным — или сразу броситься в драку, или попытаться уладить дело миром, или заключить выгодную сделку. Таким образом можно выбирать, кого колотить, или, наоборот, избежать сражений — даже с некоторыми боссами.
В зависимости от того, какие реплики в этих четырёх системах координат мы пуще выбираем, постепенно складывается характер главного героя. Как я уже сказал, он может быть классическим Иваном-дураком, Иваном добродетельным, Иваном-жадиной или Иваном злобным. А это не попросту титул — он открывает разные ветки талантов, которые можно выбрать по достижении нового уровня и прохождении значительных локаций. Жадине доступны умения, позволяющие, например, подлечиваться с каждой собранной копейкой или наносить тем больше урона, чем вяще у нас в карманах денег. А вот добродетельному Ваньке предложат на выбор перки с названиями типа «Моя плоть — чистая!» (+1 к сложению) или «Помоги мне — и я помогу тебе!» (скидка 15 % у торговцев).
При этом если вы ещё вчера были Иваном ненасытным, а сейчас уже благодаря другим ответам стали Иваном-дураком или каким-то другим, то прошлые умения останутся с вами. Таким манером, можно достаточно гибко развиваться и формировать действительно уникального Иванушку.
Также мы влияем на исход предстоящих сюжетных миссий, на свои или вражьи характеристики и тем, что выбираем, в какой день и в какое время суток отправиться на задание. По субботам после каждой свалки Иван бесплатно подлечивается, по ночам враги слабее и так далее.
Персонажи часто говорят стихами — получилось круто и атмосферно, желая до Александра Сергеевича и далеко.
Сильно влияет на показатели нашего Ивана и экипировка, какой в Yaga уделено особое внимание. Во-первых, оружие. Наш кузнец таскает с собой наковальню и очень часто может сам себе создать новоиспеченный молот, используя разные виды руды и металлов. А те дают разные эффекты, позволяющие отталкивать врагов, запугивать их, замораживать, переманивать временно на свою сторону, вызывать кровотечения, наносить больше урона каким-то конкретным обликам противников, восстанавливать часть здоровья с каждым ударом и так далее.
Помимо основного есть и дополнительное оружие (буквальнее сказать, гаджеты), которое мы протезом прикрепляем к культе Ивана — ну почти как у Неро из Devil May Cry 5. Это и крюк-кошка, которая помимо далеких атак позволяет быстро перемещаться на большие расстояния, в том числе недоступные обычным способом, и серп, который не лишь косит сразу нескольких врагов вокруг, но и позволяет прорубить проход к спрятанному в зарослях сундуку. Есть также заступ — с её помощью мы и предметы важные можем откопать, и даже скрытно перемещаемся под землёй. Правда, кому тут стелс необходим, не очень понятно.
В кузнице предметы разрешено разбирать на ингредиенты, а если улучшать наковальню с помощью собранных материалов, то можно увеличивать шансы получить здоровые бонусы при крафте (в том числе от языческих богов) или спасти важные артефакты при разборе предметов. Не менее разнообразные и здоровые эффекты дают талисманы — то же поддельное (или настоящее) золотое яблочко либо золотое яичко от известной курицы.
Уместно, есть один очень сказочный способ получить что-нибудь ценное: при переходе между локациями можно пообщаться с вороном, покормить его хлебом и попросить принести здоровый предмет. Правда, это (и не только это) может стоить не только хлеба или копеек, но и частей тел убитых врагов и монстров. Да, Иванушка тут совершенно не брезгливый…
Сражаемся мы в разных климатических условиях.
Проблема в том, что Иван-то у нас неудачник. Поэтому, кем бы он ни был — дураком, жадиной или праведником, что бы он ни натягивал, Лихо преследует его постоянно.
Происходит это так. Выбирая реплики в разговорах, которые влияют на характер героя, используя магические объекты (а это практически все расходники), получая благословения и даже, кажется, просто избивая врагов своим слишком уж магически прокачанным оружием, мы увеличиваем степень невезения (Bad Luck). А когда показатель достигнет нужного уровня, через какое-то время из воздуха появится Лихо и ровно в бою сломает нам любимый, недавно созданный молот, разящий всех молниями, или стырит тот самый талисман, благодаря какому мы восстанавливали здоровье с каждым ударом. Поэтому всегда нужно таскать с собой и крафтить запасные молоты и усердствовать особо не выкидывать, не продавать и не подносить в качестве дара богам талисманы.
Да, при высоком уровне неудачливости мы и опыта получаем вяще, но это слабая замена для какого-нибудь очень крутого оружия или артефакта. Поэтому во многих случаях приходится выбирать нейтральные ответы, какие никак не влияют на нашу удачу, и как можно реже пользоваться расходниками.
Как и в третьем «Ведьмаке», тут можно найти разом нескольких бабок-ёжек неприятной наружности.
Это действительно бодрит и усложняет игру, которая до этого могла представляться слишком лёгкой. На самом деле она всегда действует по принципу «Усыпить бдительность, а потом огреть обухом по башке». То есть вот вы проходите локацию, всех раскидываете, скоро перекатываясь, сигая врагам за спину с помощью крюк-кошки, разя всех молодецкими ударами молота или серпа, вовремя отходя, чтобы бить издали. А потом пара атак с разбега от простых кабанов или каких-то огров — и вот уже нужно спешно отступать, есть целебный хлебушек, который тут приравнен к дефициту, и повышать тем самым уровень невезения.
В наличии и злобные боссы — медведь с балалайкой, водяной и другие. Не все из них доставляют серьёзные проблемы, но некоторые (Лихо, например) совершенно достоверно сделают так, что ваш вечер перестанет быть томным и станет нервным.
После гибели один раз нам позволят воскреснуть с половиной здоровья или использовать особый объект, чтобы призвать того же медведя с балалайкой. Если и это не поможет, мы возродимся в безопасном месте, потеряв и сломав что-то из экипировки.
Увороты и далекие атаки частенько выручают в опасных ситуациях.
***
Во всём этом, в том числе в юморе, иронии и пьющих мужичках с алыми носами, чувствуется тот самый славянский колорит, за который многие любят серию The Witcher. Уровень в Yaga, удобопонятно, другой — это всё же румынское инди, а не польское AAA, но в целом сделано всё на удивление качественно. Нарисовано и озвучено — тоже. А уж какая тут музыка — весьма крутой микс из распевного славянского (с явными оттенками русского) фольклора, электроники и даже рэпа. Жаль лишь, мелодии часто повторяются. Геймплей же не надоедает, даже если вас который раз обижает Лихо, заставляя чувствовать себя натуральным неудачником. Хочется, наконец, найти эту одноглазую тварь и с помощью серпа и молота всё объяснить. В общем, колоритная и весьма душевная игра получилась — пропускать её российские ценители жанра просто не имеют права.
Плюсы: интригующая история, навеянная русскими общенародными сказками; колоритный сеттинг, основанный на славянской мифологии; множество заданий, а также случайных встреч, где мы вольны поступать по-разному; необычная ролевая система; бодрые свалки; уникальная концепция Лиха, которое преследует неудачливого героя; полезный крафт; обилие предметов с разными свойствами; шикарное музыкальное сопровождение.
Минусы: в сражениях править персонажем и перемещаться не всегда удобно; баланс сложности не всегда распределяется равномерно.