Можно ли судить четвёртый сезон сериала «Пацаны» за то, что он окончательно свалился в сатирическую треш-комедию с элементами БДСМ-порно? Можно, но как это снято и сколько людей это всё равновелико смотрят? Примерно так же сегодня и с играми от китайской HoYoverse. Её можно критиковать за то, что она делает ориентированные на фан-сервис анимешные гачи, но как они сделаны, сколько миллионов в них играют? Вот и  Zenless Zone Zero, родимая сестрица  Genshin Impact,  Honkai Impact 3rd и  Honkai: Star Rail, вроде бы заранее была обречена на успех. Но отчего тогда именно ZZZ — пожалуй, самая противоречивая на сегодня игра от HoYoverse?

А где место для шага вперёд?

Две главные проблемы Zenless Zone Zero — это сюжет и процесс изыскания мира. И если по поводу сюжета ещё можно спорить, то с эксплорингом всё очевидно — его фактически нет. Шестая улица в городе Нью-Эриду, на какой живут два главных героя, хакеры Вайз и его сестра Белль, — это два с половиной дома и пара переулков, между какими мы бегаем, чтобы фоткать кошечек по побочным заданиям, общаться с глупенькими блогершами и мусорными баками (так, видимо, авторы коротают связь с Honkai: Star Rail, где были такие же «мусорные» истории).

Всё остальное время мы просто переключаемся между менюшками, чтобы скоро перемещаться в такие же небольшие локации, где проходят сюжетные миссии, а также всевозможные испытания, тренировки и сражения с боссами.

За авторов становится уже жутко. Что у них за фиксация на мусорных баках?

Кто-то скажет, что так игра возвращается к корням, а именно к Honkai Impact 3rd. Кто-то, вероятно, кивнёт в сторону серии Persona — особенно учитывая, что все активности в ZZZ распределены по времени суток и Белль периодически сама решает, стоит ли ей ложиться почивать или ещё можно побегать вокруг двух домов по Шестой улице в поисках редких новых приключений. Но я после Genshin Impact и даже Honkai: Star Rail, где нет отворённого мира, но всё равно много довольно обширных локаций, испытывал приступы клаустрофобии.

Авторы постоянно подбрасывают новые мини-квесты и персонажей, но всё равно на этой улице тесно и скучновато.

Авторы постоянно подбрасывают новоиспеченные мини-квесты и персонажей, но всё равно на этой улице тесно и скучновато.

Что происходит?

Это вообще очень важный и характерный для понимания игры фактор — субъективщина. Потому что объективно кидается в глаза только одно — богатое, как всегда, аудиовизуальное исполнение: комиксы, обрамляющие сюжет, и феерическая боевая анимация, особенно у девиц, которые, как обычно у HoYoverse, являются главным украшением игры.

А дальше начинаются вопросы. Хорошо, конечно, что мы в кои-то вежды играем не за очередного спасителя (или спасительницу) мира с хронической амнезией — вместо этого у нас вышеупомянутая хакерша Белль, какая вместе с Вайзом, сидя за компом, проводят заказчиков по опасным кавернам — это зараженные неким эфиром локации, целые монстров-мутантов. В них трудно ориентироваться без помощи хакеров (их ещё называют прокси), а действовать нужно быстро, чтобы самому не заразиться и не обратиться в чудище.

HoYoverse впору издавать собственные комиксы.

HoYoverse впору издавать собственные комиксы.

Но антураж, получается, всё равно знакомый (опять имеем дело с очередной бякой, превращающей людей в мутантов). И при этом мне показалось, что авторы не весьма удачно подают сюжет, особенно поначалу. Да, в других играх HoYoverse нас сразу засыпают клише — амнезия, спасение вселенной и так далее. Но там хотя бы сразу чувствуется масштаб и наша важность, а в Honkai Impact 3rd — ещё и драма, связанная с трагическим прошедшим героини.

А в ZZZ мы поначалу долгое время занимаемся рутиной, проводим по кавернам разодетых девочек и мальчиков, которые желают просто заработать или же конкурируют за строительные подряды. А в перерывах вот фоткаем кошечек, ищем подходящие для них мусорные баки (да, опять!) и занимаемся иными мелкими поручениями.

В игре много красивых девчонок. В центре, кстати, Белль, а слева — её брат Вайз.

В игре много красивых девчонок. В центре, кстати, Белль, а слева — её брат Вайз.

И всё это выходит в довольно странном мире. Тут у нас смесь киберпанка, ретрофутуризма и маразма. С одной стороны, всё очень современно, все сидят в смартфонах и соцсетях, где мы декламируем новости перед сном и общаемся с заказчиками. И у многих есть в помощниках забавные механические существа, похожие на косая, — банбу. Но при этом все слушают пластинки и смотрят видеокассеты (Белль и Вайз как раз владеют видеосалоном), а по улицам ходят сообщающие медведи и полицейские в костюмах кошек, сопровождающие свои просьбы фразами вроде «Только вот пятая точечка у меня весьма уж бо-бо»…

В музыкальном магазине торгуют вот такая девушка-робот.

В музыкальном магазине торгуют вот такая девушка-робот.

Убить за шесть секунд!

Противоречивые чувства вызывает и военная система. С одной стороны, повторю, тут шикарная анимация и в целом сражения выглядят даже эффектнее, чем в  Wuthering Waves. Тут драки тоже строятся на том, чтобы вовремя переключаться между героями — это даёт им бонусы и активирует особые штурмы. Но при этом бои выглядят поначалу более хаотичными — скорость в них запредельная, и чаще всего ни ты, ни враги не успеваете толком постигнуть, что произошло и как за пару секунд наши подопечные порвали противников на тряпки.

Даже боссов поначалу выносишь за секунды.

И вот представьте, что вы будьте в ситуации, когда ни сюжет, ни мир вам толком не понятны, а в драках зачастую можно отвернуться и просто нажимать на все кнопки.

Разумеется, со временем ситуация выправляется. В сюжете возникают действительно интересные ситуации и персонажи. ИИ-помощница наших героев по имени Фея начинает недурно юморить и оживлять ситуацию. Появляются интересные личные истории персонажей в видеоархиве. К необычному миру привыкаешь, и даже начинаешь находить в нём свою прелесть. А в сражениях является настоящая сложность, заставляющая повернуться, наконец, к экрану и начать куда более осознанно нажимать на кнопки.

Необходимо вовремя блокировать удары, переключаться между персонажами и смешивать их стихийные эффекты.

Акела промахнулся?

Но всё равно остаются проблемы. И прежде всего — к подаче сюжета и устройству мира. Сценаристы постоянно держат нас на коротком поводке — поспи или передохни, сходи поговори с братом, прокачай сначала свою учётную запись (аналог общего уровня приключений из Genshin Impact), а после уже начнём очередную сюжетную миссию. Хочешь чуть больше свободного времени? Иди погуляй среди знакомых двух домов, пофоткай кошечек, хлебни кофе, съешь ежедневную порцию лапши, чтобы получить бонусы. При этом тут нулевая вариативность и практически нет морального выбора.

Есть и иные занятия. И прежде всего это всевозможные испытания и сражения с сильными врагами на разных уровнях сложности ради гринда валюты и материалов на крафт и прокачку — тут всё предельно известно по всем подобным проектам. Но при этом такие сражения проходят на двух-трёх одинаковых небольших локациях.

Весь этот одинаковый индустриальный пейзаж не особенно радует.

Весь этот равный индустриальный пейзаж не особенно радует.

Авторы стараются, конечно, разнообразить такие миссии мини-играми, дополнительными условиями и испытаниями. Так, в некоторых боевых сценариях можно собирать резонаторы — карты с бонусами для отряда, в других нужно охранять от неприятелей точки сбора данных. Или нас вдруг попросят по пути к следующей пачке противников собрать за отведённое время 300 монет. Мастерит ли это происходящее чуть более разнообразным? Да. А вот более интересным — едва ли.

Действительно радуют разве что миссии, где сражения смешаны с небольшой настольной игрой, в какой Белль управляет теми самыми механическими банбу. Играя за них, мы перемещаемся по клеткам каверны, собираем какие-то бонусы, нажимаем на кнопки, чтобы отворить проходы или размещаем бомбы, чтобы взорвать препятствия.

Иногда вот нужно управлять машинами и пробивать стены.

Иногда вот нужно управлять машинами и пробивать стены.

Тут авторы проявляют вяще фантазии, но всё равно ситуации часто повторяются и не вызывают особого желания надолго оставаться в рамках таких сценариев, какие сами по себе выглядят инородными в рамках красочной анимешной RPG.

Учитывая, что в игре масса таких сюжетных и побочных активностей, а проходят они в пределах четы локаций на фоне постоянных указаний, что нам делать, с кем встретиться, когда поспать и так далее (а ещё нужно регулярно открывать лавка и выставлять видеокассеты), возникает ощущение, что мы не в увлекательном приключении участвуем, а ходим на работу, переключаясь на компе между менюшками.

Zenless Zone Zero: Обзор молодёжной гачи от авторов Genshin Impact

Но ради чего этим заниматься? По идее, ради ресурсов, прокачки, круток и новоиспеченных персонажей S-уровня. В ZZZ авторы оказались довольно щедрыми, а количество валют, ресурсов, наград и разных вариаций военных пропусков, за которые выдают всевозможные плюшки, просто зашкаливает.

Но тут возникает другая проблема. Играем мы за одну и ту же Белль, а среди тех, кого она коротает по опасным территориям и кто непосредственно участвует в сражениях, не так уж и много действительно ярких персонажей, которых хочется выбить. В том числе с точки зрения военных стилей.

Новые пассивные умения открывают и части особых картинок с персонажами. Но успокойтесь — никакого хентая.

Новые пассивные умения открывают и части особых картинок с персонажами. Но успокойтесь — никакого хентая.

И в «геншине», и тем немало в Honkai: Star Rail многие запоминаются благодаря своим умениям — как 7 Март в HSR или лучница, призывающая взрывную игрушку, в Genshin Impact. Я уже не сообщаю о Скаре из Wuthering Waves — он ещё не стал играбельным, но народ уже очень хочет этого и будет делать всё, чтобы вышибить такого персонажа. А в Zenless Zone Zero большинство просто закликивают врагов за секунды, осыпая их ударами в ближнем бою. Запомнились мне неужели что стрелок Билли и медведь Бен, но их и так дают по сюжету.

Эта девица с бензопилой тоже харизматичная, но её получаешь в самом начале игры.

Разумеется, в Zenless Zone Zero есть светлые моменты — классные комиксы, забавные сообщения в местной социальной сети, отдельный яркие персонажи, смешные ситуации и диалоги, ностальгическая стилистика, связанная с пластинками и видеокассетами. Наконец, есть мини-игры, в каких можно соревноваться с другими игроками (пока это единственная кооперативная активность). Ну и в целом чувствуется, что авторы старались чем-то удивить. Они сами себя вогнали в эту ситуацию — ну не делать же ещё одну Genshin Impact или Honkai: Star Rail.

В итоге они создали более ламповую, лаконичную и молодёжную по стилистике игру, какая отличается необычной сюжетной подачей. И я уверен, что многие оценили или ещё оценят это. Повторю, здесь очень многое зависит от субъективного восприятия. Но вот собственно я скорее буду ждать нового региона в «геншине» (кстати, совсем скоро!) или новой планеты в  Honkai: Star Rail, чем новоиспеченных приключений Белль в  Zenless Zone Zero.

Плюсы: великолепное аудиовизуальное исполнение; яркие и динамичные сражения; обилие испытаний; есть ослепительные персонажи и ситуации; встречаются забавные шутки и диалоги.

Минусы: сюжет слишком медленно раскручивается; мало независимости и простора для исследования мира; много рутины и ограничений; большинство миссий проходят в рамках излишне однообразных сценариев и на равных небольших локациях.

Оценка игры